Дело № 2-106\2019
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
09 сентября 2019 года г. Пошехонье Ярославской области
Пошехонский районный суд Ярославской области в составе судьи Роговой Б.А.,
при секретаре Мелиховой Д.А.,
с участием прокурора Коновалова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Пошехонского района в интересах неопределенного круга лиц к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области о приведении дороги (в д. Бабино и в д. Соколово) в безопасное для дорожного движения состояние,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Прокурор Пошехонского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, осуществляющему дорожную деятельность в отношении дорог, находящихся в собственности субъекта, с требованиями (уточненными) обязать ответчика устранить нарушения требований в области безопасности дорожного движения, а именно, оборудовать на автобусной остановке и пешеходном переходе вблизи д. Бабино Пошехонского района искусственное наружное освещение; обязать ответчика с обеих сторон автодороги Пошехонье-Владычное вдоль населенного пункта деревня Соколово оборудовать пешеходные дорожки (тротуары); оборудовать в границах населенного пункта Соколово Пошехонского района и за его пределами на расстоянии от данного населенного пункта не менее 100 м искусственное наружное освещение, ссылаясь на следующее.
РџСЂРё проведении РїРѕ обращению начальника отдела Р“РБДД РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Рыбинское» проверки установлено несоблюдение государственных стандартов РІ содержании автодороги Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец, проходящей вдоль населенного пункта Рґ. Бабино, Р° именно: РІ Рї. 4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы благоустройства. Общие требования» Рё Рї. 11.5 РЎРџ 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка Рё застройка РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… Рё сельских поселений» указано, что стационарное электрическое освещение РЅР° автомобильных дорогах предусматривают: РЅР° участках, проходящих РїРѕ населенным пунктам Рё РёС… пределами РЅР° расстоянии РѕС‚ РЅРёС… РЅРµ менее 100 Рј., РЅР° внеуличных пешеходных переходах; РЅР° автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, РЅР° участках концентрации РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортных происшествий РІ темное время суток, Сѓ расположенных вблизи РѕС‚ РґРѕСЂРѕРіРё клубов, кинотеатров Рё РґСЂСѓРіРёС… мест сосредоточения пешеходов РІ населенных пунктах, РіРґРµ нет уличного освещения, РїСЂРё расстоянии РґРѕ мест РІРѕР·РјРѕР¶РЅРѕРіРѕ подключения Рє распределительным сетям РЅРµ более 500 метров. Автодорога РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ вблизи Рґ. Бабино, РЅР° ней расположены РґРІРµ автобусные остановки Рё пешеходный переход, РЅРѕ РЅРµ имеется искусственного освещения.
Также установлено несоблюдение государственных стандартов в содержании автодороги Пошехонье-Владычное, проходящей по населенному пункту д. Соколово, а именно, в нарушение пунктов 4.6.1 и 4.5.1 ГОСТ Р52766-2007 вдоль дороги отсутствуют тротуары и пешеходные дорожки, а также наружное освещение в пределах населенного и за 100 метров до его границ. Данные дороги находятся в областной собственности, ответчик несет ответственность за соблюдение норм безопасности дорожного движения, предусмотренные Федеральным законом от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (часть 1 статьи 12, статьи 2, 6), Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (п.11 ст. 5, п.9 ст. 6, ч.1 ст.17).
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и просил обязать ответчика выполнить указанные работы до 01 июня 2021 года.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направил, представив письменный отзыв, в котором указывал, что выполнение работ по освещению дороги в д. Соколово является обязанностью органа местного самоуправления, так как эта дорога является одновременно и улицей населенного пункта; что касается оборудования пешеходных дорожек и тротуаров в д. Соколово, то, ссылаясь на тот же пункт 4.5.1 ГОСТ52766-2007, полагает, что поскольку данная дорога относится к 4 категории, данный ГОСТ не предусматривает наличие пешеходных дорожек или тротуаров. Также полагает, что орган местного самоуправления должен заниматься освещением автобусных остановок в д. Бабино.
