Дело № 2-3191/2021
УИД 50RS0026-01-2021-003149-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27.04.2021 года г.о. Люберцы
Московской области
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Савиновой М.Н., при секретаре судебного заседания Манафовой К.Т., с участием представителя истца ТАВ, ответчика САН, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к САН о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация муниципального образования городской округ Люберцы Московской области обратилась в суд с указанными исковыми требованиями к САН, мотивируя их тем, что ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> площадью 634 кв.м с видом разрешенного использования «для ведения садоводства», здания нежилого назначения (хозблок) с кадастровым номером №, общей площадью 240 кв.м.
В ходе исполнения решения Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ администрацией установлено, что на вышеуказанном земельном участке расположено нежилое строение, используемое с целью, несовместимой с видом разрешенного использования указанного земельного участка, а именно в данном строении расположено кафе и магазин розничной торговли.
Актом осмотра объекта самовольного строительства от ДД.ММ.ГГ установлено, что на земельном участке расположен объект капитального строительства – здание нежилого назначения (хозблок), используемый с нарушением вида разрешенного использования земельного участка.
Указанный объект капитального строительства функционирует как объект торговли и общественного питания, посредством которого реализуется розничная и алкогольная продукция, а также функционирует кафе.
Указанное здание возведено в отсутствие разрешительной документации, с нарушением требований градостроительного плана земельного участка в части допустимого размещения объекта.
Кроме того, вышеуказанный объект расположен в охранной зоне газопровода и газораспределительной сети «Фенино-Мотяково», что создает угрозу жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.
Ссылаясь на нормы действующего законодательства, истец просит признать здание нежилого назначения с кадастровым №, расположенное по адресу: <адрес>, самовольной постройкой; обязать САН снести самовольную постройку в пятнадцатидневный со дня вступления решения в законную силу; указать в резолютивной части решения суда о том, что Администрация городского округа Люберцы Московской области вправе осуществить действия по сносу объекта за счет ответчика, в случае, если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока.
Представитель Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области по доверенности ТАВ в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик САН в судебное заседание явился, исковые требования признал в части сноса самовольного строения, при этом выразил несогласие с заявленными сроками для сноса, обязался снести строение самостоятельно до ДД.ММ.ГГ.
Представители третьих лиц: Управления Росреестра по Московской области, Главного Управления государственного строительного надзора Московской области и СНТ СН «Зенино» в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, письменных возражений не представили.
Суд определил рассмотреть данное дело в порядке ст. 167 ГПК РФ при данной явке.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, изучив представленные доказательства, приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Частью 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ установлено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
В определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2007 года № 595-О-П разъяснено, что законодатель закрепил в пункте 1 ст. 222 ГК РФ три признака самовольной постройки, а именно – постройка должна быть возведена на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном законом порядке; постройка возведена без получения необходимых разрешений; постройка возведена с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Для определения ее таковой достаточно наличия хотя бы одного из этих признаков.
Пунктом 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ установлены последствия, т.е. санкции за данное правонарушение в виде отказа признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим ее лицом либо за его счет.
В силу требований п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Использование самовольной постройки не допускается.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Аналогичные полномочия закреплены в п. 11 ч. 1 ст. 8 и п.п. 2 п. 2 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 41 Устава Муниципального образования городского округа Люберцы Администрация городского округа Люберцы является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области.
Пунктом 14 Постановления Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области от 08.05.2018 года № 1696-ПА «Об утверждении Порядка выявления самовольно построенных объектов капитального строительства и принятия мер по сносу таких объектов на территории муниципального образования городской округ Люберцы Московской области» установлено, что администрация городского округа Люберцы является органом, уполномоченным на предъявления исков о признании капитальных объектов, расположенных на территории городского округа Люберцы, самовольными постройками.
Судом установлено, и материалами дела подтверждается следующее.
Актом осмотра объекта самовольного строительства от ДД.ММ.ГГ установлено, что на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: <адрес>, расположен объект капитального строительства – здание нежилого назначения (хозблок), площадью 240 кв.м с кадастровым номером №, используемый с нарушением вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно п. 5 и п. 6 вышеуказанного акта, объект капитального строительства с кадастровым № функционирует как объект торговли и общественного питания, посредством которого реализуется розничная и алкогольная продукция, а также функционирует кафе. Указанное здание возведено в отсутствие разрешительной документации, а также с нарушением требований градостроительного плана земельного участка в части допустимого места размещения объекта.
Также спорный объект расположен в охранной зоне газопровода и газораспределительной сети «Фенино-Мотяково», что создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Собственником данного земельного участка, согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГ является ответчик САН
В соответствии с п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок, процедура и последовательность предоставления земельного участка для целей строительства установлена ст.ст. 30, 31 ЗК РФ (в редакции от 25.10.2001 года № 1).
В соответствии с п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Следует отметить, что предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 ст. 30 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Пунктом 5 ст. 30 ЗК РФ установлен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, который заключается в следующем:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 настоящего Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (п. 3 ст. 31 ЗК РФ).
Пунктом 4 ст. 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления информирует землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков, в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Исходя из ст. 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 51 ГрК РФ, а также положениями ст. 3 Федерального закона от 17.11.1995г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с требованием ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Частью 7 ст. 51 ГрК РФ императивно установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. В части 7 названной статьи отражен исчерпывающий перечень документов, подлежащих направлению в орган, уполномоченный выдавать разрешение на строительство.
Согласно требованиям ч. 6 ст. 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее капитальное строительство объекта, обязано осуществлять строительство не только в соответствии с заданием застройщика или заказника (в случае осуществления строительства, на основании договора), но и с требованиями проектной документации, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов.
В пункте 22 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 (далее – Постановление № 10/22) указано, что собственник земельного участка, субъект иного вещного права на земельный участок, его законный владелец либо лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки, вправе обратиться в суд по общим правилам подведомственности дел с иском о сносе самовольной постройки.
В пункте 23 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года разъяснено, что в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.
Решение суда об удовлетворении иска о сносе самовольной постройки в данном случае служит основанием для внесения записи в ЕГРП о прекращении права собственности ответчика на самовольную постройку.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 24 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 года, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство.
В случае нахождения самовольной постройки во владении лица, не осуществлявшего самовольного строительства, ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, которое стало бы собственником, если бы постройка не являлась самовольной.
Исходя из системного анализа положений ст. 222 ГК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» и Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2010 года № 143 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации», в предмет доказывания по спору о сносе самовольных построек входят, в частности, следующие обстоятельства: отведение земельного участка в установленном порядке именно для строительства спорных построек, соблюдение ответчиком градостроительных, строительных норм и правил при возведении спорных построек, а также установление факта нарушения прав и интересов истца.
Ответчик САН не отрицал факт принадлежности ему расположенного на территории земельного участка строения.
Иск в части признания здания нежилого назначения самовольной постройкой и возложении на него обязанности по его сносу признал, пояснил, что уже предпринял меры к сносу, для окончания работ необходимо время, до сентября 2021 года.
Доказательств, свидетельствующих об обращении ответчика в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на строительство спорного объекта недвижимости в соответствии с требованиями ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, материалы дела не содержат и суду не представлено.
Из материалов дела следует, что земельный участок площадью 634 кв.м, принадлежащий САН, расположен в зоне с особыми условиями использования территории – территории аэродромов Раменское, Чкаловский, Черное, в зоне планируемой реконструкции автомобильной дороги – новый выход на МКАД с федеральной автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке МКАД – км 60 (обходы <адрес>, <адрес>) <адрес>, реконструкции автомобильной дороги «Марусино – Зенино – Некрасовка» и транспортной развязки на их пересечении. Земельный участок частично расположен в охранной зоне газопровода и газораспределительной сети «Фенино – Мотяково», охранной зоне инженерных коммуникаций.
Земельный участок не огорожен. На земельном участке расположено капитальное строение нежилого назначения – магазин по продаже розничной и алкогольной продукции и кафе. Капитальное строение возведено в отсутствие оформленного в установленном порядке разрешения на строительство. Нарушены требования ГПЗУ в части допустимого места размещения объекта. Выявлены признаки нарушения ст. 8.8 КоАП РФ – нецелевое использование земельного участка.
Отделом муниципального земельного контроля Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области САН вынесено предписание от ДД.ММ.ГГ, которым ответчик был обязан в срок до ДД.ММ.ГГ устранить допущенное нарушение, выразившееся в нецелевом использовании земельного участка. На дату рассмотрения гражданского дела предписание ответчиком не исполнено.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что органы местного самоуправления городского округа Люберцы Московской области (в том числе их правопредшественники), решений о предоставлении земельного участка для целей строительства не принимали, объект возведен в отсутствие разрешительной документации, необходимой в соответствии с действовавшим правовыми актами, возведенный объект недвижимости обладает всеми признаками самовольной постройки, установленными ст. 222 Гражданского кодекса РФ, в том числе создает угрозу жизни и здоровью граждан, в связи с чем подлежит сносу.
Учитывая объем необходимых для выполнения по сносу работ, принцип разумности, суд считает необходимым возложить обязанность на ответчика по сносу самовольной постройки в срок не позднее ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении иска в части указания в решении суда на то, что Администрация вправе осуществить действия по сносу объекта за счет САН в случае неисполнения решения суда суд отказывает, поскольку данное требование не основано на законе, фактически является изменением порядка и способа исполнения решения суда, еще не вступившего в законную силу, о чем истец не лишен возможности заявить на стадии исполнения решения, в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения ответчиком.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к САН – удовлетворить частично.
Признать здание нежилого назначения с кадастровым номером 50:22:0060102:1027, расположенное по адресу: <адрес> самовольной постройкой.
Обязать САН снести самовольную постройку в срок не позднее ДД.ММ.ГГ.
В удовлетворении иска Администрации муниципального образования городской округ Люберцы Московской области к САН в остальной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Люберецкий городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
решение принято в окончательной форме
26.05.2021 года
Судья М.Н. Савинова