Решение
Именем Российской Федерации
30 ноября 2016 года <адрес>
Федеральный суд <адрес> Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абакарова М.М.
при секретаре Кадиевой Э.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении юридического факта нахождения на иждивения.
Установил:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением об установлению юридического факта нахождения на иждивения.
В обоснование своих доводов пояснила, что она ДД.ММ.ГГГГ года рождения являлась женой покойного ФИО1. Ее муж - ФИО1 скончался ДД.ММ.ГГГГ. До своей смерти он работал в органах внутренних дел РД.
На данный момент она достигла возраста 61 год и имею право на пенсию по случаю потери кормильца, поскольку на момент смерти мужа находилась на его полном иждивении.
Согласно статьи 31 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
До смерти соего мужа и на момент его смерти она находилась на его иждивении. Средства на ее содержание выдавал ее муж, и она получала от него помощь, которая была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.
Она обратилась в Отдел пенсионного обеспечения МВД по <адрес> для назначения мне пенсии по потере кормильца. В МВД по <адрес> порекомендовали ей обратиться в суд для установления факта нахождения на иждивении (копия письма прилагается).
Установления факта нахождения на иждивении мужа ей необходимо для назначения пенсии по потере кормильца.
В судебное заседание заявитель ФИО2 не явилась, извещена надлежащим образом, направила своего представителя.
Представитель заявителя ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям и доводам, изложенным в заявлении. Пояснила, что при жизни ФИО2, постоянным и основным доходом, источником средств к существованию для заявителя была пенсия мужа, так как он являлся плательщиком коммунальных услуг, приобретал предметы гигиены и быта, одежду, лекарства, он так же оплачивал ремонт дома.
Так же ее доверительница является инвалидом третьей группы, которая нуждается постоянно в лечении из-за сердечной недостаточности на которые вынуждена тратить большую часть своей пенсии. После смерти супруга ФИО2 материальную помощь оказывают ее брат и дети так получаемая ею пенсия не хватает на лечение и приобретение лекарств.
Представитель МВД по РД на судебное заседание не явился, просил отказать в удовлетворении требований, считая, что не доказан факт её нахождения на иждивении мужа.
Представленных письменных возражениях пояснил, что в силу статьи 28 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - «Закона РФ №») пенсия по случаю потери кормильца семьям пенсионеров органов внутренних дел назначается, если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты ему пенсии.
Абзац первый статьи 29 «Закона РФ №» предусматривает, что право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) сотрудников органов внутренних дел, состоящие на их иждивении.
Согласно статье 31 «Закона РФ №» члены семьи умершего считаются состоящими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, для признания лица, находившимся на иждивении для целей получения пенсии по случаю потери кормильца, необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что
такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным, следует руководствоваться пунктом «б» части 3 статьи 29 Закона РФ №, согласно которому нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет, либо являются инвалидами.
В заявлении ФИО2 не указаны ее источники средств к существования, вместе с тем, для правильного разрешения дела надлежит установить получение пенсии (по старости, инвалидности), при наличии которой факт иждивения не устанавливается.
Исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему.
На основании пункта 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса РФ суды устанавливают факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, в том числе – факта нахождения на иждивении. Установление факта нахождения на иждивении имеет юридическое значение для получения наследства, назначения пенсии, возмещения вреда, если оказываемая помощь являлась для заявителя постоянным и основным источником средств к существованию.
В соответствии со статьей 1 Закон РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» к лицам, на которых распространяется действие вышеуказанного Закона, относятся, в частности, лица, проходившие военную службу.
Согласно статьи 29 указанного Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. В силу статьи 31 Закона члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца.Согласно части 3 статьи 9 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Аналогичные положения содержатся в статье 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с частью 3 статьи 9 указанного Федерального закона члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 указанного Федерального закона, супруга умершего кормильца, если она достигла возраста 55 лет либо являются инвалидом.
