Дело № 2-1500/19
23RS0055-01-2019-000519-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Шевченко П.В.
при секретаре судебного заседания Луханиной С.В.
с участием истцов Дармешкиной С.В., Чаговец И.В., Дармешкина А.В., Смирнова М.В.,
представителя ответчика администрации МО Туапсинский район ФИО9
представителя министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края ФИО11,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Дармешкиной С.В., Смирнова М.В., Чаговец И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Чаговец А.А. и Чаговец М.А., Дармешкина А.В. к администрации МО Туапсинский район о признании права на получение мер государственной поддержки на приобретение жилого помещения, третье лицо Министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края,
У С Т А Н О В И Л:
Дармешкина С.В., Смирнов М.В., Дармешкин А.В., Чаговец И.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Чаговец А.А. и Чаговец М.А., обратились в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к администрации МО Туапсинский район об установлении факта постоянного проживания по адресу: <адрес> признании права на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, как лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года в составе отдельной семьи.
В судебном заседании истец Дармешкина С.В. исковые требования уточнила, а именно просила признать право Дармешкиной С.В., Смирнова М.В., Дармешкина А.В., Чаговец И.В., Чаговец А.А. и Чаговец М.А. на получение мер государственной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения и обязать администрацию МО Туапсинский район включить их в списки граждан, лишившихся жилого помещения, в составе одной семьи, при этом пояснила, что она ранее работала ПМС-142. В 1981 году ПМС по договоренности с СМП -283 ей на семью, на нее и сына, была выделена квартира в доме барачного типа по <адрес>. В браке не состояла. Договор не заключался. Разрешение на заседание давал начальник ПМС-142 ФИО10, но договора не давал. Она зарегистрирована на ст.Индюк, ул.Майкопская у знакомых, но там никогда не проживала. Еще двое детей у нее родились в с.Кривенковское. На данный момент с ней проживают еще двое внуков. Она заключила договор на коммунальные услуги, всегда их оплачивает. Налоги на имущество не платила, так как она не собственник помещения. Квартиру пытались приватизировать, но не получилось. Данное жилое помещение пострадало во время наводнения. Другого жилья у нее и у детей нет.
Истец Дармешкин А.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал и пояснил, что в указанной квартире он проживал с самого рождения до наводнения. Сейчас снимает жилье. Также с ним и мамой проживали брат, сестра и племянники. В момент наводнения у них все затопило, утрачено все имущество. Получали выплаты. Дом не пригоден для проживания. Другого жилья у них нет.
Истец Чаговец И.В. в судебном заседании пояснила, что у нее двое детей. Она зарегистрирована по адресу: <адрес>, у бывшей свекрови, но там не проживают. Проживает с мамой. Получали выплаты по 60 000 рублей. Просила удовлетворить исковые требования в полном объеме
Истец Смирнов М.В. в судебном заседании пояснил, что он проживает с рождения вместе с матерью по адресу: <адрес>, а зарегистрирован по другому адресу. Выплаты получал. Просил удовлетворить исковые требования в полном объеме
Представитель ответчика - администрации МО Туапсинский район, действующий на основании доверенности ФИО9, исковые требования признала, пояснив, что дом признан аварийным и не пригоден для проживания. Полагает, что истцы имеют право на получение выплаты на приобретение жилья, так как сложившиеся правоотношения являются специализированным наймом. Истец была вселена в квартиру в связи с трудовыми отношениями. Собственника дома на сегодняшний день нет.
Представитель министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края ФИО11 в судебном заседании возражал в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснив, что отсутствует договор социального найма жилого помещения, не являются собственниками.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования Дармешкина С.В., Смирнов М.В., Дармешкин А.В., Чаговец И.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Чаговец А.А. и Чаговец М.А., обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
24, 25 октября 2018 года в Туапсинском районе Краснодарского края произошло чрезвычайное стихийное бедствие – наводнение.
В силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ указанное обстоятельство является общеизвестным и не нуждается в доказывании.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.10.2018 № 266-р «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» в результате дождей и ливней 24, 25 октября 2018 года и произошедшего в результате этого подтопления территорий Краснодарского края введен режим чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края.
Согласно указанному правовому акту территория муниципального образования Туапсинский район включена в зону чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.09.2019 года №583 утвержден Порядок предоставления меры государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданам, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года установлено, что право на получение социальной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, являвшиеся на день ее возникновения нанимателями указанных жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, а также члены их семей, за исключением нанимателей и (или) членов их семей, имеющих в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) общей площадью равной или более учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в муниципальном образовании по месту нахождения утраченного жилого помещения, из расчета на одного члена семьи.
Списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций" в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, формируются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае.
В соответствии п.1, 2 ст. 1 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» установлено, что право на получение мер государственной поддержки имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на день ее возникновения: собственники указанных жилых помещений (и члены их семей; члены семьи собственника, если собственник постоянно не проживал совместно с ними на день возникновения чрезвычайной ситуации в указанных жилых помещениях. Меры государственной поддержки предоставляются гражданам, лишившимся жилого помещения, не имеющим в собственности иного пригодного для проживания жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) либо имеющим в собственности иное жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) общей площадью менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в муниципальном образовании по месту нахождения утраченного жилого помещения, из расчета на одного члена семьи из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи
Согласно п.2 ст.2 Закона Краснодарского края № 3210-КЗ «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» (в редакции от 08.10.2019 года) меры государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального и межмуниципального характера на территории Краснодарского края, установленные Законом Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций", распространяются на граждан Российской Федерации, постоянно проживавших и зарегистрированных по месту жительства в жилых помещениях, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года, на день ее возникновения, являющихся нанимателями указанных жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения (далее - наниматели), а также членов их семей, за исключением нанимателей и (или) членов их семей, имеющих в собственности иное пригодное для проживания жилое помещение (долю в праве собственности на жилое помещение) общей площадью равной или более норматива общей площади жилого помещения, предусмотренного пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 3 июля 2015 года N 3210-КЗ "О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций", и предоставляются в порядке и на условиях, установленных нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края. Предоставление меры государственной поддержки по обеспечению жильем категории граждан, указанной в абзаце первом настоящей статьи, осуществляется при добровольном освобождении нанимателем и совместно проживающими с ним членами его семьи и иными лицами жилого помещения, указанного в абзаце первом настоящей статьи, и снятии их с регистрационного учета по месту жительства в данном жилом помещении до даты фактического перечисления социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
На основании распоряжения администрации муниципального образования Туапсинский район от 23.11.2018 года №184-р дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 24 октября 2018 года.
В судебном заседании установлено, что истцы являются гражданами РФ, постоянно проживали по адресу: <адрес>. Были вселены в квартиру с согласия руководителя ПМС-142, где работала истец Дармешкина С.В. в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Несмотря на отсутствие в материалах дела письменного договора найма квартиры, суд полагает, что истцы проживали и пользовались квартирой на законных основаниях, в связи с трудовыми отношениями Дармешкиной С.В. с ПМС-142.
Так, в соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Согласно ст.63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, в жилищный фонд включались в том числе жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд);
Согласно ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР граждане РСФСР имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, жилого помещения в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, на приобретение жилого помещения в собственность в домах государственного и муниципального жилищного фонда и путем индивидуального жилищного строительства, а также по иным основаниям, предусмотренным законодательством РСФСР и республик в составе РСФСР.
Пунктом 1 статьи 50 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями.
Судом установлено, что истцы являются членами одной семьи, не зарегистрированы по адресу: <адрес>, но постоянно проживают по данному адресу, что подтверждается решением Туапсинского районного суда от 28.11.2018 года, а также справкой администрации Георгиевского сельского поселения от 28.01.2019 года, записью в похозяйственной книге № л/счет №, кроме того, истцы производят оплату коммунальных услуг.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, другого жилого помещения, либо его доли в собственности, либо на ином праве, истцы не имеют.
Поскольку спорные жилые помещения в силу положений пункта 1 статьи 5 Жилищного кодекса РСФСР на момент их предоставления относились к государственному жилищному фонду, следовательно, истцам они были предоставлены в бессрочное пользование, поэтому на момент вселения истцов в данную квартиру возникли правоотношения, свойственные социальному найму жилого помещения, которые в последующем не изменялись.
Отсутствие надлежаще оформленных документов на предоставление жилого помещения истцу Дармешкиной С.В., в связи с исполнением ей трудовых отношений, не может являться основанием для отказа ей и членам ее семьи в признании за ними права пользования спорной квартирой на условиях социального найма.
Учитывая, что жилой дом, в котором расположена квартира, где проживали истцы, признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильными ливневыми дождями, произошедшей на территории муниципального образования Туапсинский район 24 октября 2018 года, истцы имеют право на получение мер государственной поддержки в денежной форме в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в составе одной семьи.
В связи с тем, что исковые требования связаны с необходимостью включения в списки пострадавших от чрезвычайной ситуации граждан на получения мер государственной поддержки, в соответствии со ст. 212 ГПК РФ, суд считает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198,212 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Дармешкиной С.В., Смирнова М.В., Чаговец И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Чаговец А.А. и Чаговец М.А., Дармешкина А.В. удовлетворить полностью.
Признать за Дармешкиной С.В., Смирновым М.В., Чаговец И.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Чаговец А.А. и Чаговец М.А., Дармешкиным С.В., постоянно проживающих по адресу: <адрес> право на получение мер государственной поддержки в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в составе одной семьи.
Обязать администрацию МО Туапсинский район включить Дармешкину С.В., Смирнова М.В., Чаговец И.В., Чаговец А.А., Чаговец М.А., Дармешкина А.В. в списки граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, вызванного подтоплением территорий населенных пунктов вследствие очень сильных дождей и ливней в муниципальных образованиях Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Сочи в октябре 2018 года, имеющих право на получение мер государственной поддержки в соответствии с законом Краснодарского края от 03.07.2015 года № 3210-K3 «О мерах государственной поддержки по обеспечению жильем граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций» в денежной форме - в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в составе одной семьи.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий
Судья Шевченко П.В.