Дело № 2а-578/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Острогожск 09 октября 2018 года
Острогожский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Вискуновой С.В.,
при секретаре Глаголевой Е.С.,
с участием в судебном заседании административного истца прокурора Репьевского района Воронежской области Рогатнева А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску прокурора Репьевского района Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области о признании бездействия незаконным и возложения обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Репьевского района Воронежской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области, в котором просит признать бездействие административного ответчика незаконным и обязать его в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно- эпидемиологического законодательства по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированной свалке размером примерно 750 кв.м, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном на территории Россошкинского сельского поселения в кадастровом квартале № (географические точки координат №), а также по полной очистке данного земельного участка от твердых коммунальных отходов.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что в апреле 2018 года прокуратурой Репьевского района в порядке контроля проведена проверка исполнения администрацией Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района природоохранного законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в результате которой установлено, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения размером примерно 750 кв.м., расположенном на территории Россошкинского сельского поселения в кадастровом квартале № (географические точки координат №) осуществляется незаконное складирование (размещение) твердых отходов производства и потребления, собираемых с территории с. Россошки, отнесенных к IV классу опасности. Однако администрацией меры по организации деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, расположенных на данной несанкционированной свалке, не принимались. 13 апреля 2018 г. в адрес главы Россошкинского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. Однако, как ходе проведенной 14 сентября 2018 г. в порядке контроля проверки, установлено, что до настоящего времени мер по ликвидации данной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов не принято.
В судебном заседании административный истец прокурор Репьевского района Воронежской области Рогатнев А.Е. административный иск поддержал, настаивает на его удовлетворении.
Представитель административного ответчика администрации Россошкинского Сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, согласно заявления просит рассмотреть дело в его отсутствие, с требованием прокурора согласен.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения административного истца прокурора Репьевского района Воронежской области Рогатнева А.Е., в соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика администрации Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области.
Выслушав административного истца прокурора Репьевского района Воронежской области Рогатнева А.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на обращение прокурора Репьевского района с настоящим административным иском предусмотрено ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ и не является вмешательством в хозяйственную и финансово-экономическую деятельность административного ответчика.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
Эти положения Конституции Российской Федерации конкретизированы в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", согласно части 1 статьи 11 которого каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ"Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из п. 9 ст. 2 Закона Воронежской области от 10.11.2014 г. № 148-ОЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Воронежской области, принятого в целях реализации положений ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлений в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов. Тем самым данный вопрос отнесен именно к полномочиям органов местного самоуправления сельских поселений.
Кроме того, исходя из п. 17 ст. 7 Устава Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области к вопросам местного значения Россошкинского сельского поселения относится, в числе прочих, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктами 1.2, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под объектом размещения отходов понимается специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Статьей 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены требования к объектам размещения отходов. При этом запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
На основании ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в апреле 2018 года прокуратурой Репьевского района была проведена проверка исполнения санитарного законодательства в части размещения отходов на территории Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области, в результате которой установлено, что на территории сельского поселения на земельном участке сельскохозяйственного назначения размером примерно 750 кв.м., расположенном в кадастровом квартале № (географические точки координат №) осуществляется незаконное складирование (размещение) твердых отходов производства и потребления, собираемых с территории с. Россошки, отнесенных к IV классу опасности. Указанный земельный участок не включен в государственный реестр объектов размещения отходов и не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к местам, где допускается временное складирование отходов производства и потребления, а также к полигонам для твердых бытовых отходов.
В связи с этим 13 апреля 2018 года прокурором Репьевского района в адрес главы Россошкинского сельского поселения было внесено представление о принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих (л.д. 6-7).
Согласно информации Главы Россошкинского сельского поселения Анохиной Т.А. о результатах рассмотрения представления, администрацией сельского поселения разработана схема мест сбора твердых коммунальных отходов. 26 апреля 2018 г. Администрацией сельского поселения заключен договор с ФГБУ «Белгородская межобластная ветеринарная лаборатория» по обследованию земельного участка, отбору проб, изготовлению проекта рекультивации (л.д. 8).
Однако как следует из акта проверки от 14 сентября 2018 г. в ходе проведенной в порядке контроля проверки, было установлено до настоящего времени каких – либо мер по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов не предпринималось (л.д. 9),
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что установленное в ходе проверки прокурором наличие несанкционированной свалки, создающей угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения и причиняющей ущерб окружающей среде, свидетельствует о нарушении администрацией Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области законодательства в области организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также санитарного законодательства, подтверждает факт незаконного бездействия администрации и оказывает вредное воздействие на условия жизни граждан сельского поселения.
В связи с этим административный иск прокурора Репьевского района подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Репьевского района Воронежской области удовлетворить полностью.
Признать бездействие администрации Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области, незаконным.
Обязать администрацию Россошкинского сельского поселения Репьевского муниципального района Воронежской области в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать деятельность в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, размещенных на несанкционированной свалке размером примерно 750 кв.м, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном на территории Россошкинского сельского поселения в кадастровом квартале № (географические точки координат №), а также по полной очистке данного земельного участка от твердых коммунальных отходов.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Воронежский областной суд через Острогожский районный суд.
Председательствующий С.В. Вискунова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 октября 2018 г.