По смыслу закона наличие самостоятельного источника дохода у члена семьи умершего не препятствует в силу закона отнесению лиц к числу иждивенцев умершего, если помощь в виде заработка (дохода) последнего являлась постоянным и основным источником средств к существованию лиц, находившихся на его иждивении. При этом нуждаемость нетрудоспособного члена семьи должна быть определена судом в каждом конкретном случае путем сопоставления его доходов и необходимых потребностей.
В соответствии с п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат.
Установление факта нахождения на иждивении заявителю необходимо для получения прав на льготы, предусмотренные законодательством для членов семьи военнослужащего.
Согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим федеральным законом, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семьи военнослужащих относятся также лица, находившиеся на его иждивении.
Согласно свидетельства о заключении брака V-DV № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 состояла зарегистрированном браке с ФИО1 по день смерти.
На день смерти ФИО2 находилась на пенсии, и проживала совместно с ФИО1, в настоящее время проживает одна.
Истица на момент смерти мужа и в настоящее время является инвали<адрес> группы и страдает многочисленными хроническими заболеваниями:
Согласно справки Главного бюро социальной экспертизы филиала № серия МСЭ-2006 № дата выдачи 11.05.2006г.ФИО7 является инвали<адрес> группы.
Из показания свидетеля ФИО8 следует, что он является братом ФИО7, она часто болеет, страдает многочисленными хроническими заболеваниями, является инвали<адрес> группы, постоянно покупает дорогостоящие лекарства. После смерти супруга он и дети помогают ей материально, так получаемая ею пенсия не хватает на свое содержание и на лечении. Дот смерти супруг нес основные расходы связанные с лечением оплатой коммунальных услуг.
Из показания свидетеля ФИО9 следует, что она является двоюродной сестрой ФИО2, она часто болеет, страдает многочисленными хроническими заболеваниями, является инвали<адрес> группы постоянно покупает дорогостоящие лекарства. После смерти супруга брат и дети помогаем ей, материально так получаемая ею пенсия не хватает на приобретении лекарств и оплаты коммунальных услуг и д….
В состав семьи ФИО1 входила супруга ФИО2, которые фактически находились у него на иждивении, ФИО2 получала незначительную пенсию, в виду болезни работать не могла, в связи с чем, его доходы являлись постоянным и основным источником к существованию заявителя. За счет доходов мужа также оплачивались коммунальные услуги, расходы по ведению домашнего хозяйства.
Согласно справки центра финансового обеспечения МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся пенсионером МВД по <адрес> и получал пенсию на день смерти ДД.ММ.ГГГГ, его пенсия составляла 27555 рублей.
Согласно справки Управления ОПФР по РД в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является пенсионеркой и получает пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, на ДД.ММ.ГГГГ, ее пенсия составляла 11127 рублей 63 коп.
Таким образом, суд находит установленным, что размер доходов умершего супруга заявителя в виде пенсионного обеспечения в размере 27555 рублей, являлся значительным и составлял основную часть семейного бюджета, размер денежного довольствия заявительницы не покрывал необходимых расходов на нужды ее и семьи, иных источников к существованию заявительница не имела, учитывая, размер величины прожиточного минимума по Республики Дагестан не на много превышающий размер дохода заявителя, суд приходит к выводу, что факт предоставления ФИО2, содержания от мужа ФИО1, которое являлось постоянным и основным источником к существованию, нашел подтверждения в судебном заседании.
Суд также полагает, что истица нуждалась в помощи умершего супруга и часть его дохода, приходившаяся на долю истицы, являлась постоянным и основным источником ее существования; получаемые ФИО2 суммы являлись для истицы постоянным и основным источником средств к существованию, в которых она нуждалась.
При таких установленных судом обстоятельствах суд находит установленным факт нахождения ФИО2 на иждивении супруга ФИО1 на дату его смерти ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 264 ГПК РФ, суд
Решил:
Заявлению ФИО2 об установлении юридического факта нахождения на иждивения удовлетворить.
Установить факт нахождения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении ее супруга ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения по состоянию на день его смерти ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Лакский районный суд РД.
Председательствующий