Решение по делу № 3а-84/2020 от 12.03.2020

Дело № 3а-84/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 ноября 2020 года г. Тверь

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Парфеновой Т.В.,

при помощнике судьи Дорошкове Л.Е.

с участием прокурора Голодковой А.А.,

представителей:

административного истца Никитиной И.В.,

административного ответчика – Тверской городской Думы Пановой А.М.,

административного ответчика – Главы города Твери и заинтересованного лица - Администрации города Твери Стребковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Комаровой Т.А. об оспаривании Генерального плана города Твери, утвержденного решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 в редакции решения от 03 июля 2019 года № 108, и Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71 в редакции решения от 09 июня 2016 года № 155,

установил:

Решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 «Об утверждении генерального плана города Твери», опубликованным в газете «Муниципальные вести» от 28 декабря 2012 года № 72, утвержден Генеральный план города Твери.

Решением Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 (394) «Об утверждении генерального плана города Твери», опубликованным в газете «Вся Тверь» от 09 июля 2019 года № 48, Генеральный план города Твери изложен в новой редакции.

Решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71, опубликованным в газете «Вся Тверь» от 06 августа 2003 № 9, утверждены Временные правила землепользования и застройки города Твери.

Решением Тверской городской Думы от 09 июня 2016 года № 155 «О внесении изменений в решение Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71 «О временных правилах землепользования и застройки города Твери» изменено наименование решения и утверждены в новой редакции Правила землепользования и застройки города Твери, которые опубликованы в газете «Вся Тверь» от 01 апреля 2016 года № 37 (697).

12 марта 2020 года Комарова Т.А. обратилась в Тверской областной суд с административным иском, уточненным в ходе судебного разбирательства (л.д. 165), о признании недействующим Генерального плана города Твери и Правил землепользования и застройки города Твери в редакции приведенных, изменяющих решений Тверской городской Думы в части указания в данных нормативных правовых актах и отображения на картах зон с особыми условиями использования территорий и градостроительного зонирования города Твери границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного <адрес>, в размере <данные изъяты> метров, охватывающей земельный участок с кадастровым номером .

Заявленные требования мотивированы тем, что санитарно-защитная зона указанного скотомогильника, находящегося на земельном участке с кадастровым номером , в порядке, предусмотренном статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», не установлена. В связи с этим отображение на картах оспариваемых нормативных актов границ данной санитарно-защитной зоны, в которую входит принадлежащий истцу земельный участок, противоречит законодательству и ограничивает права собственника участка.

Определением суда от 29 июня 2020 года производство по настоящему административному делу в части требований об оспаривании Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02 июля 2003 года № 71 в редакции решения от 09 июня 2016 года № 155, прекращено на основании части 1 статьи 214, пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с наличием вступившего в законную силу решения суда, принятого по административному иску о том же предмете.

В судебном заседании представитель административного истца Никитина И.В. заявленные требования об оспаривании Генерального плана города Твери в редакции решения Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108 поддержала, указав, что распространение санитарно-защитной зоны на земельный участок истца препятствует возможности его использования по назначению.

Представитель административного ответчика – Тверской городской Думы Панова А.М., представитель административного ответчика – Главы города Твери и заинтересованного лица – Администрации города Твери Стребкова А.А. возражали против удовлетворения административных исковых требований по основаниям, приведенным в письменных возражениях и отзывах, полагали, что производство по делу подлежит прекращению в связи с тем, что вопрос о законности Генерального плана в редакции 2012 года в части отображения указанной в административном исковом заявлении санитарно-защитной зоны разрешен в решении Тверского областного суда от 28 февраля 2019 года по административному делу № 3а-20/2019. Утверждение 03 июля 2019 года новой редакции Генерального плана в данном случае значения не имеет, поскольку нормативные положения относительно спорной санитарно-защитной зоны в ней сохранены.

Заинтересованные лица: Правительство Тверской области, Управление Роспотребнадзора по Тверской области, Главное управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области, Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Голодковой А.А. о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований, суд приходит к следующим выводам.

Соблюдение требований законодательства, устанавливающих полномочия Тверской городской Думы на принятие Генерального плана города Твери в редакции решения Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108, форму, вид, процедуру его принятия и правила введения в действие, проверено и установлено в рамках судебного разбирательства по административному делу № 3а-2/2020 по иску ЗАО «<данные изъяты>» об оспаривании Генерального плана и Правил землепользования и застройки города Твери, по результатам которого определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 25 сентября 2020 года № 66а-4123/2020 отменено решение Тверского областного суда от 10 июня 2020 года и постановлено новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований об оспаривании Генерального плана города Твери отказано.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации данные обстоятельства оспариванию в рамках настоящего административного дела не подлежат.

