УИД: 11RS0018-01-2024-000187-86
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
от 18 июня 2024 года по делу № 2-190/2024
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе судьи Мартынюк Т.В., при секретаре Чачиновой Т.С.,
с участием истца Размысловой А.В., ее представителя Першина В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Усть-Кулом гражданское дело по исковому заявлению Размысловой А.В. к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ИП Гичеву Н.А.,
установил:
Размыслова А.В. обратилась в суд с иском к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о признании уведомления об отказе в присвоении «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», решения от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Размысловой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, незаконными, в части не включения периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в обществе с ограниченной ответственностью «Визув»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (работа в качестве наемного работника у индивидуального предпринимателя Гичеву Н.А.); обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми включить в страховой стаж работы и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работу в ООО «Визув» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работу в качестве наемного работника у индивидуального предпринимателя Гичеву Н.А.; обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить звание «Ветеран труда» Размысловой А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В обоснование заявленных требований указала, что уведомлением об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ №, основанным на решении Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Согласно протоколу о подсчете трудового стажа серии № №, оформленной ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района» ДД.ММ.ГГГГ её общий стаж составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней. ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и ОСФР по Республике Коми не включили в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работу в ООО «Визув» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работу в качестве наемного работника у индивидуального предпринимателя Гичева Н.А. Факт работы подтверждается записью в трудовой книжке <данные изъяты> №, выданной ДД.ММ.ГГГГ, записи №, № и №. Считает, что не включение в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанных периодов нарушает ее право о выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Полагает, что исключение периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются необоснованными, поскольку она не несет ответственность за работодателя за своевременное представление документов.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен ИП Гичев Н.А.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ истца и ее представителя от части исковых требований – об обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломсклого района», Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми присвоить звание «Ветеран труда» Размысловой А.В.
Истец в судебном заседании требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в иске. Представитель истца Першин В.С. иск поддержал.
Сторона истца обеспечила в суд явку свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, которые вспомнили, что в спорный период времени истец работала в магазине продавцом. Относительно того, находилась ли она в спорные периоды времени в неоплачиваемом отпуске, на больничном, на курсах повышения квалификации пояснить не смогли.
Представитель ответчика ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В письменном отзыве указал, что ДД.ММ.ГГГГ Размыслова А.В. обратилась с заявлением о предоставлении государственной услуги, по выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленный статьей 12 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленным документам истца и на основании протокола о подсчете стажа от ДД.ММ.ГГГГ ответчику направлено уведомление об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» № по следующей причине: стаж работы <данные изъяты> г. <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн. Заявленные истцом периоды, а именно: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работу в ООО «Визув» и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работу в качестве наемного работника у индивидуального предпринимателя Гичеву Н.А. не учитываются при исчислении стажа трудовой деятельности, дающие право на меры социальной поддержки лицам, указанным в ст. 12 Закона 55-РЗ, таким образом, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № является законным. В связи с чем, просят в удовлетворении исковых требований Размысловой А.В. отказать.
Ответчик Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в судебное заседание своего представителя не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. Представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В представленном суду отзыве указано, что Министерство является ненадлежащей стороной по делу – ответчиком, просили исключить из числа ответчиков. Указали, что услуга по выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки предоставляется центрами по предоставлению государственных услуг (с апреля 2023 года – комплексными центрами социальной защиты населения). Решения о выдаче удостоверения, решения об отказе в выдаче удостоверения принимаются центром по предоставлению государственных услуг. К числу получателей мер социальной поддержки относятся, в том числе, женщины, достигшие возраста 55 лет, получающие страховую пенсию по старости, имеющие стаж трудовой деятельности не менее 35 лет, 20 из которых отработано на территории Республики Коми. Периоды работы и иной общественно полезной деятельности, включаемые в стаж трудовой деятельности, дающие право на меры социальной поддержки, являются исчерпывающими.
Ответчик - ОСФР по Республике Коми участие в судебном заседание не принимали, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела. В письменном отзыве просили в удовлетворении исковых требований отказать. Указали, что сведений о работе истца в ООО «Визув» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, у ИП Гичева Н.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Отделении не имеется. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Размысловой А.В. страхователи ООО «Визув» и ИП Гичев Н.А. сведений о работе, стаже, уплаченных страховых взносах за спорные периоды в отношении истца не представляли. Таким образом, не имеется оснований для включения периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж и стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Ответчик Гичев Н.А. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен по адресу регистрации, почтовая корреспонденция возвращена в суд с отметкой «по истечении срока хранения», суд приходит к выводу о надлежащем извещении Гичева Н.А.
Суд, с учетом мнения стороны истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при имеющейся явке лиц.
Заслушав истца, представителя истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Размыслова А.В. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№).
В ходе судебного следствия по делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Размыслова А.В. обратилась в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» с заявлением о предоставлении государственной услуги, по выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленный статьей 12 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Приказом ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района» от ДД.ММ.ГГГГ № Размысловой А.В. отказано в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми»; выдаче дубликата удостоверения; замене справки о праве на меры социальной поддержки, установленные статьей 12 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
Основанием для отказа явилось то, что стаж работы составляет <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев <данные изъяты> дней, а необходимый стаж для получения звания «Ветеран труда» составляет 35 лет. ДД.ММ.ГГГГ ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района» в адрес ответчика направлено уведомление об отказе в выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (в выдаче дубликата, замене справки на удостоверение) №.
В ходе рассмотрения дела стороной истца, после обсуждения вопроса об общем стаже, даже при положительном решении суда по данному спору, заявлен частичный отказ от иска; отказались от требования о возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда». Просили признать уведомление об отказе в части невключения периодов времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работы в ООО «Визув» и у ИП Гичева. Обязать ГБУ РК «ЦСЗН Уть-Куломского района» включить в стаж работы эти периоды, а так же возложить обязанность на пенсионный фонд включить эти периоды. В части отказа от иска вынесено отдельное определение.
Согласно представленной трудовой книжке № № Размыслова А.В. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в качестве продавца продовольственных товаров к ИП Гичеву Н.А. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена в ООО «Визув» в том же качестве (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ переведена на работу в качестве продавца к ИП Гичеву Н.А. (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию на основании заявления (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. №).
Истцом представлен трудовой договор, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Визув» в лице руководителя Гичева Н.А. и Размысловой А.В. имеют место трудовые отношения.
Из материалов дела следует, что истец до ДД.ММ.ГГГГ года имеет общий стаж <данные изъяты> лет <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней; на время обращения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» - <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев и <данные изъяты> дней.
Размыслова А.В. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
Из подсчета страхового стажа в районе Крайнего Севера истца ответчиком ОСФР исключены следующие спорные периоды работы истца, поскольку не имеется доказательств о работе истца в спорные периоды времени в ООО «Визув» и у ИП Гичева. Иные периоды работы у ИП Гичева зачтены, поскольку взносы вносились предпринимателем.
Суд не усматривает оснований для включения периодов работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Визув», и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работу в качестве наемного работника у ИП Гичева в страховой стаж, поскольку согласно сведениям, полученным в ходе рассмотрения дела, страховые взносы руководителем ООО «Визув» и ИП Гичевым за спорные периоды не уплачены.
Включение данных периодов в страховой стаж также не повлияет на размер страховой пенсии, так как в соответствии со ст. 30 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на размер пенсии влияет размер перечисленных страховых взносов за период на ДД.ММ.ГГГГ.
Вопрос о том, что в сентябре ДД.ММ.ГГГГ года при положительном разрешении данного спора, истец сможет претендовать на получение звания «Ветеран труда», а, в последствии иметь соответствующие социальные льготы, н может является основанием для удовлетворения иска, поскольку наличие стажа 35 лет является не единственным основанием для получение звания «Ветеран труда».
Согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставляемым из информационных ресурсов Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, ИП Гичевым Н.А. представлены сведения о трудовой деятельности Размысловой А.В. за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Визув» представлены сведения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, Гичевым Н.А. представлены сведения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Как следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица Размысловой А.В., работодателем ИП Гичевым Н.А. вносились страховые взносы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (продолжительность работы <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (продолжительность работы <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.), ООО «Визув» вносило страховые взносы за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (продолжительность работы <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.), Гичевым Н.А. внесены страховые взносы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (продолжительность работы <данные изъяты> лет <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дн.). Указанные периоды учтены при подсчете общего стажа и стажа работы в Республике Коми).
Истцом заявлено о включении периодов работы в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть периодов времени и которых работодателем не указано ни в налоговые органы, ни в пенсионный фонд, соответствующие взносы не оплачивались.
Решая спор по существу, суд руководствуется следующим.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В ходе истребования дополнительных доказательств по делу, установлено, что период осуществления деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Гичева Н.А с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; основной вид деятельности – торгово-закупочная и коммерческая; страховые взносы за ДД.ММ.ГГГГ годы уплачены (сведения ОСФР по РК от ДД.ММ.ГГГГ).
В наблюдательном деле плательщика расчет доходов, полученных от занятия предпринимательской деятельностью и иных доходов налогообложения, которых производится налоговыми органами, отсутствуют. Регистрация Гичева Н.А. в качестве индивидуального предпринимателя, использующего труд наемных работников в период осуществления деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В наблюдательном деле плательщика имеются расчеты по авансовым платежам по страховым взносам на ОПС для лиц, производящих выплаты физическим лицам с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> месяцев ДД.ММ.ГГГГ года с начислением, за <данные изъяты> месяцев ДД.ММ.ГГГГ года без начисления. Так же в деле имеются трудовые договора с работниками, в том числе, Размысловой А.В. с ДД.ММ.ГГГГ, уведомление о расторжении трудового договора с ДД.ММ.ГГГГ. Далее, Гичев Н.А. зарегистрирован в качестве предпринимателя, использующего труд наемных работников в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В наблюдательном деле имеются расчеты по начислению уплаченным страховым взносам на ОПС в ПФ РФ, страховым взносам на ОМС в федеральный ФОМС и территориальные ФОМС плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам за <данные изъяты> месяцев ДД.ММ.ГГГГ года с начислением страховых взносов на одно застрахованное лицо, <данные изъяты> месяцев ДД.ММ.ГГГГ года без начисления. Трудовой договор на Размыслову с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для начисления страховой пенсии), форма СЗИ-НВП сведения на Размыслову А.В. представлены с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МКС и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ МКС.
Из архивного отдела администрации МР «Усть-Куломский» поступили сведения о том, что документы ИП Гичева на хранение в архивный отдел не поступали.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ
"О страховых пенсиях" страховая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств. Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Из пункта 43 Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" следует, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В статье 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверить достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином относимых и допустимых письменных доказательств.
В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются: до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом N 27-ФЗ - документами, выдаваемыми работодателями и соответствующими государственными (муниципальными) органами, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом N 27-ФЗ.
Периоды работы после 1 января 2002 года не принимаются во внимание при подсчете общего страхового стажа для определения расчетного размера страховой пенсии. За период работы после указанной даты при исчислении страховой части пенсии учитываются только страховые взносы, поступившие в СФР (а с 1 января 2017 г. - в Федеральную налоговую службу) на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Федеральным законом N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23). Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 23).
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку сведения персонифицированного учета за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не содержат информации о работе истца, такие индивидуальные сведения в отношении истца за указанные периоды работодателем не сдавались, платежи страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в указанные периоды не производились, доказательств обратного, в нарушение положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено, суд не находит основания для удовлетворения требований истца.
Как и не находит основания для обязания ГБУ РК «ЦСЗН Усть-Куломского района» и Министерства труда, занятости и социальной защиты РК включить в страховой стаж и стаж работы, приравненных к районам Крайнего Севера в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В абз. 3 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период.
В случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.
Приведенные стороной истца доводы о том, что неисполнение работодателем обязанности по представлению в орган пенсионного обеспечения надлежащих сведений об условиях ее работы истца не должно влечь нарушения пенсионных прав работника, суд находит несостоятельными (кроме того, учитывая, что ИП Гичев, который являлся работодателем истца, в настоящее время осуществляет свою деятельность).
Как разъяснено в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Приведенное Верховным Судом РФ толкование стало отражением правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 10 июля 2007 года N 9-п, согласно которому пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, - при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц - позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Данный вывод сделан Конституционным Судом РФ при рассмотрении ситуаций, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или не были полностью уплачены.
Между тем, указанные положения в рассматриваемом споре применению не подлежат в связи со следующим.
Во-первых, Конституционным Судом РФ проверялись указанные выше положения Федерального закона "О трудовых пенсиях", который в данной части с 1 января 2015 года признан недействующим, тогда как конституционность положений Федерального закона "О страховых пенсиях", регулирующих указанные правоотношения в настоящее время, предметом проверки Конституционного Суда РФ не являлась.
Во-вторых, в рамках настоящего спора имеет место быть ситуация, когда спорные периоды трудовой деятельности страхователем в системе обязательного пенсионного страхования не подтвержден, страховые взносы по соответствующим тарифам не начислялись и не уплачивались, следовательно, указанная выше позиция Конституционного Суда РФ и разъяснения Верховного Суда РФ не относятся ни к предмету, ни к основанию заявленного иска.
Не имеет никакого отношения к рассматриваемому спору и правовая позиция, изложенная Конституционным Суда РФ в постановлении от 3 июня 2004 года N 11-п, о которой представитель истца указал.
Суд полагает необходимым отметить, что с 1 января 2015 года, с момента вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" в Российской Федерации введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и назначения пенсии, который направлен в первую очередь на достижения возможности за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации полностью обеспечивать реализацию мероприятий в области обязательного пенсионного страхования и исключения зависимости пенсионной системы от трансфертов из федерального бюджета.
Данное реформирование пенсионной системы продолжает введенную законодателем в 2002 году концепцию страховой природы пенсионного обеспечения, когда одним из условий для получения пенсии является наличие не просто трудового, а страхового стажа - суммарной продолжительности периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 1 статье 4 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Кроме того, застрахованные лица имеют право беспрепятственно получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации; беспрепятственно получать от работодателя информацию об исчислении и удержании дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", осуществлять контроль за их перечислением в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также получать информацию о взносах работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица в соответствии с указанным Федеральным законом; защищать свои права, в том числе в судебном порядке (статья 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
В абзаце 3 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при невыполнении страхователем обязанности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 названного Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации застрахованное лицо вправе обратиться с иском в суд о взыскании со страхователя страховых взносов за предшествующий период. В случае удовлетворения требований истца, взысканные суммы подлежат зачислению в Пенсионный фонд Российской Федерации и учитываются на индивидуальном лицевом счете истца в порядке, установленном законодательством.
Таким образом, по смыслу действующего в настоящее время пенсионного законодательства реализация застрахованными физическими лицами своего права на пенсию поставлена в зависимость от надлежащего выполнения работодателем обязанности по ведению и передаче Пенсионному фонду Российской Федерации сведений индивидуального персонифицированного учета, за исполнением которой в целях реализации своего права на пенсионное обеспечение должно следить именно застрахованное лицо.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в спорные периоды времени работодатель не перечислял взносы в налоговый орган, пенсионный фонд, сведений о работнике не представлял: доказательств работы истца именно в данные периоды времени и не нахождения Размысловой А.В. в указанные сроки, например, в неоплачиваемом отпуске, не добыто, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Размысловой А.В. о признании уведомления об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ № ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», решения от ДД.ММ.ГГГГ № Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Размысловой А.В., незаконными, в части не включения периодов: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; об обязании ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения Усть-Куломского района», Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, ИП Гичева Н.А. включить в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в календарном исчислении периодов времени работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Судья – Т.В. Мартынюк
Мотивированное решение составлено 18.06.2024.