Дело № 2-1530/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Салехард 29 сентября 2022 года
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего Поздняковой М.И.,
при помощнике судьи Семикиной А.А.,
с участием третьего лицо Соколова М.С. и представителя третьего лица Администрации муниципального образования город Салехард Долженко М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соколовой Г.Б. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании решения от 01 июня 2022 года незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть документы,
установил:
Соколова Г.Б. обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО о признании решения от 01 июня 2022 года незаконным, возложении обязанности повторно рассмотреть документы.
В обоснование требований указано, что истец является участником мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в Тюменскую область, утвержденного постановлением Правительства ЯНАО от 04.02.2022 № 91. Решением Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 01.06.2022 ей отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения в рамках программы «Сотрудничество». Указывает, что на основании п. 3.7.9 порядка реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из ЯНАО в Тюменскую область (далее - Порядок), в редакции, действующей на момент подачи документов в органы местного самоуправления и при их рассмотрении ответчиком, обязательство о сдаче жилого помещения не подлежало оформлению, в том числе в связи с фактической невозможностью сдачи занимаемого жилого помещения, поскольку его собственником также является ФИО, не являющегося участником данной программы, а также челом её семьи.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен ФИО
В судебное заседание истец и его представитель, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, не явились.
Ответчик, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве, представленном в суд, указывает на законность оспариваемого решения и на обязательное предоставление обязательства об отчуждении жилого помещения в муниципальную собственность. Указанное обязательство в отношении доли в праве собственности на жилое помещение Порядком не предусмотрено. Альтернативным вариантом в случае отчуждения гражданином и членами его семьи жилых помещений либо доли в праве собственности на такие жилые помещения предусмотрено уменьшение размера социальной выплаты на сумму, полученную по договору, в соответствии с которым произведено отчуждение.
Представитель третьего лица Администрации муниципального образования город Салехард Долженко М.С. в судебном заседании поддержал доводы письменных возражений и позицию ответчика.
Третье лицо ФИО считает требования иска обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку обязательство в редакции Порядка на момент подачи документов, так и на дату их рассмотрения и принятия оспариваемого решения подлежало оформлению только в случае принятия такого решения собственником – участником мероприятия и при условии, что данное жилое помещение находится в доме капитального исполнения. Указал, что согласно отзыву ответчика, им прямо указано на необходимость передачи единого объекта недвижимости, а передача доли в вправе на жилое помещение не предусмотрена. Ответчиком при рассмотрении документов истца не был рассмотрен вариант по предоставлению социальной выплаты, исходя из размера общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяемой как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по норме предоставления и общей площадью жилого помещения, приходящейся на долю (доли) в праве собственности гражданина-получателя социальной выплаты и (или) членов его семьи.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему суд.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Соколова Г.Б. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на <адрес> в г. Салехарде, зарегистрирована и проживает по указанному адресу.
16 мая 2022 года Соколова Г.Б. обратилась с заявлением, адресованном в департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, о предоставлении социальной выплаты по программе «Сотрудничество» на приобретение жилого помещения в городе Тюмени.
В целях обеспечения эффективности реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, в рамках государственной программы по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года N 705-П, разработано и утверждено постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2011 г. N 437-П Положение о реализации мероприятий программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область (далее - Положение).
Для рассмотрения вопроса о возможности предоставления социальных выплат граждане, включенные в список получателей социальных выплат, не позднее 15 календарных дней с момента получения уведомления от органов местного самоуправления представляют в органы местного самоуправления в том числе обязательство о сдаче (отчуждении) жилого помещения согласно приложению N 7 к настоящему Положению (в 2-х экземплярах) в случаях, указанных в подпунктах "б", "в" подпункта 4.2.1, если гражданином-получателем социальной выплаты и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в муниципальную собственность (п.в п.п. 4.2.1, п. 2.17 Положения). В п. 4.1 предусмотрен размер социальных выплат, исходя из состава семьи гражданина-получателя социальной выплаты.
Решением Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 01.06.2022 истцу отказано в получении социальной выплаты на основании пункта 3.13.2 Порядка, в связи с неполным представлением документов, указанных в пункте 3.9 настоящего Порядка, а именно обязательство Соеловой Г.И. безвозмездно передать в муниципальную собственность принадлежащую ей долю в праве общей долевой в квартире.
В силу пункта 3.9.7 указанного Порядка в редакциях, действующих на дату подачи истцом заявлении и принятия решения ответчиком, в целях рассмотрения вопроса о включении в список получателей социальных выплат граждане, состоящие в сводном списке претендентов, не позднее 10 календарных дней со дня получения уведомления от органов местного самоуправления представляют в департамент через органы местного самоуправления следующие документы:
письменное обязательство о расторжении договора социального найма жилого помещения (служебного найма, коммерческого найма, найма специализированного жилого помещения) и об освобождении занимаемого жилого помещения (о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность), подписанное заявителем, членами его семьи и уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления либо органа государственной власти автономного округа, по форме согласно приложению N 8 к настоящему Порядку (в 2-х экземплярах), - в случае принятия гражданином и членами его семьи решения об отчуждении в государственную или муниципальную собственность жилого помещения, пригодного для постоянного проживания, расположенного в многоквартирном жилом доме капитального исполнения, принадлежащего данному гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
В ходе судебного заседания установлено, что квартира истца расположена в деревянном доме, собственником ? доли в праве общей долевой собственности на указанное жилое помещение также является ФИО
Согласно пункту 1.5. Порядка, под членами семьи гражданина - получателя социальной выплаты, указанного в пункте 1.2. настоящего Порядка, признаются граждане Российской Федерации, не имеющие жилых помещений в других регионах Российской Федерации, не совершавшие действия и гражданско-правовые сделки, которые привели к отчуждению принадлежащих им на праве собственности (долей в праве собственности) жилых помещений на территории Российской Федерации (за последние пять лет перед подачей заявления о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилых помещений в Тюменской области), и не получавшие финансовую или имущественную помощь в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 15-1 Закона N 36-ЗАО, за исключением граждан, получивших помощь в улучшении жилищных условий на территории автономного округа при переселении из жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные и усыновители данного гражданина, а также иные лица, если они признаны членами семьи гражданина - получателя социальной выплаты в судебном порядке.
В силу части 1 статьи 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно заявлению Соколовой Г.Б. в администрацию МО г. Салехард, она просит о включении её в список граждан, претендующих на получение социальных выплат в рамках программы «Сотрудничество».
Из Положения следует, что участие в программе "СОТРУДНИЧЕСТВО" является добровольным и предполагает безусловное согласие с ее условиями, как участников программы, так и членов их семьи, а также необходимость исполнения ими данных условий.
Как видно из дела, сын о Г.Б. – ФИО зарегистрированный по адресу: <адрес>, своего волеизъявления на участие в программе по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, в установленной форме не выразил, в данной программе участие не принимает, и в силу п. 1.5 Порядка, ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи истца не относится.
Пунктом 1.8. Порядка предусмотрено, что в случае получения социальной выплаты гражданин и члены его семьи обязаны в течение двух месяцев со дня государственной регистрации права собственности (перехода права собственности) на приобретенное жилое помещение передать (осуществить отчуждение) в государственную или муниципальную собственность занимаемое жилое помещение, осуществить снятие с учета по месту жительства (пребывания), а также освободить занимаемое жилое помещение.
В соответствие с требованиями пункта 4.3. Порядка (в редакциях от 28.04.2022 и 26.05.2022), в случае, если после постановки гражданина на учет этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащего им на праве собственности жилого помещения (жилых помещений) либо принадлежащей указанным гражданам доли в праве общей собственности на жилое помещение, размер нормы предоставления общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в пункте 4.2 настоящего Порядка, и общей площадью отчужденного жилого помещения (жилых помещений).
В случае принятия гражданином решения не отчуждать в муниципальную собственность жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, расположенное в многоквартирном жилом доме капитального исполнения, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в пункте 4.2 настоящего Порядка, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. В рамках настоящего Порядка под многоквартирным домом капитального исполнения понимается здание, материал наружных стен которого состоит из естественных или искусственных каменных материалов, кирпича, бетона, железобетона, а также панелей МХМ (Массив Хольц Мауэр) (п. 4.4. Порядка).
Анализируя указанные нормы, суд приходит к выводу, что пункт 1.8. Порядка является общей нормой, регламентирующей обязанность по передаче жилого помещения.
Вместе с тем, учитывая, что Соколова Г.Б. является собственником ? доли в праве общей собственности квартиру, расположенную в доме не капитального исполнения, собственником другой доли в праве является ФИО, не являющийся участком Программы, передача указанного жилого помещения в муниципальную собственность не возможно, иное нарушает права второго собственника квартиры, пункт 3.9.7 в изложенной редакции предусматривает необходимость дачи обязательства о передачи исключительно жилых помещений, расположенных в капитальных домах.
Порядком, в редакции на дату подачи заявления, на истца не возлагалась обязанность предоставить обязательство о передаче доли в праве на жилое помещение, расположенное в доме не капитального исполнения.
Правовой режим общей долевой собственности на жилое помещение предполагает, что пределы реализации участником долевой собственности своих жилищных прав ограничены принадлежащей такому участнику долей в праве собственности. Лицо, являясь участником долевой собственности, вправе осуществлять свои жилищные права в отношении соответствующей доли согласно действующему законодательству.
Согласно части 1 и 2 статьи 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 настоящего Кодекса.
Форма обязательства утверждена постановлением Правительства ЯНАО от 04.02.2022 № приложением 8. По своему смысловому содержанию, оформление данного обязательства не является безвозмездной сделкой, что влечет правовые последствия, предусмотренные статьей 250 ГК РФ.
Доводы о необходимости даче обязательства всеми участниками долевой собственности объекта недвижимости является необоснованными, поскольку дача обязательства на передачу доли в праве, принадлежащей ФИО, нарушит его права, как лица, лишившегося имущества, без соответствующей компенсации. Указанное лицо не является участником мероприятия по получению социальной выплаты.
Суд отклоняет доводы ответчика о том, что альтернативой соблюдения указанного условия (по даче обязательства) является отчуждения гражданином и членами его семьи жилых помещений либо доли в праве собственности на такие жилые помещения, предусматривающие уменьшение социальной выплаты на сумму, полученную по договору, в соответствии с которым произведено отчуждение (п. 4.3. Порядка).
Пункт 4.3. Порядка не предусматривает уменьшение социальной выплаты на сумму, полученную по договору, а устанавливает размер социальной выплаты исходя из нормы предоставления общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в пункте 4.2 настоящего Порядка, и общей площадью отчужденного жилого помещения (жилых помещений).
Ответчиком не был оценен вариант по расчету социальной выплаты, исходя из разницы между общей площадью жилого помещения, установленной по норме предоставления и общей площадью жилого помещения, приходящейся на долю (доли) в праве собственности гражданина-получателя социальной выплаты и (или) членов его семьи.
Предоставление социальной выплаты гражданам, выезжающим из ЯНАО в Тюменскую область, преследует цель, обеспечение лиц, осуществлявших трудовую деятельность продолжительное время (более 15 лет) в суровых климатических условиях районах Крайнего Севера, жилыми помещениями в более благоприятной климатической зоне в целях обеспечения достойной жизни и является мерой социальной поддержки.
Истец с 2013 года является участником программы «Сотрудничество» по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область», утвержденных Постановлением Правительства ЯНАО от 27.06.2011 (программа предшественник, утратила силу в связи с принятием постановления Правительства ЯНАО от 04.02.2022 № 91).
Пунктом 4.2.3. данного Положения предусмотрено, что в случае если гражданин-получатель социальной выплаты и (или) члены его семьи имеют жилое помещение, находящееся на территории автономного округа, на праве общей долевой собственности (совместной собственности), а сособственниками жилого помещения являются лица, не отнесенные к членам семьи гражданина-получателя социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по норме предоставления, указанной в пункте 4.2 настоящего Положения, и общей площадью жилого помещения, приходящейся на долю (доли) в праве собственности гражданина-получателя социальной выплаты и (или) членов его семьи.
Данный пункт прямо предусматривал порядок расчета социальной выплаты применительно к спорной ситуации.
Аналогичные положения регламентированы частью 5 статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в случае принятия гражданином решения не отчуждать в государственную или муниципальную собственность жилое помещение, расположенное в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и (или) за их пределами, принадлежащее ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, либо в случае, если в отношении права собственности на жилое помещение, подлежащее отчуждению, установлены обременения в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной в соответствии с нормативами, указанными в статье 5 настоящего Федерального закона, и общей площадью жилого помещения, оставленного для дальнейшего проживания. Право на получение государственного жилищного сертификата предоставляется гражданину только в случае, если размер общей площади жилого помещения, определенный в указанном порядке и принимаемый для расчета размера жилищной субсидии, составляет не менее восемнадцати квадратных метров. В остальных случаях выдача государственного жилищного сертификата гражданину возможна при исполнении им условий, предусмотренных настоящей статьей.
При таких обстоятельствах исковые требования Соколовой Г.Б. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Соколовой Г.Б. к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа – удовлетворить.
Признать решение Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июня 2022 года об отказе во включении в список получателей социальных выплат незаконным.
Возложить на Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа обязанность повторно рассмотреть документы Соколовой Г.Б. и принять решение в соответствии с Порядком реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат гражданам, выезжающим из Ямало-Ненецкого автономного округа в Тюменскую область, с учетом редакции, действовавшей на день подачи документов в органы местного самоуправления.
Решение может быть обжаловано в суде Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи жалобы через Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Председательствующий М.И. Позднякова
Решение в окончательной форме вынесено 05 октября 2022 года.