Судья Надежкин Е.В. Дело № 2-2967/2019
Докладчик Коваленко В.В. Дело № 33-93/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Недоступ Т.В.
судей Коваленко В.В., Кузнецовой Н.Е.
при секретаре Ведерниковой М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 27 февраля 2020 года гражданское дело по иску Ворошилова Р. А. к войсковой части 73727 о признании членом семьи военнослужащего
по апелляционной жалобе Ворошилова Р.А. на решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Коваленко В.В., объяснения Ворошилова Р.А., представителя Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации – Осинцевой Н.В., представителя войсковой части 34148 – Чернова Е.П., Ворошиловой О.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ворошилов Р.А. обратился в суд с иском к войсковой части 73727 о признании дочерей от первого брака своей жены членами семьи военнослужащего.
В обосновании иска указано, что Ворошилов Р.А. проходит военную службу в войсковой части 73727. Ворошилов Р.А. заключил брак с Аниброевой О.В., после чего ей присвоена фамилия - Ворошилова. У жены имеются от первого брака дочери: Перистая А. В. 2002 г. рождения и Перистая А. В. 1999 г. рождения. Всей семьей они проживают по адресу: <адрес>. С момента создания семьи, с 2018 года, ведется общее хозяйство, истец содержит дочерей своей жены от первого брака в полном объеме. Признание дочерей жены от первого брака членами семьи военнослужащего Ворошилова Р.А. необходимо для получения льгот и компенсаций связанных с обеспечением жилым помещением за счет средств Минобороны России.
Решением Калининского районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Ворошилова Р.А. к войсковой части 73727 о признании Перистой А.В. 15.07.2002 г. рождения и Перистой А.В. 03.10.1999 г. рождения членами семьи военнослужащего Ворошилова Р.А. отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Ворошилов Р.А. просит решение отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив требования истца в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что при разрешении вопроса, кого относить к членам семьи военнослужащего, имеющего права на обеспечение жильем, основополагающим является факт вселения и совместного проживания с ним в жилом помещении, других родственников (включая детей супруги), с которыми военнослужащий ведет общее хозяйство и относит их к членам своей семьи.
Поэтому к членам семьи военнослужащего при указанных обстоятельствах могут быть отнесены и вселенные в жилое помещение несовершеннолетние дети супруга от другого брака. Сам по себе факт достижения такими детьми в дальнейшем несовершеннолетнего возраста не является основанием для утраты им статуса члена семьи военнослужащего.
При этом тот факт, что Перистая А. достигла совершеннолетнего возраста, а Перистая А. получает алименты, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу не являются.
Рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.
Согласно п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГПК РФ).
Как видно из материалов дела, настоящий иск Ворошиловым Р.А. был предъявлен, а судом первой инстанции рассмотрен в отношении войсковой части 73727, которая юридическим лицом не является (л.д. 63), а следовательно она не обладает гражданской и гражданской процессуальной правоспособностью.
Таким образом, настоящий спор был рассмотрен без участия ответчика, вопрос о правах и обязанностях которого должен был быть разрешен решением суда.
Данное обстоятельство в силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ является безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и рассмотрения дела судом апелляционной инстанции по правилам суда первой инстанции.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции к участию в деле в качестве ответчиков были привлечены Федеральное государственное казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «Центррегионжилье»), а также являющаяся юридическим лицом войсковая часть 34148 в подчиненности которой находится войсковая часть 73727, в которой истец проходит военную службу.
Рассматривая дело по правилам суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Ворошилов Р.А. является военнослужащим и проходит военную службу по контракту в войсковой части 73727.
24 августа 2018 г. Ворошилов Р.А. вступил брак с Ворошиловой (добрачная фамилия Аниброева) О.В., у которой от предыдущего брака имеются дочери: Перистая Александра В., 15.07.2002 года рождения и Перистая Анастасия В., 03.10.1999 года рождения.
Ворошилова О.В. также является военнослужащей и проходит военную службу в войсковой части 73727.
Ворошилов Р.А., Ворошилова О.В., Перистая А. В. и Перистая А. В. зарегистрированы и проживают в 3-х комнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес> – 92. Данное жилое помещение является служебным и было предоставлено Ворошиловой О.В. по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ФГКУ «Центррегионжилье».
20 июля 2019 г. Ворошилов Р.А. обратился к командиру войсковой части 73727 с рапортом, в котором содержалось ходатайство о внесении в его личное дело сведений о Перистой А. В. и Перистой А. В., как о членах его семьи.На данное обращение был дан ответ о том, что внесение сведений о семейном положении и членах семьи военнослужащего производится только на основании соответствующих документов, выдаваемых органами ЗАГСа, или решений судов.
Согласно преамбуле Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее – Закон о статусе военнослужащих) настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
В силу абзаца пятого п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих, к членам семей военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
По смыслу вышеуказанных положений закона к членам семьи военнослужащего, на которых распространяются социальные гарантии, установленные Законом о статусе военнослужащих, относятся прямо указанные в законе лица, а также лица, находящиеся на иждивении военнослужащего.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, круг лиц, относящихся к членам семьи военнослужащего, имеющих право на социальные гарантии, в том числе право на обеспечение жильем, определяется п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих, а также нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации в их системной связи, и является исчерпывающим. При этом, применение общих норм Жилищного кодекса Российской Федерации не должно противоречить нормам Закона о статусе военнослужащих, как специального закона.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным иждивенцам, судам надлежит руководствоваться пунктами 2, 3 статьи 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", содержащими перечень нетрудоспособных лиц, а также понятие нахождения лица на иждивении.
В силу положений пп. 1 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей.
Аналогичные положения содержатся и в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Как видно из дела, матерью Перистой А. В. и Перистой А. В. является Ворошилова О.В., их отцом – Перистый В.В., которые родительских прав в отношении дочерей не лишены, сведений о их нетрудоспособности в деле не имеется.
В соответствии со ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации на родителей прямо возложена обязанность содержать своих несовершеннолетних детей. Каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих исполнению родителями Перистой А. В. и Перистой А. В. своих родительских обязанностей, по делу не усматривается.
Согласно п. 1 ст. 137 Семейного кодекса Российской Федерации усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению.
Следовательно, только усыновленные (удочеренные) дети приравниваются в правах к родственникам по происхождению и считаются родными.
Как видно из материалов дела, дочери Ворошиловой О.В. – Перистая А. В. и Перистая А. В. не были удочерены Ворошиловым Р.А. и не приравнены в правах к его родным детям, в связи с чем они не могут быть отнесены к лицам, поименованным в п. 5 ст. 2 Закона о статусе военнослужащих, ввиду того, что в названной норме речь идет именно о родных детях военнослужащего.
Кроме того, как следует из пояснений Ворошиловой О.В. в суде апелляционной инстанции, в её пользу с Перистого В.В., являющегося отцом Перистой А. В. и Перистой А. В., взыскивались алименты на содержание последних.
При таких обстоятельствах, оснований для признания Перистой А. В. и Перистой А. В. членами семьи военнослужащего Ворошилова Р.А. не имеется.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Калининского районного суда г. Новосибирска от 16 октября 2019 года отменить и постановить новое решение, которым Ворошилову Р.А. в иске отказать. Апелляционную жалобу Ворошилова Р.А. удовлетворить частично.
Председательствующий
Судьи