Дело № 2-2222/2024;
УИД: 42RS0005-01-2024-003798-31
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кемерово 01 июля 2024 года
Заводский районный суд города Кемерово в составе:
председательствующего судьи Блок У.П.,
при секретаре Пустовойт И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску адрес-Кузбасса к Администрации муниципального округа адрес-Кузбасса о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
адрес – Кузбасса обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального округа адрес – Кузбасса о понуждении к совершению действий.
Требования мотивированы тем, что адрес с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес - Кузбассу в г. Березовском, г. Топки, Кемеровском и Тонкинском районах по обращениям граждан, принятым на личном приеме прокурора области, по факту ненадлежащего размещения мест накопления твердых бытовых и коммунальных отходов в адрес муниципального округа проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при размещении на местах (на площадках) накопления отходов.
В соответствии с п.п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому 3 водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства в районе жилых домов № № по адрес, контейнерные площадки не оборудованы ограждением, не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия, что не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Кроме того, в адрес на территории действующего муниципального кладбища № и прилегающей территории установлены два металлических контейнера (мульды), контейнерные площадки которых также не оборудованы ограждением, что также не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
Выявленные факты свидетельствуют о нарушении требований статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», пункта 3 раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21, утверждённого постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3.
адрес ДД.ММ.ГГГГ главе Кемеровского муниципального округа внесено представление об устранении выявленных нарушений.
В ответе начальника и.о. Суховского территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ № на внесенное представление указано, что устранение выявленных нарушений в адрес запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.
В аналогичном ответе начальника Елыкаевского территориального управления, срок устранения нарушений по организации мест накопления ТКО в адрес не установлен.
Согласно ответу администрации Кемеровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ факт допущенных нарушений признан ответчиком, однако приведение в соответствие мест накопления ТКО администрацией округа запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Указанное является недопустимым, поскольку наличие ограждений в местах накопления ТКО призвано обеспечивать предупреждение и распространение отходов за пределы площадки, что служит, в том числе, предупреждением возникновения пожаров.
Так согласно Постановлению адрес-Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ №, в целях обеспечения пожарной безопасности, защиты жизни и здоровья граждан и их имущества от пожаров в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» Законом Кемеровской области от 06.10.1997 № 33-03 «Об обеспечении пожарной безопасности» на территории Кемеровской области-Кузбасса в период с 15.04.2024 от 01.06.2024 установлен особый противопожарный режим.
Установление указанного режима предполагает принятие дополнительных мер пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
До настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
Непринятие мер по приведению в соответствие мест накопления ТКО, а равно их отложение на длительный срок, могут привести к негативным последствиям для населения в виде создания дополнительных угроз, связанных с неисполнением не только санитарно-эпидемиологического, но и противопожарного законодательства.
Выявленные нарушения законодательства являются недопустимыми, поскольку влекут за собой нарушение гарантированных прав граждан, неопределенного круга лиц на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пожарной безопасности.
Исходя из указанной правовой позиции, следует, что сам по себе ответ администрации Кемеровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № исх № о признании факта допущенных нарушений и планировании привести места накопления ТКО в соответствие действующему санитарно- эпидемиологическому законодательству является лишь декларированием намерений и не является гарантом устранения допущенных нарушений, не носит обязательный характер и не может быть принудительно исполнен.
Учитывая изложенное, в том числе с учетом необходимости обеспечения пожарной безопасности, имеются достаточные основания для обращения прокурора адрес в рамках полномочий в судебный орган в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Просит суд с учетом обязать администрацию Кемеровского муниципального округа привести в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством следующие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем установления ограждений, обеспечивающих предупреждение и распространение отходов за пределы площадки, твердого (бетонного, асфальтового) покрытия и расположенных в Кемеровском муниципальном округе по адресам: в районе жилых домов № № по адрес в адрес; обязать администрацию Кемеровского муниципального округа привести в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством следующие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем установления ограждений, обеспечивающих предупреждение и распространение отходов за пределы площадки, в адрес на территории действующего муниципального кладбища №; установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца Джирихин А.Ю. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Кемеровского муниципального округа, представитель третьего лица Управления по строительству Кемеровского муниципального округа Кинзаков В.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что фактически нарушение устранено в адрес, с выявленным нарушением в адрес согласен.
Представитель третьего лица Управления Роспотребнадзора Кутькин Ю.А., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами и органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 вышеуказанного Федерального закона участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов относится к вопросам местного значения муниципального района.
Пунктами 11, 24, 25 статьи 16 названного Федерального закона к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Согласно статье 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п.п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила обращения с отходами).
В соответствии с пунктом 3 Правил обращения с отходами накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно пункту 10 Правил обращения с отходами в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Абзац пятый пункта 2 Правил обращения с отходами определяет контейнерную площадку как место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункту 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, предусматривают, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что прокуратурой Кемеровского района по заданию прокуратуры области проведена проверка в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства в районе жилых домов № № по адрес в адрес, контейнерные площадки не оборудованы ограждением, не имеют твердого (асфальтового, бетонного) покрытия, что не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Кроме того, в адрес на территории действующего муниципального кладбища № и прилегающей территории установлены два металлических контейнера (мульды), контейнерные площадки которых также не оборудованы ограждением, что также не соответствует требованиям п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района с привлечением специалиста территориального отдела Управления Роспотребнадзора по адрес - Кузбассу в адрес, Кемеровском и адресх, по результатам проведенной проверки выявлены следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства мест накопления ТКО по адресам: адрес, адрес в районе жилого адрес у районе дома №, адрес на территории действующего муниципального кладбища №, контейнерные площадки не оборудованы – не обеспечено твердое покрытие, отсутствует ограждение, что не соответствует требованиям раздела II п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
По факту указанных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ главе Кемеровского муниципального округа внесено представление.
Согласно ответу начальника и.о. <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № на внесенное представление указано, что устранение выявленных нарушений в адрес запланировано на ДД.ММ.ГГГГ.
В ответе начальника Елыкаевского территориального управления, срок устранения нарушений по организации мест накопления ТКО в адрес не установлен.
Согласно ответу администрации Кемеровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ факт допущенных нарушений признан ответчиком, однако приведение в соответствие мест накопления ТКО администрацией округа запланировано в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Неисполнение норм действующего законодательство понудило истца обратиться с указанным иском.
Положения приведенных санитарных норм и правил содержат актуальные требования к оборудованию контейнерных площадок, вне зависимости от зоны их размещения в пределах населенных пунктов. Требования данных правил направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Отсутствие соответствующего оснащения контейнерных площадок свидетельствует о противоречащем указанным нормативным правовым документам бездействии ответчика, которые обязаны осуществлять деятельность по надлежащему содержанию этого оборудования, своевременно выявлять недостатки и принимать меры по их устранению.
Определяя лицо ответственное за устранение нарушений, суд исходит из вышеприведенных положений законодательства, в том числе в области организации местного самоуправления. Ответчик является территориальным органом, в компетенцию которого входит организация мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению.
Представленная ответчиком копия фотографии с изображением контейнерной площадки с контейнерами для сбора ТБО, не подтверждает доводы ответчика об исполнении требований истца в адрес, поскольку из данной фотографии невозможно идентифицировать контейнерную площадку. При этом каких-либо актов об исполнении предписания суду не представлено.
В соответствии с положениями ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом времени, необходимого для организации работ, суд приходит к выводу об обязании Администрации Кемеровского муниципального округа в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ привести в соответствие с действующим санитарно-эпидемиологическим законодательством места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, по адресам: в районе жилых домов № № по адрес в адрес; адрес на территории действующего муниципального кладбища №.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ № ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 05.07.2024 ░░░░.