Проверяя законность положений Генерального плана в редакции 2019 года, касающихся указания и отображения границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, в которой согласно выкопировке из Карты зон с особыми условиями использования территорий находится принадлежащий Комаровой Т.А. на праве собственности земельный участок, суд приходит к следующим выводам (л.д. 37, 38, 131, 183).

Информация о построенном в 1943-1945 годах сибиреязвенном скотомогильнике в районе <адрес> и его санитарно-защитной зоне, определенной в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в размере <адрес> м, о плановых мероприятиях по сокращению данной санитарно-защитной зоны и озеленению территории скотомогильника содержится в пунктах 2.4, 2.7 Положения о территориальном планировании, пунктах 4.2, 6.3, 8.4 Материалов по обоснованию Генерального плана в редакции 2019 года.

На карте зон с особыми условиями использования территорий в составе Генерального плана города Твери отображена граница санитарно-защитной зоны данного сибиреязвенного скотомогильника в размере <данные изъяты> метров (л.д. 131, 183).

Редакция Генерального плана 2012 года также содержала сведения об указанном скотомогильнике и его санитарно-защитной зоне, составляющей 1000 м, предусматривала озеленение его территории (пункт 2.7 Положения о территориальном планировании, пункты 2.3, 7.2 Материалов по основанию Генерального плана).

Сравнение выкопировок из карт зон с особыми условиями использования территорий в составе предыдущей и новой редакции Генерального плана свидетельствует о том, что при внесении изменений в Генеральный план административный ответчик вновь включил в него положения относительно санитарно-защитной зоны скотомогильника, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , составляющей <данные изъяты> м, устранив при этом имевшееся ранее несоответствие условного обозначения скотомогильника и его санитарно-защитной зоны на карте фактическому местоположению данного объекта на земельном участке с кадастровым номером (л.д. 131, 183, 244).

Вопрос о законности Генерального плана города Твери в первоначальной редакции решения Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 в части указания и отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника на пересечении улиц Стрелковой и Котовского в городе Твери ранее являлся предметом судебного разбирательства.

Решением Тверского областного суда по административному делу № 3а-20/2019 по административному исковому заявлению ФИО11., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 07 июля 2019 года № 35-АПА19-10, Генеральный план города Твери в указанной части признан недействующим с момента вступления в законную силу решения суда.

Судом установлено, что данный сибиреязвенный скотомогильник, использовавшийся по назначению в период с 1943 по 1955 годы, расположен на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, находящемся по адресу ориентира: <адрес>, правообладателем участка по данным ЕГРН является <данные изъяты>.

Основанием для признания оспариваемых нормативных положений недействующими явилось нарушение требований действующего законодательства, регулирующего порядок установления санитарно-защитных зон, выразившееся в том, что отображение в Генеральном плане санитарно-защитной зоны произведено в нарушение пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации о ее установлении.

Решением Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108 Генеральный план города Твери изложен в новой редакции, представляющей собой новый нормативный правовой акт, со дня вступления в силу которого прежняя редакция Генерального плана прекратила свое действие.

Доводы ответчиков о том, что в 2019 году внесены изменения лишь в отдельные положения Генерального плана города Твери, тогда как в части установления и отображения санитарно-защитной зоны скотомогильника продолжает действовать редакция Генерального плана, утвержденная решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193, не соответствуют пункту 1.4 решения Тверской городской Думы от 03 июля 2019 года № 108, согласно которому в новой редакции изложен весь Генеральный план, а не отдельные его положения, а также опровергаются отличающимся изложением приведенных выше норм, содержащихся в текстовой и графической частях Генерального плана в действующей и в предыдущей редакциях.

В соответствии с пунктом 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» в случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции.

Принимая во внимание, что истцом оспариваются положения действующего Генерального плана города Твери в редакции 2019 года, законность которых ранее в судебном порядке не проверялась, основания для прекращения производства по делу, о чем ходатайствовали представители ответчиков и Администрации города Твери, отсутствуют.

В то же время обстоятельства, установленные решением суда от 28 февраля 2019 года по делу № 3а-20/2019, в частности, отображение на карте в составе Генерального плана санитарно-защитной зоны указанного скотомогильника в размере <данные изъяты> м, отсутствие проекта санитарно-защитной зоны, а также постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны скотомогильника оспариванию не подлежат.

Из объяснений представителей ответчиков в судебном заседании следует, что включение в новую редакцию Генерального плана признанных судом недействующими положений относительно санитарно-защитной зоны, содержавшихся в предыдущей редакции данного документа территориального планирования, обусловлено тем, что Генеральный план в новой редакции утвержден Тверской городской Думой 03 июля 2019 года, тогда как решение суда по делу № 3а-20/2019 вступило в законную силу позднее - 07 июля 2019 года (л.д. 137).

