72RS0022-01-2021-000293-20
Дело № 21-393/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень | 08 сентября 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Осипов А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «РН-Уватнефтегаз» на решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 22 июля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз»,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Морева В.Л. № 66 от 26 февраля 2021 года ООО «РН-Уватнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 210 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением ООО «РН-Уватнефтегаз» в лице представителя Григорьевой М.В. обжаловало его в суд. В жалобе просило признать постановление № 66 от 26 февраля 2021 года признать незаконным и изменить, назначив наказание ниже низшего предела.
Решением судьи Уватского районного суда Тюменской области от 22 июля 2021 года постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменено, исключена ссылка на наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, признано наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, снижен размер назначенного административного штрафа до 200 000 рублей.
С данным решением не согласно ООО «РН-Уватнефтегаз» в лице защитника Кулягина Е.Ю., который в жалобе в вышестоящий суд просит решение Уватского районного суда Тюменской области от 22 июля 2021 года отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что Обществом в полном объеме выполнены работы по лесовосстановлению, предусмотренные проектом освоения лесов в рамках осуществления мероприятий по рекультивации. Полагает, что состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.27 КоАП РФ отсутствует, поскольку все требования проекта освоения лесов были выполнены и приняты Департаментом лесного комплекса Тюменской области без замечаний. Также указывает на внесение изменения в ст. 63.1 Лесного кодекса РФ, что повлекло существенное изменение правового регулирования компенсационного лесовосстановления. Ссылаясь на п. 2 ч. 7 ст. 63.1 ЛК РФ в редакции Федерального закона № 303-ФЗ от 02 июля 2021 года указывает, что законодатель по-новому определил круг лиц, на которых возложена обязанность по проведению компенсационного лесовосстановления, а также сроки и порядок этих работ. Кроме того, рубка лесных насаждений по договору аренды участка осуществлялась Обществом в связи с выполнением работ по геологическому изучению недр.
Представитель ООО «РН-Уватнефтегаз» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица.
Проверив в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Департамента лесного комплекса Колбина А.Г., просившего в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 2 ст. 19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, в том числе учреждениями, осуществляющими лесную охрану.
Согласно 1 статьи 63.1 Лесного кодекса РФ за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 настоящего Кодекса, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, не позднее чем через один год после рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или проектом лесоразведения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, на площади, равной площади вырубаемых лесных насаждений, в том числе при создании охранных зон, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов, за исключением случая, предусмотренного частью 3 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, в том числе в связи с переводом земель лесного фонда в земли иных категорий, на площади, равной площади такого земельного участка, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий и объектов, установлен Правилами выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 566 от 07.05.2019 года.
Согласно пункту 1 Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2019 N 566, Правила устанавливают порядок выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 2 Правил работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, правилами лесовосстановления, установленными в соответствии с частью 3 статьи 62 Лесного кодекса Российской Федерации, или правилами лесоразведения, установленными в соответствии с частью 2 статьи 63 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно проекту лесовосстановления или проекту лесоразведения, которые составлены в порядке, предусмотренном статьями 89.1 и 89.2 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.
Пунктом 3 правил установлено, что работы по лесовосстановлению или лесоразведению осуществляются на землях, предназначенных для искусственного или комбинированного лесовосстановления или лесоразведения (вырубки, гари, пустыри, прогалины и другие), в составе земель лесного фонда, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий, без предоставления лесного участка.
Работы по лесовосстановлению лицами, осуществляющими рубку лесных насаждений, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка, проводятся искусственным или комбинированным способом (п. 4 Правил).
В соответствии с п. 5 Правил лица, осуществляющие рубку лесных насаждений, обязаны выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению на землях, указанных в пункте 3 настоящих Правил, в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, предусмотренной статьей 26 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Как следует из материалов дела, 20 мая 2019 года между Департаментом лесного комплекса Тюменской области (арендодатель) и ООО «РН-Уватнефтегаз» (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка № 114-43ч-19 с целью использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр со сроком действия 11 месяцев с даты подписания.
Согласно п.п. «л» п. 3.4 договора арендатор обязан осуществлять мероприятия по воспроизводству лесов на лесном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации и проектом освоения лесов.
26 июня 2019 года Департаментом лесного комплекса Тюменской области дано положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов № <.......> для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, которое утверждено Приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области № 06/305 от 26 июня 2019 года.
