По делу № 2а-176/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Станица Крыловская 22 февраля 2022 года
Крыловской районный суд Краснодарского края в составе:
Судьи Павловской И.Н.
при секретаре Павловской О.В.,
с участием помощника прокурора Крыловского района Дегтевой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства административное исковое заявление прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Крыловский район о признании незаконным бездействия по разработке и принятию муниципального нормативного акта в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, а также о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
у с т а н о в и л:
В суд обратился прокурор Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Крыловский район о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по разработке и принятию муниципального нормативного акта в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, а также о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства.
Прокуратурой Крыловского района проведена проверка деятельности администрации муниципального образования Крыловский район на предмет исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Проверкой деятельности администрации муниципального образования Крыловский район установлено, что в нарушение норм вышеуказанного законодательства местная система оповещения, предусмотренная приказом МЧС России и министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения», отсутствует. Также в нарушение методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденным протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №, администрацией муниципального образования Крыловский район нормативный акт, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания и приема в эксплуатацию, не разработан и не принят в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ рокуратурой района в адрес администрации муниципального образования Крыловский район внесено представление об устранении нарушений законодательства «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», по результатам рассмотрения которого нарушения администрацией не устранены, меры, направленные на устранение нарушений не приняты, нормативно правовой акт не разработан. Таким образом, в ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Крыловский район не организовано надлежащее исполнение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Бездействие администрации муниципального образования Крыловский район по непринятию мер к разработке и принятию нормативно правового акта, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания и приема в эксплуатацию может привести к несвоевременному созданию муниципальной системы оповещения, а также к человеческим жертвам при наступлении неблагоприятных явлений природного и техногенного характера и несвоевременном оповещении жителей Крыловского района Краснодарского края о чрезвычайных происшествиях природного и техногенного характера.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами просят суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район по разработке и принятию муниципального нормативного акта в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, а также признать незаконным бездействие по непринятию мер к созданию муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обязать администрацию муниципального образования Крыловский район разработать и принять в установленном законом порядке муниципальный нормативный акт в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; обязать администрацию муниципального образования Крыловский район создать муниципальную систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Крыловского района Дегтева Д.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в заявлении.
Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Крыловский район Калашников С.А. предоставил заявление о рассмотрении гражданского дела без участия представителя администрации, требования прокуратуры Крыловского района не оспаривают.
Выслушав помощника прокурора Крыловского района Дегтеву Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно положениям ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон № 68-ФЗ), под предупреждением чрезвычайных ситуаций подразумевается комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Прокуратурой Крыловского района проведена проверка деятельности администрации муниципального образования Крыловский район на предмет исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статьей 3 Закона № 68-ФЗ к основным целям законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций отнесены предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 Закона № 68-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций относятся следующие: осуществление подготовки и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из положений ст. 18 Закона № 68-ФЗ следует, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности; обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах; участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций; на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья; на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка; на получение бесплатной юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Статьей 4 Закона № 68-ФЗ установлено, что единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.
Из положений ст. 18 Закона № 68-ФЗ следует, что граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Проверкой деятельности администрации муниципального образования Крыловский район установлено, что в нарушение норм вышеуказанного законодательства местная система оповещения, предусмотренная приказом МЧС России и министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» и от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения», отсутствует.
Также в нарушение методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденным протоколом заседания рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ №, администрацией муниципального образования Крыловский район нормативный акт, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания и приема в эксплуатацию, не разработан и не принят в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес администрации муниципального образования Крыловский район внесено представление об устранении нарушений законодательства «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», по результатам рассмотрения которого нарушения администрацией не устранены, меры, направленные на устранение нарушений не приняты, нормативно правовой акт не разработан.
Таким образом, в ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Крыловский район не организовано надлежащее исполнение требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Бездействие администрации муниципального образования Крыловский район по непринятию мер к разработке и принятию нормативно правового акта, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, порядок ее создания и приема в эксплуатацию может привести к несвоевременному созданию муниципальной системы оповещения, а также к человеческим жертвам при наступлении неблагоприятных явлений природного и техногенного характера и несвоевременном оповещении жителей Крыловского района Краснодарского края о чрезвычайных происшествиях природного и техногенного характера.
Таким образом, бездействие администрации муниципального образования Крыловский район нарушает предоставленное Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, чем нарушаются права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Руководствуясь ст.218 КАС РФ, ст.227 КАС РФ, суд
Р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Крыловского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия по разработке и принятию муниципального нормативного акта в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, а также о признании незаконным бездействия по непринятию мер к созданию муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Крыловский район по разработке и принятию муниципального нормативного акта в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения, а также признать незаконным бездействие по непринятию мер к созданию муниципальной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального образования Крыловский район разработать и принять в установленном законом порядке муниципальный нормативный акт в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, который является основным документом, определяющим требования к системе оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Обязать администрацию муниципального образования Крыловский район создать муниципальную систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья