Дело № 3а-84/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 ноября 2020 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Парфеновой Т.В.,
при помощнике судьи Дорошкове Л.Е.
с участием прокурора Голодковой А.А.,
представителей:
административного истца Никитиной И.В.,
административного ответчика – Тверской городской Думы Пановой А.М.,
административного ответчика – Главы города Твери и заинтересованного лица - Администрации города Твери Стребковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комаровой Т.А. об оспаривании Генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 в редакции решения от 03 июля 2019 года № 108, и Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71 в редакции решения от 09 июня 2016 года № 155,
установил:
Решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 «Об утверждении генерального плана города Твери», опубликованным в газете «Муниципальные вести» от 28 декабря 2012 года № 72, утвержден Генеральный план города Твери.
Решением Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 (394) «Об утверждении генерального плана города Твери», опубликованным в газете «Вся Тверь» от 09 июля 2019 года № 48, Генеральный план города Твери изложен в новой редакции.
Решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71, опубликованным в газете «Вся Тверь» от 06 августа 2003 № 9, утверждены Временные правила землепользования и застройки города Твери.
Решением Тверской городской Думы от 09 июня 2016 года № 155 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71 «О временных правилах землепользования и застройки города Твери» изменено наименование решения и утверждены в новой редакции Правила землепользования и застройки города Твери, которые опубликованы в газете «Вся Тверь» от 01 апреля 2016 года № 37 (697).
12 марта 2020 года Комарова Т.А. обратилась в Тверской областной суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства (л.д. 165), о признании недействующим Генерального плана города Твери и Правил землепользования и застройки города Твери в редакции приведенных, изменяющих решений Тверской городской Думы в части указания в данных нормативных правовых актах и отображения на картах зон с особыми условиями использования территорий и градостроительного зонирования города Твери границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного <адрес>, в размере <данные изъяты> метров, охватывающей земельный участок с кадастровым номером №.
Заявленные требования мотивированы тем, что санитарно-защитная зона указанного скотомогильника, находящегося на земельном участке с кадастровым номером №, в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», не установлена. В связи с этим отображение на картах оспариваемых нормативных актов границ данной санитарно-защитной зоны, в которую входит принадлежащий истцу земельный участок, противоречит законодательству и ограничивает права собственника участка.
Определением суда от 29 июня 2020 года производство по настоящему административному делу в части требований об оспаривании Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71 в редакции решения от 09 июня 2016 года № 155, прекращено на основании части 1 статьи 214, пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда, принятого по административному иску о том же предмете.
В судебном заседании представитель административного истца Никитина И.В. заявленные требования об оспаривании Генерального плана города Твери в редакции решения Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108 поддержала, указав, что распространение санитарно-защитной зоны на земельный участок истца препятствует возможности его использования по назначению.
Представитель административного ответчика – Тверской городской Думы Панова А.М., представитель административного ответчика – Главы города Твери и заинтересованного лица – Администрации города Твери Стребкова А.А. возражали против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях и отзывах, полагали, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что вопрос о законности Генерального плана в редакции 2012 года в части отображения указанной в административном исковом заявлении санитарно-защитной зоны разрешен в решении Тверского областного суда от 28 февраля 2019 года по административному делу № 3а-20/2019. Утверждение 03 июля 2019 года новой редакции Генерального плана в данном случае значения не имеет, поскольку нормативные положения относительно спорной санитарно-защитной зоны в ней сохранены.
Заинтересованные лица: Правительство Тверской области, Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Главное управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Голодковой А.А. о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.
Соблюдение требований законодательства, устанавливающих полномочия Тверской городской Думы на принятие Генерального плана города Твери в редакции решения Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108, форму, вид, процедуру его принятия и правила введения в действие, проверено и установлено в рамках судебного разбирательства по административному делу № 3а-2/2020 по иску ЗАО «<данные изъяты>» об оспаривании Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Твери, по результатам которого определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 сентября 2020 года № 66а-4123/2020 отменено решение Тверского областного суда от 10 июня 2020 года и постановлено новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований об оспаривании Генерального плана города Твери отказано.
