24RS0011-01-2023-000423-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дзержинское 11 января 2024 года
Дзержинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Бояркиной И.И.
При секретаре Высоцкой Ю.А.,
с участием истца - пом. прокурора Дзержинского района Красноярского края Салониной Т.И.,
представителя ответчика Волковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-27/2024 по иску прокурора Дзержинского района Красноярского края, поданного в порядке ст.45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Дзержинского района Красноярского края обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района о возложении обязанности совершить определенные действия. Мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной 21.04.2022 года прокуратурой Дзержинского района совместно с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края (в настоящее время Министерством экологии Красноярского края) проверкой соблюдения МБУК «Межпоселенческая клубная система» экологических требований в сфере охраны атмосферного воздуха выявлены нарушения. В рамках проверки были осмотрены котельные, находящиеся в оперативном управлении МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Красноярского края расположенные: Красноярский край Дзержинский район с. Д… ул. Л… …, Красноярский край Дзержинский район с. К… ул. Ц… …, Красноярский край Дзержинский район д. Б… ул. К…, ... При осмотре котельной по адресу: Красноярский край Дзержинский район с. Д… ул. Л... …, установлено, что в здании котельной находятся два водогрейных котла. На момент осмотра котлы находились в работе. Дымовые газы от каждого котла отводятся в дымовую трубу высотой около 30 метров. Газоочистное оборудование отсутствует. При осмотре котельной по адресу: Красноярский край Дзержинский район д. Кондратьево ул. Ц… …, установлено, что в здании котельной установлен один водогрейный котел. На момент осмотра котел находился в работе. Газоочистное оборудование отсутствует. При осмотре котельной по адресу: Красноярский край Дзержинский район д. Б… ул. К… …, установлено, что в здании котельной установлен один водогрейный котел. На момент осмотра котел находился в работе. Газоочистное оборудование отсутствует. Котельные являются источником негативного воздействия на окружающую среду. В процессе источников негативного воздействия на окружающую среду осуществляются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района не принято мер по постановке на государственный учет котельных, как объектов, оказывающих негативное воздействия на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в уполномоченный орган не направлена. Не проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Таким образом, у МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района отсутствуют разработанные и согласованные с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий. Производственный экологический контроль МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района фактически не осуществляется, отчетность о проведении ПЭК за 2021 год не предоставлена.
На основании изложенного истец просит обязать МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать газоочистными оборудованиями: - два водогрейных котла, находящихся в здании котельной, расположенной по адресу: Красноярский край Дзержинский район с. Д… ул. Л… …; - водогрейный котел, находящийся в здании котельной, расположенной по адресу: Красноярский край Дзержинский район д. К… ул. Ц… …; - водогрейный котел, находящийся в здании котельной, расположенной по адресу: Красноярский край Дзержинский район д. Б… ул. К… …. Осуществить постановку на государственный учет котельных, расположенных по адресам: Красноярский край Дзержинский район с. Д… ул. Л… …, Красноярский край Дзержинский район д. К… ул. Ц… …, Красноярский край Дзержинский район д. Б… ул. К… …, как объектов оказывающих негативное воздействия на окружающую среду, получить свидетельство о постановке на государственный учет, направить заявку на получение указанного свидетельства в уполномоченный орган. Провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Разработать и согласовать с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий. Фактически осуществлять производственный экологический контроль, вести отчетность о проведении производственного экологического контроля.
В судебном заседании пом. прокурора Дзержинского района Красноярского края Салонина Т.И. заявленные требования поддержал, по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика - МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Волкова Н.А. исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что оборудование старое, ими принимаются меры к устранению указанных недостатков.
Представители третьих лиц не заявляющие самостоятельных требований: администрации Дзержинского района Красноярского края, Министерства экологии Красноярского края, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не предоставили.
Выслушав истца, ответчика, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Статья 42 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждому на благоприятную окружающую среду.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (пункт 1 статьи 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении данной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» загрязнением атмосферного воздуха является - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух. Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена.
При эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими нормами и правилами (часть 1 статьи 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").
Запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (часть 7 статьи 16).
Согласно части 1 статьи 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.
Обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями установок очистки газа (газоочистными установками - ГОУ) установлены Правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. N 498 (далее - Правила).
Пунктами 8, 9 указанных Правил запрещаются размещение и эксплуатация объектов хозяйственной и иной деятельности (производственных объектов), которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газа и средств контроля за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до полной остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ (статья 9 Правил N 498).
В соответствии с пунктами 13, 15, 18 Правил N 498 ГОУ должны быть оборудованы специальными местами отбора проб, оборудованием для измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ.
На производственных объектах должен вестись реестр ГОУ с присвоением каждой газоочистной установке регистрационного номера.
Хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ГОУ, должен разработать и утвердить паспорт ГОУ, программу проведения технического обслуживания, технического осмотра, проверки показателей работы ГОУ и планово-предупредительного ремонта, руководство (инструкцию) по эксплуатации ГОУ, а также определить должностное лицо, ответственное за эксплуатацию ГОУ и ведение паспорта ГОУ. Указанная в пункте 18 Правил N 498 документация должна храниться в течение всего срока эксплуатации ГОУ.
Требование о разработке и реализации санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, не применяется в отношении выбросов загрязняющих веществ, для которых комплексным экологическим разрешением в соответствии со статьей 31.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены технологические нормативы.
В силу пункта 73 СанПин 2.1.3684-21 хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие источники воздействия, обязаны:
в целях подтверждения соблюдения гигиенических нормативов обеспечивать проведение лабораторных исследований на границе санитарно-защитной зоны с учетом характеристик производственных процессов и метеорологических характеристик окружающей среды в объеме и с периодичностью, определенными программой производственного контроля;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
информировать население, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обо всех случаях аварийных ситуациях, аварийных и внеплановых выбросах в атмосферный воздух, представляющих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, и принятых мерах по их устранению.
При осуществлении производственного контроля за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны должны применяться правила отбора проб (образцов) и методы их исследований (испытаний) и измерений, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, в рамках проведенной прокуратурой Дзержинского района совместно с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края проверкой соблюдения МБУК «Межпоселенческая клубная система» экологических требований в сфере охраны атмосферного воздуха, были осмотрены помещения котельных находящихся в оперативном управлении МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Красноярского края расположенные по адресу: Красноярский край Дзержинский район с. Д… ул. Л… …, Красноярский край Дзержинский район с. К… ул. Ц… …, Красноярский край Дзержинский район д. Б… ул. К… ….
В ходе указанной проверки выявлены следующие нарушения МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района: отсутствие газоочистного оборудования на всех котельных. Не принято мер по постановке на государственный учет котельных, как объектов, оказывающих негативное воздействия на окружающую среду, свидетельство о постановке на государственный учет не получено, заявка на получение указанного свидетельства в уполномоченный орган не направлена. Не проведена инвентаризация источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Выявлены нарушения статей 34, 39, 67, 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, статей 12, 15, 16.1, 19, 25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Минприроды России от 15.09.2017 № 498 «Об утверждении правил эксплуатации установок очистки газа». Данные обстоятельства подтверждаются справкой от 21.05.2022 года главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Б…, об участии в проверке, проведенной прокуратурой Дзержинского района, объяснением директора МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Волковой Н.А. от 11.11.2022 года, согласно которого последняя с нарушениями отраженными в указанной выше справке ознакомлена и согласна, актом проверки, в ходе которой выявлены нарушения закона от 21.05.2022 года прокуратуры Дзержинского района.
Постановлением главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Б… № 363-12/ЭП от 14.12.2022 года, должностное лицо – директор МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Волкова Н.А. привлечена к административной ответственности предусмотренной ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Постановлением главного специалиста – государственного инспектора отдела государственного экологического надзора министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Б… № 362-12/ЭП от 14.12.2022 года, должностное лицо – директор МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Волкова Н.А. привлечена к административной ответственности предусмотренной ст. 8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде предупреждения.
Согласно распоряжению № 6-ОК от 16.04.2018 года директором МБУК «Межпоселенческая клубная система» с 16.04.2018 года назначена Волкова Надежда Анатольевна. Также в материалах дела имеется трудовой договор от 16.04.2018 года заключенный между администрацией Дзержинского района и Волковой Н.А., должностная инструкция директора МБУК «Межпоселенческая клубная система», утвержденная главой администрации Дзержинского района, устав МБУК «Межпоселенческая клубная система».
В соответствии с договором от 01.01.2019 года о порядке закрепления и использования муниципальным учреждением имущества на праве оперативного управления, МБУК «Межпоселенческая клубная система» владеет, пользуется закрепленным за ним муниципальным имуществом на праве оперативного управления в соответствии с назначением имущества, целями деятельности, законодательством РФ, Уставом учреждения и настоящим договором. Право оперативного управления имуществом возникает с момента передачи имущества. Право оперативного управления на имущество, закрепленное за учреждением, подлежит государственной регистрации и осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ. Срок действия договора по 31.12.2028 года.
В соответствии с выписками из ЕГРН находящихся в материалах дела, правообладателем нежилых объектов недвижимости (котельных сельских клубов), расположенных: Красноярский край, Дзержинский район, с. Д… ул. Л… …, Красноярский край, Дзержинский район, д. К… ул. Ц… …, Красноярский край, Дзержинский район, д. Б… ул. К… … пом…., является МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Красноярского края, ИНН …, ОГРН …в виде оперативного управления.
Согласно акта проверки от 21.04.2022 года, в котельных по адресам Красноярский край, Дзержинский район, с. Д… ул. Л… …, Красноярский край, Дзержинский район, д. К… ул. Ц… …, Красноярский край, Дзержинский район, д. Б… ул. К… … пом…,установленно отсутствие газоочистительного оборудования.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения экологических требований в сфере охраны атмосферного воздуха, нарушают интересы неопределенного круга лиц, с учетом признания представителем ответчика заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения данных требований.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Дзержинского района Красноярского края действующего в интересах неопределенного круга лиц к МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Красноярского края о возложении обязанности совершить определенные действия – удовлетворить.
Возложить обязанность на МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Красноярского края ИНН …, ОГРН …, не позднее шести месяцев с момента вступления решения в законную силу оборудовать газоочистными оборудованиями: - два водогрейных котла, находящихся в здании котельной, расположенной по адресу: Красноярский край Дзержинский район с. Д… ул. Л… …; - водогрейный котел, находящийся в здании котельной, расположенной по адресу: Красноярский край Дзержинский район д. К… ул. Ц… …; - водогрейный котел, находящийся в здании котельной, расположенной по адресу: Красноярский край Дзержинский район д. Б… ул. К… ….
Осуществить постановку на государственный учет котельных, расположенных по адресам: Красноярский край Дзержинский район с. Д… ул. Л… …, Красноярский край Дзержинский район д. К… ул. Ц… …, Красноярский край Дзержинский район д. Б… ул. К… …, как объектов оказывающих негативное воздействия на окружающую среду, получить свидетельство о постановке на государственный учет, направить заявку на получение указанного свидетельства в уполномоченный орган. Провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Возложить обязанность разработать и согласовать с органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора мероприятия по уменьшению выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий.
Фактически осуществлять производственный экологический контроль, вести отчетность о проведении производственного экологического контроля.
Взыскать с МБУК «Межпоселенческая клубная система» Дзержинского района Красноярского края ИНН …, ОГРН …, в местный бюджет Дзержинского района Красноярского края государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд Красноярского края.
Судья И.И. Бояркина