Третьи лица – ГКУ РЇРћ «Ярдорслужба», Администрация Ермаковского сельского поселения, РџСЂРёРіРѕСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ сельского поселения, отдел Р“РБДД РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Рыбинское» Рё РџРђРћ «МРСК-Центра» РІ лице его филиала «Ярэнерго», надлежащим образом извещенные Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела, представителей РІ СЃСѓРґ РЅРµ направили, ходатайств РЅРµ заявили, возражений РїРѕ существу РёСЃРєР° или отзывов СЃСѓРґСѓ РЅРµ представили.
Выслушав истца, изучив материалы, суд приходит к следующему.
Согласно постановлению Правительства Ярославской области от 12 марта 2008 года № 83-п, автодорога Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец, проходящая, в том числе, по территории Пошехонского района, а также Пошехонье-Владычное внесены в перечень автодорог общего пользования регионального значения, относящихся к государственной собственности Ярославской области и составляющих казну Ярославской области.
23 апреля 2019 РіРѕРґР° государственным инспектором РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора РіСЂСѓРїРїС‹ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ надзора отделения надзора отдела Р“РБДД РњРЈ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё «Рыбинское» Р¤РРћ1 РІ присутствии первого заместителя Главы Администрации Пошехонского муниципального района Р¤РРћ1 начальника РњРљРЈ Управление образование администрации Пошехонского муниципального района Р¤РРћ., главного специалиста Администрации Пошехонского муниципального района Р¤РРћ., представителя ГКУ РЇРћ «Ярдорслужба» Р¤РРћ., представителя Пошехонского филиала ГП «Ярдормост» Р¤РРћ обследовано эксплуатационное состояние автомобильных РґРѕСЂРѕРі, РІ том числе автодороги Пошехонье-Владычное, РІ акте обследования указано, что РІ нарушение требований пунктов 4.5.1 Рё 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 СЃ обеих сторон автодороги, проходящих через населенные пункты, РІ том числе деревню Соколово, отсутствуют пешеходные РґРѕСЂРѕР¶РєРё или тротуары Рё искусственное наружное освещение.
Аналогичный акт от 23 апреля 2019 года составлен и при обследовании автодороги Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец, в котором отмечено отсутствие тротуаров и пешеходных дорожек и искусственного наружного освещения автодороги, проходящей через д. Бабино.
Автодорога Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец, проходящая вдоль деревни Бабино, была вновь обследована госинспектором дорожного надзора Красильниковым А.Г. в присутствии представителей ГКУ «Ярдорслужба» и Департамента дорожного хозяйства Ярославской области 05 июля 2019 года, в акте отмечены те же недостатки.
Ответчиками были представлены выкопировки из публичной кадастровой карты, из которых следует, что граница населенного пункта д. Бабино не пересекает автодорогу, в связи с чем истцом изменены исковые требования, прокурор просил обязать ответчика оборудовать наружное искусственное освещение автобусных остановок и пешеходного перехода, расположенных на дороге в районе д. Бабино Пошехонского района.
Ответчик не оспаривал, что автодорога Пошехонье-Владычное, проходящая через д. Соколово Пошехонского района, и автодорога Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец, проходящая вдоль д. Бабино Пошехонского района, находится в областной собственности.
В силу статьи 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно статье 12 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон № 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.
Статьей 12 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с Положением о департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28 марта 2018 года № 195-п, департамент является правопреемником департамента транспорта Ярославской области в части выполнения полномочий и функций, в том числе, в области осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.
В связи с изложенным, департамент дорожного хозяйства Ярославской области является надлежащим ответчиком по делу.
Согласно требованиям пункта 4.5.1.1. ГОСТ Р -52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования РѕС‚ 23.10.2007 в„– 270-СЃС‚ - тротуары или пешеходные РґРѕСЂРѕР¶РєРё устраивают РЅР° дорогах СЃ твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. РџСЂРё этом РЅР° дорогах I - III категорий РїРѕ ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны РЅР° всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо РѕС‚ интенсивности движения пешеходов, Р° также РЅР° подходах Рє населенным пунктам РѕС‚ Р·РѕРЅ отдыха РїСЂРё интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./СЃСѓС‚.
При проведении контрольного осмотра выявлены несоответствия состояния автодороги Пошехонье-Владычное, проходящей через населенный пункт деревню Соколово, требованиям ГОСТ Р52766-2007, а именно, отсутствие пешеходных дорожек и тротуаров.
Сторонами не оспаривается, что спорной автодороге присвоена IV категория, следовательно, минимальным уровнем обеспеченности элементами обустройства дорог IV категории является наличие пешеходных дорожек.
Что касается обустройства пешеходных дорожек с обеих сторон автодороги, как указано в исковом заявлении, то в соответствии с пунктом 4.5.1.3. ГОСТ Р-52766-2007, в котором указано, что тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны, такие требования (расположение с обеих сторон автодороги) предъявляется только к тротуарам, а не к пешеходным дорожкам.
При проведении контрольного осмотра выявлено также отсутствие искусственного наружного освещения в д. Соколово.
В пункте 4.6.1.1. этого же ГОСТа предусмотрено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СП 52.13390.2011 «Естественное и искусственное освещение».
Суд считает установленным, что ответчик не обеспечивает выполнение необходимых для безопасной эксплуатации автодороги, проходящей через населенный пункт д. Соколово, мер, в том числе, и с точки зрения безопасности дорожного движения, в связи с чем требования истца об устранении выявленных нарушений на указанной автодороге обоснованы и подлежат удовлетворению.
Ссылки представителя ответчика на то, что оборудование пешеходных дорожек и искусственного наружного освещения является обязанностью органа местного самоуправления, несостоятельны.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Пунктом 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, определено, что дорога это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Согласно преамбуле ГОСТ Р -52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Рлементы обустройства. Общие требования» данный стандарт распространяется РЅР° элементы обустройства автомобильных РґРѕСЂРѕРі общего пользования, предназначенные для повышения удобства Рё безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Стандарт устанавливает основные параметры Рё технические требования Рє элементам обустройства автомобильных РґРѕСЂРѕРі.
В связи с изложенным пешеходные дорожки и наружное искусственное освещение, предусмотренные п. 4.5.1. и 4.6.1 ГОСТа, являются элементами обустройства автомобильных дорог, сооружение которых является обязанностью собственника автомобильной дороги, а не органом местного самоуправления, по чьей территории эта дорога пролегает.
Р’ соответствии СЃ данными публичной кадастровой карты, граница населенного пункта Рґ. Бабино Пошехонского района, РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ вдоль автодороги Сергиев Посад-Калязин-Рыбинск-Череповец Рё РЅРµ пересекает его, ссылки истца РЅР° то, что согласно дислокации дорожных знаков перед данным населенным пунктом стоит дорожный указатель наименования деревни РЅР° белом фоне, что свидете░»░Њ░Ѓ░‚░І░ѓ░µ░‚ ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░° ░ї░Ђ░ѕ░…░ѕ░ґ░░░‚ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚, ░Ѕ░µ░Ѓ░ѕ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹, ░і░Ђ░°░Ѕ░░░†░‹ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° ░ѕ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░Ѕ░µ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░‹░ј░░ ░ѓ░є░°░·░°░‚░µ░»░Џ░ј░░, ░° ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░є░°░ґ░°░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░І░ѕ░і░ѕ ░ѓ░‡░µ░‚░°. ░’░ј░µ░Ѓ░‚░µ ░Ѓ ░‚░µ░ј, ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ░‡░░░‚░°░µ░‚ ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░ј, ░‡░‚░ѕ ░І ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░µ ░ґ. ░‘░°░±░░░Ѕ░ѕ ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░‹ ░ґ░І░µ ░°░І░‚░ѕ░±░ѓ░Ѓ░Ѕ░‹░µ ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░░ ░Ѕ░° ░ї░Ђ░ѕ░‚░░░І░ѕ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░Ѕ░‹░… ░Ѓ░‚░ѕ░Ђ░ѕ░Ѕ░°░… ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░, ░░ ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░‹░№ ░ї░µ░Ђ░µ░…░ѕ░ґ, ░‡░‚░ѕ ░Ѓ░ѕ░ѕ░‚░І░µ░‚░Ѓ░‚░І░ѓ░µ░‚ ░ґ░░░Ѓ░»░ѕ░є░°░†░░░░ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░‹░… ░·░Ѕ░°░є░ѕ░І.
░Ў░ѕ░і░»░°░Ѓ░Ѕ░ѕ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░ѓ 4.6.1. ░“░ћ░Ў░ў ░ 52766-2007 ░«░”░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░°░І░‚░ѕ░ј░ѕ░±░░░»░Њ░Ѕ░‹░µ ░ѕ░±░‰░µ░і░ѕ ░ї░ѕ░»░Њ░·░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ. ░░»░µ░ј░µ░Ѕ░‚░‹ ░±░»░°░і░ѕ░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░№░Ѓ░‚░І░°. ░ћ░±░‰░░░µ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ░» ░Ѓ░‚░°░†░░░ѕ░Ѕ░°░Ђ░Ѕ░ѕ░µ ░Ќ░»░µ░є░‚░Ђ░░░‡░µ░Ѓ░є░ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░Ѕ░° ░°░І░‚░ѕ░ј░ѕ░±░░░»░Њ░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░°░… ░ї░Ђ░µ░ґ░ѓ░Ѓ░ј░°░‚░Ђ░░░І░°░Ћ░‚: ░Ѕ░° ░І░Ѕ░µ░ѓ░»░░░‡░Ѕ░‹░… ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░‹░… ░ї░µ░Ђ░µ░…░ѕ░ґ░°░…; ░Ѕ░° ░°░І░‚░ѕ░±░ѓ░Ѓ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░°░…, ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░‹░… ░ї░µ░Ђ░µ░…░ѕ░ґ░°░…, ░І░µ░»░ѕ░Ѓ░░░ї░µ░ґ░Ѕ░‹░… ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░є░°░…, ░Ѕ░° ░ѓ░‡░°░Ѓ░‚░є░°░… ░є░ѕ░Ѕ░†░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░†░░░░ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѕ-░‚░Ђ░°░Ѕ░Ѓ░ї░ѕ░Ђ░‚░Ѕ░‹░… ░ї░Ђ░ѕ░░░Ѓ░€░µ░Ѓ░‚░І░░░№ ░І ░‚░µ░ј░Ѕ░ѕ░µ ░І░Ђ░µ░ј░Џ ░Ѓ░ѓ░‚░ѕ░є, ░ѓ ░Ђ░°░Ѓ░ї░ѕ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░І░±░»░░░·░░ ░ѕ░‚ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░░ ░є░»░ѓ░±░ѕ░І, ░є░░░Ѕ░ѕ░‚░µ░°░‚░Ђ░ѕ░І ░░ ░ґ░Ђ░ѓ░і░░░… ░ј░µ░Ѓ░‚ ░Ѓ░ѕ░Ѓ░Ђ░µ░ґ░ѕ░‚░ѕ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░ѕ░І ░І ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░°░…, ░і░ґ░µ ░Ѕ░µ░‚ ░ѓ░»░░░‡░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ѕ░Ѓ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░Џ, ░ї░Ђ░░ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░░ ░ґ░ѕ ░ј░µ░Ѓ░‚ ░І░ѕ░·░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѕ░ґ░є░»░Ћ░‡░µ░Ѕ░░░Џ ░є ░Ђ░°░Ѓ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░‹░ј ░Ѓ░µ░‚░Џ░ј ░Ѕ░µ ░±░ѕ░»░µ░µ 500 ░ј.
░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░ѕ ░ї░░░Ѓ░Њ░ј░ѕ ░џ░ђ░ћ ░«░њ░ ░Ў░љ-░¦░µ░Ѕ░‚░Ђ░°░» - ░«░Ї░Ђ░Ќ░Ѕ░µ░Ђ░і░ѕ░» ░ѕ ░‚░ѕ░ј, ░‡░‚░ѕ ░ѕ░‚ ░°░І░‚░ѕ░±░ѓ░Ѓ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░ѕ░є ░░ ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░µ░Ђ░µ░…░ѕ░ґ░° ░І ░ґ. ░‘░°░±░░░Ѕ░ѕ ░Ѕ░°░░░±░ѕ░»░Њ░€░µ░µ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░µ ░ґ░ѕ ░±░»░░░¶░°░№░€░µ░№ ░ѕ░ї░ѕ░Ђ░‹ ░’░› 0,4 ░є░І. ░Ђ“ 85 ░ј░µ░‚░Ђ░ѕ░І, ░‡░‚░ѕ ░·░Ѕ░°░‡░░░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ ░ј░µ░Ѕ░Њ░€░µ ░ѓ░є░°░·░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░І ░ї. 4.6.1. ░“░ћ░Ў░ў ░ 52766-2007 ░Ѕ░µ░ѕ░±░…░ѕ░ґ░░░ј░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░Џ. ░Ў ░ѓ░‡░µ░‚░ѕ░ј ░І░Ѓ░µ░… ░ї░Ђ░µ░ґ░Ѓ░‚░°░І░»░µ░Ѕ░Ѕ░‹░… ░░░Ѓ░‚░†░ѕ░ј ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░‹░… ░µ░і░ѕ ░‚░Ђ░µ░±░ѕ░І░°░Ѕ░░░Џ ░ѕ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░‚░Њ ░░░Ѓ░є░ѓ░Ѓ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░°░І░‚░ѕ░±░ѓ░Ѓ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░ѕ░є ░░ ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░µ░Ђ░µ░…░ѕ░ґ░° ░Ѕ░° ░°░І░‚░ѕ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░µ ░І ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░µ ░ґ. ░‘░°░±░░░Ѕ░ѕ ░Џ░І░»░Џ░Ћ░‚░Ѓ░Џ ░ѕ░±░ѕ░Ѓ░Ѕ░ѕ░І░°░Ѕ░Ѕ░‹░ј░░ ░░ ░ї░ѕ░ґ░»░µ░¶░°░‰░░░ј░░ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Ћ.
░Ј░‡░░░‚░‹░І░°░Џ, ░‡░‚░ѕ ░І ░Ѓ░І░ѕ░░░… ░ѕ░‚░·░‹░І░°░… ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є ░ї░Ђ░ѕ░Ѓ░░░» ░І ░Ѓ░»░ѓ░‡░°░µ ░ѓ░ґ░ѕ░І░»░µ░‚░І░ѕ░Ђ░µ░Ѕ░░░Џ ░░░Ѓ░є░° ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░░░‚░Њ ░є░°░є ░ј░ѕ░¶░Ѕ░ѕ ░±░ѕ░»░Њ░€░░░№ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░»░Џ ░µ░і░ѕ ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ, ░Ѓ░ѓ░ґ ░Ѓ░ѕ░і░»░°░€░°░µ░‚░Ѓ░Џ ░Ѓ ░ї░Ђ░µ░ґ░»░ѕ░¶░µ░Ѕ░░░µ░ј ░ѕ░‚░І░µ░‚░‡░░░є░° ░ѕ░± ░ѓ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░░ ░Ѓ░Ђ░ѕ░є░° ░░░Ѓ░ї░ѕ░»░Ѕ░µ░Ѕ░░░Џ ░Ђ░°░±░ѕ░‚ ░Ђ“ ░ґ░ѕ 01 ░░░Ћ░Ѕ░Џ 2021 ░і░ѕ░ґ░°.
░ ░ѓ░є░ѕ░І░ѕ░ґ░Ѓ░‚░І░ѓ░Џ░Ѓ░Њ ░Ѓ░‚.░Ѓ░‚.194-198 ░“░џ░љ ░ ░¤, ░Ѓ ░ѓ ░ґ
░Ђ ░µ ░€ ░░ ░» :
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░…░ѕ░·░Џ░№░Ѓ░‚░І░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░ѕ 01 ░░░Ћ░Ѕ░Џ 2021 ░і░ѕ░ґ░° ░Ѕ░° ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░і░µ ░Ў░µ░Ђ░і░░░µ░І ░џ░ѕ░Ѓ░°░ґ-░љ░°░»░Џ░·░░░Ѕ-░ ░‹░±░░░Ѕ░Ѓ░є-░§░µ░Ђ░µ░ї░ѕ░І░µ░† ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░‚░Њ ░Ѕ░° ░°░І░‚░ѕ░±░ѓ░Ѓ░Ѕ░‹░… ░ѕ░Ѓ░‚░°░Ѕ░ѕ░І░є░°░… ░░ ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░µ░Ђ░µ░…░ѕ░ґ░µ ░І░±░»░░░·░░ ░ґ. ░‘░°░±░░░Ѕ░ѕ ░џ░ѕ░€░µ░…░ѕ░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░░░Ѓ░є░ѓ░Ѓ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░¶░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ.
░ћ░±░Џ░·░°░‚░Њ ░”░µ░ї░°░Ђ░‚░°░ј░µ░Ѕ░‚ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░…░ѕ░·░Џ░№░Ѓ░‚░І░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░ ░І ░Ѓ░Ђ░ѕ░є ░ґ░ѕ 01 ░░░Ћ░Ѕ░Џ 2021 ░і░ѕ░ґ░° ░ѕ░±░ѓ░Ѓ░‚░Ђ░ѕ░░░‚░Њ ░ї░µ░€░µ░…░ѕ░ґ░Ѕ░‹░µ ░ґ░ѕ░Ђ░ѕ░¶░є░░ ░І ░і░Ђ░°░Ѕ░░░†░°░… ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° ░ґ░µ░Ђ░µ░І░Ѕ░░ ░Ў░ѕ░є░ѕ░»░ѕ░І░ѕ ░џ░ѕ░€░µ░…░ѕ░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░; ░ѕ░±░ѕ░Ђ░ѓ░ґ░ѕ░І░°░‚░Њ ░░░Ѓ░є░ѓ░Ѓ░Ѓ░‚░І░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░µ ░Ѕ░°░Ђ░ѓ░¶░Ѕ░ѕ░µ ░ѕ░Ѓ░І░µ░‰░µ░Ѕ░░░µ ░І ░і░Ђ░°░Ѕ░░░†░°░… ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░° ░ґ░µ░Ђ░µ░І░Ѕ░░ ░Ў░ѕ░є░ѕ░»░ѕ░І░ѕ ░џ░ѕ░€░µ░…░ѕ░Ѕ░Ѓ░є░ѕ░і░ѕ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░° ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░ѕ░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░░, ░░ ░·░° ░µ░і░ѕ ░ї░Ђ░µ░ґ░µ░»░°░ј░░ ░Ѕ░° ░Ђ░°░Ѓ░Ѓ░‚░ѕ░Џ░Ѕ░░░░ ░Ѕ░µ ░ј░µ░Ѕ░µ░µ 100 ░ј░µ░‚░Ђ░ѕ░І ░ѕ░‚ ░ґ░°░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░Ѕ░°░Ѓ░µ░»░µ░Ѕ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ї░ѓ░Ѕ░є░‚░°.
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░ј░ѕ░¶░µ░‚ ░±░‹░‚░Њ ░ѕ░±░¶░°░»░ѕ░І░°░Ѕ░ѕ ░І ░°░ї░µ░»░»░Џ░†░░░ѕ░Ѕ░Ѕ░ѕ░ј ░ї░ѕ░Ђ░Џ░ґ░є░µ ░І ░Ї░Ђ░ѕ░Ѓ░»░°░І░Ѓ░є░░░№ ░ѕ░±░»░°░Ѓ░‚░Ѕ░ѕ░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░‡░µ░Ђ░µ░· ░џ░ѕ░€░µ░…░ѕ░Ѕ░Ѓ░є░░░№ ░Ђ░°░№░ѕ░Ѕ░Ѕ░‹░№ ░Ѓ░ѓ░ґ ░І ░‚░µ░‡░µ░Ѕ░░░µ ░ѕ░ґ░Ѕ░ѕ░і░ѕ ░ј░µ░Ѓ░Џ░†░° ░Ѓ░ѕ ░ґ░Ѕ░Џ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░░░Џ ░µ░і░ѕ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ.
░Ў░ѓ░ґ░Њ░Џ ░ї░ѕ░ґ░ї░░░Ѓ░Њ
░ ░µ░€░µ░Ѕ░░░µ ░І ░ѕ░є░ѕ░Ѕ░‡░°░‚░µ░»░Њ░Ѕ░ѕ░№ ░„░ѕ░Ђ░ј░µ ░░░·░і░ѕ░‚░ѕ░І░»░µ░Ѕ░ѕ 12 ░Ѓ░µ░Ѕ░‚░Џ░±░Ђ░Џ 2019 ░і░ѕ░ґ░°.