РЕШЕНИЕ
дата адрес
Судья Таганского районного суда адрес фио, рассмотрев жалобу защитника Министерства энергетики Российской Федерации – фио на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по адрес от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении
Министерства энергетики Российской Федерации, ИНН 7705847529, КПП 770501001, ОГРН 1087746777205, юридический адрес: адрес, сведений о привлечении к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не имеется,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по адрес от дата Минэнерго России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, защитник Минэнерго России обратился в суд с жалобой, указывая, что Минэнерго России необоснованно привлечено к административной ответственности, так как в рамках реализации мероприятий по реструктуризации угольной промышленности по результатам проведенного Минэнерго России конкурса проектной организацией наименование организации была разработана по техническому заданию, согласованному администрацией адрес, проектная и рабочая документация по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь», по разработанной проектной и рабочей документации получены положительное заключение экспертизы промышленной безопасности № 007-17, выполненное наименование организации дата и положительное заключение по результатам проверки сметной стоимости № 78-2-1-2-0080-17, выполненное наименование организации и утвержденное дата. При этом предметом государственной экологической экспертизы вышеуказанный объект не является, так как он не входит в перечень объектов, подлежащих государственной экспертизе федерального уровня, регламентируемых ст. 11 Федерального закона от дата № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В последующем, защитник Минэнерго России представил в суд дополнения к жалобе, в которых указал, что в действиях Минэнерго России отсутствует состав инкриминируемого ему административного правонарушения, так как невозможно признать горные отвалы шахты «Центральная» наименование организации и наименование организации местом для размещения отходов в соответствии с Федеральным законом от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», так как эксплуатация указанных предприятий прекратилась не позднее дата, ни Минэнерго России, ни сами горные отвалы не состоят в реестре, предусмотренном ст. 12 ФЗ об отходах, проводимые Минэнерго России работы осуществляются только в отношении горных отвалов ликвидированных угольных шахт, а не земель, на которых размещается отработанная горная порода и на которых следует проводить мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия и, следовательно, не являются объектом экологической экспертизы, подрядчик Минэнерго России проводил работы не по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а по обеспечению пожарной безопасности, в связи с чем на указанный проект проводилась экспертиза промышленной безопасности, а не экологическая, рекультивация земель в соответствии с законодательством предполагает мероприятия, которые должны привести к возможности эксплуатации рекультивируемых земельных участков по назначению, с использованием их полезных свойств, горные отводы не обладают полезными свойствами, их дальнейшая эксплуатация невозможна, при этом в связи с нахождением в таких отводах остатков не выбранного при разработке шахты угля, обладающего свойством возгораться при воздействии тепла или прямых солнечных лучей, необходимо проводить мероприятия по защите остатков угля от теплового воздействия, в связи с чем в проекте на производство работ по ликвидации последствий от ведения горных работ содержатся мероприятия по озеленению. Более того, в соответствии с п. 6 ст. 49 Федеральный закон от дата № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения пп. 7.2 ст. 11 Федерального закона от дата № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» не применяются к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу Федерального закона от дата № 309-ФЗ, тогда как наименование организации поставлен на налоговый учет дата, деятельность указанного юридического лица прекращена в связи с его ликвидацией дата
Защитник Минэнерго России – фио в судебное заседание явилась, доводы жалобы и дополнения к ней поддержала, просила жалобу удовлетворить.
Проверив материалы по жалобе, выслушав объяснения защитника Минэнерго России, изучив доводы жалобы и дополнения к ней, судья считает, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, дата в время установлен факт невыполнения Минэнерго России требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы.
Так, Минэнерго России является заказчиком по заключенному с наименование организации государственному контракту от дата на выполнение работ по реализации проектной и рабочей документации наименование организации НПО «Прокопьевскуголь».
наименование организации выполняются работы на основании указанной проектной и рабочей документации, однако, Минэнерго России не получило положительного заключения государственной экологической экспертизы на указанную проектную документацию, что является нарушением требования ч. 7.2 и абз. 4 ч. 8 ст. 11 Федерального закона от дата № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Указанные действия Минэнерго России были квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ и вина Минэнерго России в его совершении подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: письменными объяснениями директора наименование организации фио от дата; сведениями о закупках; сведениями о проведенном конкурсе; проектной документацией по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь»; техническим заданием; актом обследования от дата; выписками из реестра муниципальной собственности адрес от дата № 4311, от дата № 3885; техническим условием к заданию на разработку проектной и рабочей документации по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь»; пояснительной запиской по завершению ликвидации последствий от ведения горных работы шахты «Центральная» наименование организации; письмом Минэнерго России от дата № КМ-7820/11; письменными объяснениями представителя наименование организации фио от дата; государственным контрактом № 18/0402.3050790019.244/11/76 от дата, заключенным между Минэнерго России и наименование организации; приказом Минэнерго России от дата № 90 «Об утверждении проектной и рабочей документации по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь»; справкой о стоимости выполненных работ и затрат; протоколом технического совещания рабочей комиссии от дата; актом приема-передачи рекультивированных земель; актом обследования территории от дата; актом о приемке выполненных работ; письмом Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуры от дата № 102ж-2019; письмами наименование организации от дата № 168, от дата № 99; обращением фио от дата; ответом Управления Росприроднадзора по адрес от дата № ИК/06-6462; выпиской из ЕГРЮЛ; протоколом об административном правонарушении, в котором изложено существо правонарушения.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, они являются допустимыми доказательствами, совокупность которых достаточна для установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ в отношении Минэнерго России.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо пришло к обоснованному выводу о доказанности вины Минэнерго России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что проектная и рабочая документация по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь» предметом государственной экологической экспертизы не является, не могут являться основанием для освобождения Минэнерго России от административной ответственности по следующим основаниям.