Законодательство, действовавшее на дату утверждения Генерального плана в редакции 2019 года, а также регулирующее рассматриваемые правоотношения в настоящее время, как и ранее, предусматривает отображение в генеральном плане санитарно-защитной зоны, утвержденной в установленном порядке.

В силу пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации санитарно-защитные зоны относятся к зонам с особыми условиями использования территорий, которые в силу пункта 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются в материалах по обоснованию генерального плана в виде карт, прилагаемых к генеральному плану.

Статьей 12 Федерального закона от 30 марта 1999года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при разработке генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила (абзац 1 пункта 2).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 данной статьи в редакции Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в силу с 04 августа 2018 года).

Согласно пункту 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия).

В соответствии с частью 16 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ до 1 января 2022года установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до 1 декабря 2019года Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) осуществляется в порядке, установленном до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, то есть до 04 августа 2018 года.

В настоящее время положение о санитарно-защитных зонах Правительством Российской Федерации не утверждено. В то же время до 04 августа 2018 года Правительством Российской Федерации было принято постановление от 03 марта 2018года №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», определяющее порядок установления санитарно-защитных зон.

Данными Правилами определено, что санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и(или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1).

Решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны в отношении объектов I и II класса опасности принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны, к которому должны быть приложены: проект санитарно-защитной зоны, экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении такого проекта (подпункт «а» пункта 3, пункт 14 указанных Правил).

Пунктом 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» скотомогильники отнесены к 1 классу санитарной классификации объектов, для которых определен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны <данные изъяты> м.

В ходе судебного разбирательства постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об утверждении санитарно-защитной зоны указанного скотомогильника, проект санитарно-защитной зоны и соответствующее экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы суду не представлены. Сведения о санитарно-защитной зоне скотомогильника и о самом скотомогильнике в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 43, 246).

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отображение в Генеральном плане санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы, свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления требований нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Содержащаяся в отзыве Тверской городской Думы ссылка на часть 13 статьи 26 Федерального закона от 03 августа 2018года № 342-ФЗ, предусматривающую, что с 01 января 2022года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют, данный вывод не опровергает, поскольку отображение в документах территориального планирования санитарно-защитной зоны допускается только после ее установления уполномоченным органом.

С доводом ответчиков о том, что оспариваемое правовое регулирование не нарушает права административного истца на использование принадлежащего ей земельного участка, имеющего вид разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство, также нельзя согласиться, поскольку в пункте 8.4 Материалов по обоснованию Генерального плана указано на запрещение на территории санитарно-защитной зоны скотомогильника любой хозяйственной деятельности, в том числе строительства.

Ссылка представителя ответчика и заинтересованного лица на то, что в связи с решением суда от 28 февраля 2019 года по административному делу № 3а-20/2019 нормы Генерального плана при решении вопросов, связанных с осуществлением на территории санитарно-защитной зоны строительства, фактически не применяются, ничем не подтверждена.

Кроме того, наличие оспариваемых нормативных положений исключает возможность приведения Правил землепользования и застройки города Твери, признанных тем же решением суда недействующими в части отображения санитарно-защитной зоны скотомогильника, в соответствие с Генеральным планом.

Между тем, в соответствии с частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования в составе указанных Правил.

Принимая во внимание, что до настоящего времени данный нормативный правовой акт применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск Комаровой Т.А. удовлетворить.

Признать Генеральный план города Твери, утвержденный решением Тверской городской Думы от 25 декабря 2012 года № 193 в редакции решения от 03 июля 2019 года № 108, не действующим со дня вступления решения суда в законную силу в части указания в Генеральном плане и отображения на карте зон с особыми условиями использования территорий границ санитарно-защитной зоны сибиреязвенного скотомогильника, расположенного <адрес>, в размере <данные изъяты> метров, охватывающей земельный участок с кадастровым номером .

Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты Тверской городской Думы, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Т.В.Парфенова

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2020 года.

Председательствующий Т.В.Парфенова

3а-84/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комарова Татьяна Александровна
прокурор
Ответчики
Тверская городская Дума
Другие
Главное Управление «Государственная инспекция по ветеринарии» Тверской области
Главное управление архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области
Администрация города Твери
Никитина Ирина Викторовна
Управление Роспотребнадзора по Тверской области
Правительство Тверской области
глава города Твери
Суд
Тверской областной суд
Судья
Парфенова Татьяна Васильевна
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
12.03.2020Регистрация административного искового заявления
12.03.2020Передача материалов судье
13.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.04.2020Предварительное судебное заседание
11.06.2020Производство по делу возобновлено
11.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2020Судебное заседание
29.06.2020Судебное заседание
27.10.2020Производство по делу возобновлено
13.11.2020Судебное заседание
13.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее