Дело № 2-1393/2018
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
г. Саранск 09 июля 2018 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Селезневой О.В.,
с участием секретаря судебного заседания – Лончиной В.В.,
с участием в деле:
истца – Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия,
третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° РЅР° стороне истца – Автономного учреждения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ оказанию государственных услуг РІ сфере средств массовой информации В«Рзвестия РњРѕСЂРґРѕРІРёРёВ»,
ответчика – Общества СЃ ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания», его представителя РРІРєРёРЅРѕР№ Рњ. Рђ., действующей РЅР° основании доверенности РѕС‚ 16 августа 2017 РіРѕРґР°,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Управления Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ Рє Обществу СЃ ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» Рѕ признании противоправными Рё нарушающими права потребителей действий РІ отношении неопределенного РєСЂСѓРіР° потребителей многоквартирного РґРѕРјР° <адрес> РІ части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, Рѕ понуждении довести РґРѕ сведения потребителей решение СЃСѓРґР° РІ 10-дневный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу через газету В«Рзвестия РњРѕСЂРґРѕРІРёРёВ»,
установил:
Управление Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ обратилось РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Обществу СЃ ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» (далее РїРѕ тексту – РћРћРћ «ЖРРљВ») Рѕ признании противоправными Рё нарушающими права потребителей действий РІ отношении неопределенного РєСЂСѓРіР° потребителей многоквартирного РґРѕРјР° <адрес> РІ части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, Р° именно превышения содержания железа РІ РІРѕРґРµ системы холодного водоснабжения нормативным требованиям раздела 3 пункта 3.1.9 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования Рє обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», раздела 3 пункта 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая РІРѕРґР°. Гигиенические требования Рє качеству РІРѕРґС‹ централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования Рє обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», Рё Рѕ понуждении довести РґРѕ сведения потребителей решение СЃСѓРґР° РІ 10-дневный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу через газету В«Рзвестия РњРѕСЂРґРѕРІРёРёВ».
Р’ обоснование требований истец указал, что СЃ 20 сентября 2017 РіРѕРґР° РїРѕ 12 октября 2017 РіРѕРґР° РІ отношении РћРћРћ «ЖРРљВ» проведено административное расследование СЃ целью рассмотрения обращения потребителей РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ некачественного холодного водоснабжения РІ многоквартирном РґРѕРјРµ <адрес>.
02 октября 2017 РіРѕРґР° РІ 09 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ установлено нарушение РћРћРћ «ЖРРљВ» обязательных санитарно-эпидемиологических требований Рє обеспечению безопасности систем холодного водоснабжения РїСЂРё оказании жилищно-коммунальных услуг.
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» № 2082/01 от 09 октября 2017 года в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (ванная комната) квартиры №, содержание железа суммарно составило 1,0 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 3,3 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (кухня) квартиры №, содержание железа суммарно составило 1,0 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 3,3 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (кухня) квартиры №, содержание железа суммарно составило 0,66 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 2,2 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (ванная комната) квартиры №, содержание железа суммарно составило 0,70 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 2,3 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (ванная комната) квартиры №, содержание железа суммарно составило 0,77 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, превышение гигиенического норматива в 2,6 раза, что не соответствует требованиям пункта 3.4 раздела 3 таблица 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Таким образом, РћРћРћ «ЖРРљВ», являющееся управляющей организацией многоквартирного РґРѕРјР° <адрес>, нарушило санитарно-эпидемиологические требования Рє обеспечению безопасности систем холодного водоснабжения, Р° именно пункты 3.1.9, 3.4 раздела 3 СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая РІРѕРґР°. Гигиенические требования Рє качеству РІРѕРґС‹ централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования Рє обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», статьи 11, 19 Федерального закона РѕС‚ 30 марта 1999 РіРѕРґР° в„– 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Р».Рґ. 1-9).
В судебное заседание представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежаще, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
Ранее РІ судебном заседании 09 июля 2018 РіРѕРґР° представитель истца Дураева Рћ.Р“. заявленные требования поддержала, СЃСѓРґСѓ объяснила, что исковые требования заявлены РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ установленным 02 октября 2017 РіРѕРґР° РІ 09 часов 00 РјРёРЅСѓС‚ нарушением РћРћРћ «ЖРРљВ» обязательных санитарно-эпидемиологических требований Рє обеспечению безопасности систем холодного водоснабжения РїСЂРё оказании жилищно-коммунальных услуг. После рассмотрения дела РѕР± административном правонарушении РїРѕ выявленному факту качество РІРѕРґС‹ Рё ее соответствие обязательным санитарно-эпидемиологическим требованиям РЅРµ проверялось. Рмеются ли РІ настоящее время какие-либо недостатки РІ работе РћРћРћ «ЖРРљВ» РїРѕ обеспечению безопасности систем холодного водоснабжения – РЅРµ известно, данные обстоятельства истцом РЅРµ устанавливались.
Р’ судебное заседание представитель третьего лица, РЅРµ заявляющего самостоятельных требований относительно предмета СЃРїРѕСЂР° РЅР° стороне истца – Автономного учреждения Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РїРѕ оказанию государственных услуг РІ сфере средств массовой информации В«Рзвестия РњРѕСЂРґРѕРІРёРёВ» РЅРµ явился, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно Рё надлежаще, Рѕ причинах неявки своего представителя СЃСѓРґ РЅРµ известило.
Р’ судебном заседании представитель ответчика РћРћРћ «ЖРРљВ» РРІРєРёРЅР° Рњ.Рђ. заявленные исковые требования РЅРµ признала РїРѕ основаниям, изложенным РІ письменных возражениях РЅР° РёСЃРє. Просила СЃСѓРґ отказать РІ РёС… удовлетворении РІ полном объеме. Дополнительно СЃСѓРґСѓ пояснила, что нарушения, послужившие основанием для привлечения РћРћРћ «ЖРРљВ» Рє административной ответственности Рё подачи настоящего РёСЃРєР° РІ СЃСѓРґ, РІ настоящее время устранены.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия не подлежат удовлетворению по следующим мотивам.
Пунктом 8.19 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия предусмотрено, что в полномочия Управления входит предъявление исков в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
РџСЂРё рассмотрении дела СЃСѓРґРѕРј установлено, что определением Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования в„– 150 РѕС‚ 20 сентября 2017 РіРѕРґР° РІ отношении РћРћРћ «ЖРРљВ» возбуждено дело РѕР± административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административном правонарушении, РїРѕ факту ненадлежащего предоставления коммунальных услуг РїРѕ холодному водоснабжению (ржавая, грязная РІРѕРґР°) РёР· разводящей сети жилых квартир РґРѕРјР° <адрес> (Р».Рґ. 28-29).
Согласно экспертному заключению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» № 2082/01 от 09 октября 2017 года в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (ванная комната) квартиры №, содержание железа суммарно составило 1,0 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 3,3 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (кухня) квартиры №, содержание железа суммарно составило 1,0 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 3,3 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (кухня) квартиры №, содержание железа суммарно составило 0,66 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 2,2 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (ванная комната) квартиры №, содержание железа суммарно составило 0,70 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, что превышает гигиенический норматив в 2,3 раза; в исследованных образцах воды, отобранной из разводящей сети холодного водоснабжения (ванная комната) квартиры №, содержание железа суммарно составило 0,77 мг/л при нормативе 0,3 мг/л, превышение гигиенического норматива в 2,6 раза, что не соответствует требованиям пункта 3.4 раздела 3 таблица 2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».
Выявленные РІ С…РѕРґРµ проверки нарушения явились основанием для СЃСѓРґСЊРё Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Саранска Республики РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ признать 16 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° РћРћРћ «ЖРРљВ» виновным РІ совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях, Рё назначить ему административное наказание РІ РІРёРґРµ административного штрафа РІ размере 20000 рублей.
Суд, исследовав представленные доказательства, не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца, при этом исходит из следующего.
В силу положений статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ) орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда (абзац 2).
При этом согласно абзацу 3 указанной статьи правовая констатация - подтверждение противоправности определенных действий ответчика, снимает бремя доказывания этого факта с конкретных потребителей.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Реализацию соответствующих полномочий Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет исходя из содержания федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, в целом определенного положениями статьи 40 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».
Таким образом, право Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия на предъявление иска в суд о прекращении противоправных действий ответчика в отношении неопределенного круга потребителей предусмотрено законом.
РР· разъяснений, содержащихся РІ пункте 20 постановления Пленума Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 28 РёСЋРЅСЏ 2012 РіРѕРґР° в„– 17 «О рассмотрении судами гражданских дел РїРѕ спорам Рѕ защите прав потребителей» следует, что РІ соответствии СЃРѕ статьями 45 Рё 46 ГПК Р Р¤, статьями 44, 45 Рё 46 Закона Рѕ защите прав потребителей СЃСѓРґСѓ общей юрисдикции подведомственны дела РїРѕ искам РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂРѕРІ, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (РёС… ассоциаций, СЃРѕСЋР·РѕРІ), имеющих статус юридического лица, Рє изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным РІ защиту прав Рё законных интересов неопределенного РєСЂСѓРіР° потребителей.
В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
В свою очередь, согласно статье 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение в суд лица, в том числе выступающего в пользу другого лица либо неопределенного круга лиц, должно быть направлено на защиту их прав, свобод или законных интересов, что соответствует задачам гражданского судопроизводства, определенным в статье 2 данного Кодекса.
Таким образом, право Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия на обращение в суд с требованием, предусмотренным абзацем 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», не является самоцелью, а его удовлетворение допускается, если осуществление действий, о запрете которых заявлен иск, создает опасность наступления для потребителей вредных последствий, что соответствует правовому регулированию, изложенному в абзаце 3 статьи 46 данного Закона.
По существу, в указанной части предъявление такого иска корреспондирует способу защиты, предусмотренному в статье 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть, предупреждению причинения вреда, что согласуется с разъяснениями, содержащимися в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Целью применения данных норм является предупреждение потребителей о том, что правонарушитель осуществляет противоправные действия и что на момент вынесения судом решения они не прекращены, потребитель должен быть более внимателен при приобретении у правонарушителя товаров и услуг.
В то время как ранее действовавшая редакция статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» допускала, в том числе, предъявление требований, целью которых является признание действий ответчика противоправными.
Таким образом, актуальная редакция специального закона, в отличие от ранее действовавшей, не предусматривает такого самостоятельного способа защиты нарушенного права потребителей, как признание действий организации противоправными.
Между тем, в силу положений статей 3, 4, 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, право определять способ защиты нарушенного права, основания и предмет иска принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за защитой нарушенного права.
Таким образом, учитывая, что иск предъявлен без учета требований новой редакции статьи 46 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», часть первая которой наделает орган государственного надзора, предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей, при таких обстоятельствах, требование истца о признании противоправными и нарушающими права потребителя действий ответчика – не основано на законе, следовательно, удовлетворению не подлежит.
Абзац 3 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» содержит указание на то, что вступившее в законную силу решение суда о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей обязательно для суда, рассматривающего иск потребителя о защите его прав, возникших вследствие наступления гражданско-правовых последствий действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), в части вопросов, имели ли место такие действия и совершены ли они изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). Учитывая, что первоначальным условием для удовлетворения таких требований является установление самого факта противоправности, каких-либо противоречий между положениями, содержащимися в абзацах первом и третьем указанной статьи не имеется. Требование о признании деятельности противоправной может быть лишь составной частью основного требования о прекращении такой деятельности.
Содержащаяся в абзаце третьем статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» ссылка на решение суда, которым установлена противоправность деятельности исполнителя, не определяет право Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия на обращение в суд с такими требованиями в качестве самостоятельного иска.
РљСЂРѕРјРµ того, РёР· материалов дела следует, что выявленные РІ период проведения СЃ 20 сентября 2017 РіРѕРґР° РїРѕ 12 октября 2017 РіРѕРґР° Управлением Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ административного расследования нарушения устранены, что следует РёР· сообщения председателя РўРЎР– в„– 87 Р¤РРћ1 РѕС‚ 14 октября 2017 РіРѕРґР°, Р° также наряд-задания РѕС‚ октября 2017 РіРѕРґР° Рё наряд-задания в„– 980 РѕС‚ сентября 2017 РіРѕРґР°. Доказательств обратного стороной истца СЃСѓРґСѓ РЅРµ представлено.
Поскольку истцу отказано в удовлетворении основных требований, то отсутствуют и законные основания для возложения на ответчика обязанности в порядке статьи 46 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» о доведении решения суда до сведения потребителей через средства массовой информации.
При таких обстоятельствах, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· изложенного, оценивая представленные сторонами доказательства РІ РёС… совокупности, разрешая дело РїРѕ представленным доказательствам, РІ пределах заявленных истцом требований Рё РїРѕ указанным РёРј основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, СЃСѓРґ
решил:
Управлению Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере защиты прав потребителей Рё благополучия человека РїРѕ Республике РњРѕСЂРґРѕРІРёСЏ РІ удовлетворении РёСЃРєР° Рє Обществу СЃ ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационная компания» Рѕ признании противоправными Рё нарушающими права потребителей действий РІ отношении неопределенного РєСЂСѓРіР° потребителей многоквартирного РґРѕРјР° <адрес> РІ части предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, Рѕ понуждении довести РґРѕ сведения потребителей решение СЃСѓРґР° РІ 10-дневный СЃСЂРѕРє СЃРѕ РґРЅСЏ вступления решения РІ законную силу через газету В«Рзвестия РњРѕСЂРґРѕРІРёРёВ», отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия О.В. Селезнева
Мотивированное решение суда составлено 16 июля 2018 года
Судья О.В. Селезнева