По смыслу ст. 1 Федерального закона от дата № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Исходя из положений пп. 7.2 п. 7 ст. 11 вышеназванного Федерального закона от дата № 174-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления), объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются: проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.
В силу п. 5 ст. 18 Федерального закона от дата N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу.
На основании ст. 30 Федерального закона от дата N 174-ФЗ, нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами, в том числе является реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
В соответствии с п. 4 выданного Минэнерго России технического задания на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь», к основным техническим решениям по разрабатываемой проектной и рабочей документации отнесено предусмотреть объемы работ и затрат по ликвидации эндогенного пожара, тушению породного отвала и его рекультивации, а также выполнить изыскательские работы в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.
Из письма Минэнерго России от дата № КМ-7820/11 в рамках государственного контракта на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь» также необходимо было разработать мероприятия по тушению породного отвала ликвидированной шахты наименование организации.
Объектами проектной и рабочей документации по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь» являются 4 участка земной поверхности, пострадавшие от ведения горных работ ликвидированной шахты «Центральная» наименование организации и наименование организации, при этом из них участок № 1 – горящий породный отвал № 1 шахты «Центральная», участок № 2 – земельный участок с признаками эндогенного пожара на выходах пластов «Угловой», «Встречный» и «Пятилетка», расположенный в 500 м. на запад от жилого дома № 11 по адрес адрес, участок № 3 – земельный участок с признаками эндогенного пожара и проседания грунтов на выходе пласта «Сложный» под наносы, расположенный в районе адрес, участок № 4 – земельный участок с признаками эндогенного пожала, расположенный на промплощадке шахты «Шушталепская».
В соответствии с актом обследования участков эндогенных пожаров на горном отводе ликвидированной шахты «Центральная» адрес от дата, Техническими условиями к заданию на разработку проектной документации, а также пояснительной запиской по завершению ликвидации последствий от ведения горных работ шахты «Центральная» наименование организации, выявлено наличие горения на участке № 1, а также наличие эндогенных пожаров участках № 2 и № 3.
Также из акта обследований участков эндогенных пожаров на горном отводе ликвидированной шахты «Центральная» адрес от дата и пояснительной записки по заверению ликвидации последствий от ведения горных работ шахты «Центральная» наименование организации следует, что в целях обеспечения безопасности населения необходимо выполнить мероприятия по ликвидации негативных последствий от ведения горных работ ликвидированной шахты «Центральная с последующей технической и биологической рекультивацией породного отвала 1, площадью 6,0 га на горном отводе ликвидированной шахты «Центральная», а также разработать мероприятия по тушению эндогенных пожаров с рекультивацией вышеуказанных территорий.
В соответствии с п. 1.4 проектной документации породный отвал № 1 шахты «Центральная» представляет собой навалы вскрышных пород.
Согласно п. 1.6 проектной документации, работы по тушению и рекультивации отвала на участке № 1 включают в себя работы по тушению, локализации обнаруженных очагов горения, переформированию отвала, а также мероприятия по предотвращению рецидивного самовозгорания и рекультивации отвала.
Порядок проведения работ по рекультивации отвала на участке № 1 и № 3 предусмотрен п. 4.3.1, 4.3.3 проектной документации и включает в себя проведение работ по отсыпке отвала породой, выполаживанию и выравниванию откосов, нанесению экрана из суглинка, а также посев многолетних трав.
В соответствии с п. 63 проектной документации, задействованные по проекту участки № 1, 2, 3, 4 подлежат рекультивации.
При этом в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от дата № 242, вскрышная порода, как отходы производства, отнесена к V классу опасности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к объектам размещения отходов относятся специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Учитывая вышеприведенные положения действующего законодательства, содержание проектной документации, а также состояние земель, указанных в проектной документации, судья приходит к выводу о том, что проектная и рабочая документация по объекту наименование организации НПО «Прокопьевскуголь», включающая вопросы организации и проведения подрядчиком работ по рекультивации земель, на которых расположены участки № 1, 2, 3, 4 является объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня, однако, данная экспертиза Минэнерго России не проводилась, сведений об этом не имеется, в связи с чем действия Минэнерго России правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Ссылка заявителя на то, что наименование организации поставлен на налоговый учет дата, деятельность указанного юридического лица прекращена в связи с его ликвидацией дата, т.е. до вступления в законную силу Федерального закона от дата № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку в рамках настоящего дела Минэнерго России привлечено к административной ответственности за нарушение требований пп. 7.2 п. 7 ст. 11 Федерального закона от дата № 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения, вмененного в вину Минэнерго России, которое не обеспечило проведение государственной экологической экспертизы проектной и рабочей документации от дата, а не в редакции Федерального закона от дата № 309-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с чем в данном случае не применимы положения пункта 6 статьи 49 Федерального закона от дата № 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты" положение пункта 7.2 статьи 11 Закона "Об экологической экспертизе", в соответствии с которым положение подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от дата N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяется к объектам, которые связаны с размещением и обезвреживанием отходов и введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Административное наказание Минэнерго России назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, и соответствует санкции ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ № ░-473-░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░:
1