26 июня 2019 года ООО «РН-Уватнефтегаз» подана лесная декларация, согласно которой ООО «РН-Уватнефтегаз», являющееся арендатором по договору аренды лесного участка № 114-43ч-19 от 20 мая 2019 года, использует леса для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых с 15 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года.
Согласно отчету об использовании лесов по договору аренды № 114-43ч-19 арендатор в период времени январь-сентябрь 2019 года осуществил рубку лесных насаждений на площади 10,0341 га.
Из служебной записки от 11 января 2021 года начальника отдела мониторинга, охраны и защиты лесов следует, что срок действия лесной декларации ООО «РН-Уватнефтегаз» от 26 июня 2019 года закончился, работы по лесовосстановлению или лесоразведению не выполнены.
Таким образом, юридическое лицо ООО «РН-Уватнефтегаз», являясь лицом, использующим леса в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ по договору аренды лесного участка от 20 мая 2019 года № 114-43ч-19, в период времени январь-сентябрь 2019 года осуществило вырубку лесных насаждений на площади 10,0341 га по лесной декларации от 26 июня 2019 года, срок действия которой истек 31 декабря 2019 года, и в период с 31 декабря 2019 года по 31 декабря 2020 года не выполнило обязательные работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах Тюменской области на площади, равной площади вырубленных им лесных насаждений (10,0341 га), не позднее чем через один год со дня окончания срока действия лесной декларации, в соответствии с которой осуществлена рубка лесных насаждений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «РН-Уватнефтегаз» к административной ответственности по статье 8.27 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «РН-Уватнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 50 от 11 февраля 2021 года; договором аренды части лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр № 114-43ч-19 от 20 мая 2019 года; актом приема-передачи лесного участка от 20 мая 2019 года; проектом освоения лесов; заключением государственной экспертизы проекта освоения лесов № <.......> от 26 июня 2019 года; приказом № 06/305 от 26 июня 2019 года об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов № 226/ЭПО от 26 сентября 2019 года; лесной декларацией от 26 июня 2019 года; отчетом об использовании лесов; служебной запиской от 11 января 2021 года; отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведению; актом натурного осмотра лесного участка от 24 сентября 2019 года.
Вышеуказанные доказательства полностью согласуются между собой и свидетельствуют о виновности юридического лица ООО «РН-Уватнефтегаз» в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценка имеющимся в деле доказательствам дана судьей районного суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
При таких обстоятельствах, должностным лицом и судьей районного суда сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ООО «РН-Уватнефтегаз» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении жалобы судья районного суда, учитывая характер и обстоятельства административного правонарушения пришел к выводу об отсутствии оснований для снижения размера административного штрафа менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 8.27 КоАП РФ.
Данный вывод судьи является правильным, поскольку соответствует требованиям статьи 4.1 КоАП РФ и сделан на основании всестороннего изучения обстоятельств дела.
При этом судьей учтено в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств частичное выполнение работ по искусственному лесовосстановлению в объеме 6,7875 гектаров, в связи с чем размер административного штрафа, назначенного Обществу, снижен.
Довод жалобы об отсутствии у Общества обязанности по осуществлению лесовосстановления основан на неверном толковании требований действующего законодательства.
Вопреки доводам жалобы, должностным лицом верно вменено ООО «РН-Уватнефтегаз» нарушение ст. 63.1 Лесного кодекса РФ, поскольку ООО «РН-Уватнефтегаз» осуществляло рубку лесных насаждений в 2019 году и, соответственно используя леса для выполнения работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса РФ, обязано было руководствоваться ст. 63.1 Лесного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ, что прямо предусмотрено п. п. «л» п. 3.4 договора аренды лесного участка № 114-43ч-19 от 20 мая 2019 года.
Доводы, изложенные в жалобе ООО «РН-Уватнефтегаз», основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и указаны с целью избежать ответственность за совершенное административное правонарушение, посягающее на нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, поэтому не могут повлечь отмену обжалуемого постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Порядок привлечения ООО «РН-Уватнефтегаз» к административной ответственности не нарушен, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемых постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление начальника Тобольского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Управления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области № 66 от 26 февраля 2021 года в редакции решения Уватского районного суда Тюменской области от 22 июля 2021 года и решение судьи Уватского районного суда Тюменской области от 22 июля 2021 года в отношении ООО «РН-Уватнефтегаз» оставить без изменения, жалобу ООО «РН-Уватнефтегаз» - без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда А.В. Осипов