В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства оспариванию в рамках настоящего административного дела не подлежат.
Проверяя законность положений Генерального плана в редакции 2019 года, касающихся указания и отображения границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, в которой согласно выкопировке из Карты зон с особыми условиями использования территорий находится принадлежащий Комаровой Т.А. на праве собственности земельный участок, суд приходит к следующим выводам (л.д. 37, 38, 131, 183).
Информация о построенном в 1943-1945 годах сибиреязвенном скотомогильнике в районе <адрес> и его санитарно-защитной зоне, определенной в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в размере <адрес> м, о плановых мероприятиях по сокращению данной санитарно-защитной зоны и озеленению территории скотомогильника содержится в пунктах 2.4, 2.7 Положения о территориальном планировании, пунктах 4.2, 6.3, 8.4 Материалов по обоснованию Генерального плана в редакции 2019 года.
На карте зон с особыми условиями использования территорий в составе Генерального плана города Твери отображена граница санитарно-защитной зоны данного сибиреязвенного скотомогильника в размере <данные изъяты> метров (л.д. 131, 183).
Редакция Генерального плана 2012 года также содержала сведения об указанном скотомогильнике и его санитарно-защитной зоне, составляющей 1000 м, предусматривала озеленение его территории (пункт 2.7 Положения о территориальном планировании, пункты 2.3, 7.2 Материалов по основанию Генерального плана).
Сравнение выкопировок из карт зон с особыми условиями использования территорий в составе предыдущей и новой редакции Генерального плана свидетельствует о том, что при внесении изменений в Генеральный план административный ответчик вновь включил в него положения относительно санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, составляющей <данные изъяты> м, устранив при этом имевшееся ранее несоответствие условного обозначения скотомогильника и его санитарно-защитной зоны на карте фактическому местоположению данного объекта на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 131, 183, 244).
Вопрос о законности Генерального плана города Твери в первоначальной редакции решения Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 в части указания и отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника на пересечении улиц Стрелковой и Котовского в городе Твери ранее являлся предметом судебного разбирательства.
Решением Тверского областного суда по административному делу № 3а-20/2019 по административному исковому заявлению ФИО11., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 07 июля 2019 года № 35-АПА19-10, Генеральный план города Твери в указанной части признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.
Судом установлено, что данный сибиреязвенный скотомогильник, использовавшийся по назначению в период с 1943 по 1955 годы, расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, находящемся по адресу ориентира: <адрес>, правообладателем участка по данным ЕГРН является <данные изъяты>.
Основанием для признания оспариваемых нормативных положений недействующими явилось нарушение требований действующего законодательства, регулирующего порядок установления санитарно-защитных зон, выразившееся в том, что отображение в Генеральном плане санитарно-защитной зоны произведено в нарушение пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о ее установлении.
Решением Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108 Генеральный план города Твери изложен в новой редакции, представляющей собой новый нормативный правовой акт, со дня вступления в силу которого прежняя редакция Генерального плана прекратила свое действие.
Доводы ответчиков о том, что в 2019 году внесены изменения лишь в отдельные положения Генерального плана города Твери, тогда как в части установления и отображения санитарно-защитной зоны скотомогильника продолжает действовать редакция Генерального плана, утвержденная решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193, не соответствуют пункту 1.4 решения Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108, согласно которому в новой редакции изложен весь Генеральный план, а не отдельные его положения, а также опровергаются отличающимся изложением приведенных выше норм, содержащихся в текстовой и графической частях Генерального плана в действующей и в предыдущей редакциях.
В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.
Принимая во внимание, что истцом оспариваются положения действующего Генерального плана города Твери в редакции 2019 года, законность которых ранее в судебном порядке не проверялась, основания для прекращения производства по делу, о чем ходатайствовали представители ответчиков и Администрации города Твери, отсутствуют.
В то же время обстоятельства, установленные решением суда от 28 февраля 2019 года по делу № 3а-20/2019, в частности, отображение на карте в составе Генерального плана санитарно-защитной зоны указанного скотомогильника в размере <данные изъяты> м, отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, а также постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника оспариванию не подлежат.
Из объяснений представителей ответчиков в судебном заседании следует, что включение в новую редакцию Генерального плана признанных судом недействующими положений относительно санитарно-защитной зоны, содержавшихся в предыдущей редакции данного документа территориального планирования, обусловлено тем, что Генеральный план в новой редакции утвержден Тверской городской Думой 03 июля 2019 года, тогда как решение суда по делу № 3а-20/2019 вступило в законную силу позднее - 07 июля 2019 года (л.д. 137).
Законодательство, действовавшее на дату утверждения Генерального плана в редакции 2019 года, а также регулирующее рассматриваемые правоотношения в настоящее время, как и ранее, предусматривает отображение в генеральном плане санитарно-защитной зоны, утвержденной в установленном порядке.
В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, которые в силу пункта 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт, прилагаемых к генеральному плану.
Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при разработке генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила (абзац 1 пункта 2).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 данной статьи в редакции Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 04 августа 2018 года).
Согласно пункту 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).
В соответствии с частью 16 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ до 1 января 2022года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть до 04 августа 2018 года.
В настоящее время положение о санитарно-защитных зонах Правительством Российской Федерации не утверждено. В то же время до 04 августа 2018 года Правительством Российской Федерации было принято постановление от 03 марта 2018года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», определяющее порядок установления санитарно-защитных зон.
Данными Правилами определено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и(или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1).
Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны, к которому должны быть приложены: проект санитарно-защитной зоны, экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении такого проекта (подпункт «а» пункта 3, пункт 14 указанных Правил).
Пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов, для которых определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны <данные изъяты> м.
В ходе судебного разбирательства постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об утверждении санитарно-защитной зоны указанного скотомогильника, проект санитарно-защитной зоны и соответствующее экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы суду не представлены. Сведения о санитарно-защитной зоне скотомогильника и о самом скотомогильнике в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 43, 246).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отображение в Генеральном плане санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Содержащаяся в отзыве Тверской городской Думы ссылка на часть 13 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ, предусматривающую, что с 01 января 2022года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют, данный вывод не опровергает, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитной зоны допускается только после ее установления уполномоченным органом.
С доводом ответчиков о том, что оспариваемое правовое регулирование не нарушает права административного истца на использование принадлежащего ей земельного участка, имеющего вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, также нельзя согласиться, поскольку в пункте 8.4 Материалов по обоснованию Генерального плана указано на запрещение на территории санитарно-защитной зоны скотомогильника любой хозяйственной деятельности, в том числе строительства.
Ссылка представителя ответчика и заинтересованного лица на то, что в связи с решением суда от 28 февраля 2019 года по административному делу № 3а-20/2019 нормы Генерального плана при решении вопросов, связанных с осуществлением на территории санитарно-защитной зоны строительства, фактически не применяются, ничем не подтверждена.
Кроме того, наличие оспариваемых нормативных положений исключает возможность приведения Правил землепользования и застройки города Твери, признанных тем же решением суда недействующими в части отображения санитарно-защитной зоны скотомогильника, в соответствие с Генеральным планом.
Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования в составе указанных Правил.
Принимая во внимание, что до настоящего времени данный нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Комаровой Т.А. удовлетворить.
Признать Генеральный план города Твери, утвержденный решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 в редакции решения от 03 июля 2019 года № 108, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части указания в Генеральном плане и отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного <адрес>, в размере <данные изъяты> метров, охватывающей земельный участок с кадастровым номером №.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Тверской городской Думы, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 16 ноября 2020 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова