Дело № 2-1097/2016 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
В составе председательствующего судьи Порохиной О.Г.
при секретаре Маркевич А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в ********** 07 июня 2016 года по исковому заявлению Поповой В.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Печора» о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Попова В.В. обратилась в суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения, указывая, что она является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированного жилого фонда. Решением Печорского городского суда Республики Коми от **.**.** родители истца, П. и П., лишены в отношении нее родительских прав. Постановлением главы администрации МО "********** и подчиненная ему территория" от **.**.** №... несовершеннолетняя П. была определена в государственное детское учреждение, за ней закреплено жилое помещение по адресу: ********** В 2001 году истец была включена в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, распоряжением руководителя администрации МР «Печора» от **.**.** №... истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени истец жилым помещением не обеспечена, в настоящее время находится в местах лишения свободы, после освобождения из мест лишения свободы, жилого помещения для проживания нет, регистрация по месту жительства, по месту пребывания отсутствует.
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истца, извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассматривалось в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Из письменного отзыва ответчика следует, что администрация МР «Печора» иск не признает.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск основан на законе и подлежит удовлетворению.
В судебном заседании установлено следующее.
Попова В.В. родилась **.**.**. Родители П.: отец **** лишены родительских прав в отношении несовершеннолетней П. на основании решения Печорского городского суда от **.**.**
Постановлением главы администрации муниципального образования «********** и подчиненная ему территория» №... от **.**.** **** П., **.**.** г.р. определена в государственное детское учреждение, за несовершеннолетней закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: **********
Из справки ГУ РК «Детский дом № 17 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» ********** №... от **.**.** следует, что Попова В.В. являлась воспитанницей государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом № 17» ********** в период с 18.04.2003 года по 2008 год. Находилась на полном государственном обеспечении.
Согласно сведениям ГАОУСПО РК «ППЭТ» №... от **.**.** Попова В.В. обучалась по специальности **** с **.**.** по **.**.**, ****.
В настоящее время Попова В.В. отбывает наказание в виде лишения свободы в ****
Как следует из материалов дела с **.**.** по **.**.** Попова В.В. была зарегистрирована по месту пребывания в общежитии по адресу: **********
По данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по **********, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Филиал по ********** (Печорское отделение) за Поповой В.В.право собственности на недвижимое имущество, в том числе на жилые помещения, не зарегистрировано.
Согласно акту, а также заключению городской межведомственной комиссии администрации муниципального района «Печора» №... от **.**.** жилое помещение, расположенное по адресу: **** является аварийным и подлежит сносу (фактически снесен).
Другого жилого помещения для проживания у истца не имеется, что подтверждается материалами дела.
Распоряжением администрации МР «Печора» от **.**.** №... Попова В.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, с датой включения в список – **.**.**.
Согласно справке от **.**.** №..., представленной ответчиком, по состоянию на **.**.** Попова В.В. значится в указанном списке под №....
Таким образом, Попова В.В. по настоящее время жилым помещением не обеспечена.
Согласно ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п.7 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ).
Из содержания приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Сформированный на основании Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утратившего силу с 1 января 2016 года в связи с принятием Закона РК от 25.12.2015 N 132-РЗ, список предполагает установление очередности при обеспечении указанной категории лиц специализированными жилыми помещениями.
Вместе с тем в соответствии со ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, включение Поповой В.В. органом местного самоуправления в сформированный список в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не свидетельствует о защите его права на предоставление жилого помещения.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на исковое заявлении о недостаточности выделяемых субвенций для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений и, в связи с этим, необходимости привлечения в качестве соответчика по данному делу Правительства Республики Коми, судом не принимаются.
Исходя из положений Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указанный Федеральный закон не ставит реализацию права указанной категории граждан на предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений в зависимость от наличия или отсутствия финансовых возможностей субъектов РФ.
Формирование списка может иметь своей целью также определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, без попечения родителей.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на администрацию муниципального района «Печора». Жилое помещение должно быть предоставлено истцу в ********** Республики Коми, быть благоустроенным применительно к условиям **********.
При этом общая площадь предоставляемого жилого помещения, с учетом позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в постановлении от 20.10.2015г., должна быть не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления, в данном случае решением Совета МР «Печора» от 28.03.2006г. №..., то есть не ниже 13 кв.м.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Обязать администрацию муниципального района «Печора» предоставить Поповой В.В., **.**.** года рождения, на состав семьи один человек жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда в виде отдельной квартиры, благоустроенной применительно к условиям ********** Республики Коми, отвечающей санитарным и техническим правилам и нормам, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 13 кв.м., в городе Печора Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья О.Г. Порохина