Решение по делу № 2-6032/2016 от 06.06.2016

Дело № 2-6032/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 июня 2016 года г. Кызыл

Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего Шулуу Л.К., при секретаре Монгуш Х.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

у с т а н о в и л :

Истец обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении об уплаты исполнительского сбора.

В обоснование заявления указано на то, что решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования К. о предоставлении жилого помещения удовлетворены.данным решением на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее ответчик, Министерство, должник) возложена обязанность предоставить К. на условиях договора специализированного найма жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям площадью не ниже установленных норм. Решение суд вступило в законную силу. По данному акту возбуждено исполнительно производство. В связи с неисполнением судебного решения вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Тем не мене вины должника в неисполнении требований исполнительного документа не имеется. Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям оставшимся без попечения родителей. Необходимо учитывать тот факт, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной Порядком административной процедурой. При этом Министерство обращалось с заявлением в суд об отсрочке исполнения решения, в чем было отказано.

Просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей и приостановить исполнительное производство.

В судебном заседании представитель истца, действующая на основании доверенности, исковое заявление поддержала по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела без его участия.

Третье лицо К. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч.1-3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определен Федеральным законом от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), согласно части 1 статьи 5 которого принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с ч. 11 и ч. 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из материалов дела, на основании исполнительного листа, выданного Кызылским городским судом, возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, предмет исполнения – обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва предоставить К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <данные изъяты> на условиях договора специализированного найма благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, общей площадью не ниже 12,5 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП <адрес> по РОВИП вынесено постановление о взыскании с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Действия судебного пристава-исполнителя осуществлены в рамкахвозбужденного исполнительногопроизводства,в пределах полномочий, предоставленных емуФедеральным Законом от 21 июля 1997 года «О судебных приставах», и законность данного действия в настоящем случае истцом не оспаривается.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (части 1 и 3 статьи 112 Закона N 229-ФЗ).

Вместе с тем, согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению (ч.8 ст.112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Исходя из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", исполнительский сбор по своей правовой сути представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично- правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.

Таким образом, поскольку исполнительский сбор является санкцией за несвоевременно исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем необходимость применения данной санкции обусловлена установлением ряда обстоятельств, а именно: причин, по которым не исполнен исполнительный документ, уважительность этих причин и объективной возможности исполнения решения суда должником в установленные сроки. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Истец в обоснование своих требований указывает на то, что виновных действий не допускал, фактически решение суда не исполнено в связи отсутствием реальной возможности исполнения.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В названном Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.

Из материалов дела усматривается, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, министерство указало, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.

Как следует из содержания Постановления Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 г. №625 «О НАДЕЛЕНИИ АГЕНТСТВА ПО ДЕЛАМ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ПОЛНОМОЧИЕМ ПО ПРЕДОСТАВЛЕНИЮ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ПРОЖИВАНИЯ В НИХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА, И ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛИЦ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИЗ УКАЗАННОГО ФОНДА» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда. Внесено в Положение об Агентстве по делам семьи и детей Республики Тыва, утвержденное постановлением Правительства Республики Тыва от 18 октября 2012 г. N 554, изменение, дополнив пунктами 6.22 и 6.23 следующего содержания: "6.22. предоставляет в установленном порядке жилые помещения, предназначенные для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящие в состав специализированного жилищного фонда; 6.23. распоряжается финансовыми средствами и имуществом, закрепленным за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва". Данное постановление вступило в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

На основании данного постановления утвержден Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда.

Формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется: посредством строительства жилых домов и многоквартирных жилых домов на территории Республики Тыва; приобретения жилых помещений в государственную собственность Республики Тыва на первичном или вторичном рынке жилья на территории Республики Тыва у физических и/или юридических лиц; за счет жилых помещений, перешедших в государственную собственность Республики Тыва в установленном законодательством порядке. (п. 4 Порядка)

Заключение и оформление договоров купли-продажи жилых помещений для формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется в соответствии с нормами действующего законодательства. (п.5)

Для отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду для детей-сирот государственный заказчик направляет в Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва соответствующие документы на жилое помещение в течение 5 рабочих дней с момента получения свидетельства государственной регистрации права. (п.6)

Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва включает жилые помещения в реестр государственной собственности Республики Тыва в установленном действующим законодательством порядке. (п.7)

Включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производится Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений". Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва осуществляет включение жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда на основании заявки Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва. (п.8)

Решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду либо о невозможности в таком отнесении принимается Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва в течение 30 календарных дней с даты предоставления и подписания необходимых документов. Решение о невозможности отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду принимается в этот же срок в случае несоответствия жилого помещения требованиям, предъявленным к этому виду жилых помещений согласно пункту 9 настоящего Порядка.Решение об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. (п.10)

В случае принятия решения об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерством земельных и имущественных отношений Республики Тыва: в течение 3 рабочих дней принимается распоряжение о закреплении жилого помещения, отнесенного к специализированному жилищному фонду, на праве оперативного управления за Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва (далее - распоряжение); в течение 5 рабочих дней с даты принятия распоряжения направляет один экземпляр распоряжения в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва. (п. 11)

Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва не позднее 30 рабочих дней с даты получения соответствующего экземпляра распоряжения регистрирует право оперативного управления в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество. (п. 12)

Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва не позднее 15 рабочих дней с даты регистрации права на оперативное управление жилым помещением принимает решение о предоставлении жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа по месту их жительства и письменно уведомляет об этом гражданина в течение 3 рабочих дней. (п. 13)

В уведомлении о принятом решении о предоставлении гражданину жилого помещения указывается срок явки гражданина в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва для подписания договора найма специализированного жилого помещения, который не должен превышать 30 календарных дней со дня принятия решения. (п. 14)

Таким образом, у Министерства не имелось возможности в течение установленного пятидневного срока реально исполнить решение суда об обеспечении К. специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда вследствие объективных обстоятельств.

Принимая во внимание, что финансирование министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета, исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и заявителем представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, суд приходит выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, поскольку установлено, что истцом были предприняты действия, направленные на исполнение решения суда то есть виновных действий по неисполнению решения суда истцом не допускалось, поэтому имеются основания для освобождения Министерства от уплаты исполнительского сбора и удовлетворения иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва об освобождении от уплаты исполнительского сбора - удовлетворить.

Освободить Министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП <адрес> по РОВИП Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2016 года.

Судья Л.К. Шулуу

2-6032/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МЗИО РТ
Ответчики
МОСП г. Кызыла по РОВИП
Другие
Кужугет А.А.
Суд
Кызылский городской суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-g.tva.sudrf.ru
06.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.06.2016Передача материалов судье
09.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2016Судебное заседание
30.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее