Решение по делу № 33-2071/2024 от 02.07.2024

89RS0005-01-2024-000976-47

1 инстанция №2-1108/2024

Апелл. дело №33-2071/2024

Судья Прядко Е.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июля 2024 года                              город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Курманова Э.Р.,

судей коллегии Козловой М.В., Селиверстовой Ю.А.,

с участием прокурора Гонтарь А.О.,

при ведении протокола секретарем Пановой Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Ноябрьска Ташбулатова Динислама Минисламовича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2024 года по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности оборудовать территорию Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель №А-2 источниками противопожарного водоснабжения, которым постановлено:

Исковые требования прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ноябрьска (ИНН 8905001855, ОРГН 1028900710563) в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по оборудованию территории промзоны города Ноябрьска по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, промзона, панель А-2, источниками противопожарного водоснабжения.

Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р., пояснения представителя ответчика, возражения прокурора по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Ноябрьска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать территорию Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения.

В обоснование исковых требований указано, что Отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании распоряжения от 30.10.2023 №100 в период с 03.11.2023 по 17.11.2023 проведена внеплановая, выездная проверка в отношении Администрации города Ноябрьска в целях контроля исполнения пункта №3 предписания от 12.11.2020 №131/1/1, срок для исполнения которого истек 01.10.2023. В ходе проверки выявлен факт неисполнения указанного пункта предписания, нарушения требований статьи 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 5.1, 8.2, 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020 ответчиком не устранены в установленный срок, мероприятия по оборудованию территории промзоны г. Ноябрьска по адресу: г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения не выполнены. Тем самым, финансовое обеспечение пожарной безопасности муниципального образования, а также обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения осуществляются Администрацией города Ноябрьска ненадлежащим образом, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу. Поскольку до настоящего времени указанные нарушения не устранены, прокурор просил возложить на Администрацию города Ноябрьска обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать территорию промзоны г. Ноябрьска по адресу: г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Ноябрьска Жезлова А.Г. просила об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Администрации города Ноябрьска, Ташбулатов Д.М. возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что пункт 3 предписания от 12.11.2020 исполнен, проведен анализ соответствия источников наружного противопожарного водоснабжения муниципального образования город Ноябрьск, спланировано и утверждено техническое задание на разработку и согласование программы по обеспечению муниципального образования требуемым (расчетным) количеством источников противопожарного водоснабжения. Указал, что предписанием от 12.11.2020 не возлагалась обязанность оборудовать территорию такими источниками, такая обязанность возложена предписанием от 17.11.2023, срок исполнения по которому не наступил. Полагал о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения, поскольку фактически требования заявлены в защиту прав и интересов собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на спорной территории. По этим же основаниям считал об отсутствии у прокурора полномочий для предъявления настоящего иска на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен ответчик.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Ноябрьска Ташбулатов Д.М. просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. Указывает о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, а именно положений ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», которым определены полномочия органа местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Также указывает о применении судом норм Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утративших силу. Приводит доводы об ошибочности применения судом к возникшим правоотношениям положений п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющей полномочия муниципального района, поскольку муниципальное образование город Ноябрьск имеет статус городского округа. Считает, что постановление по делу об административном правонарушении от 14.12.2023 не обладает свойством преюдиции к возникшему спору, так как лицом, привлеченным к административной ответственности является должностное лицо органа местного самоуправления, а не Администрация г. Ноябрьска. Указывает, что судом безосновательно не принято во внимание установление ответчику надзорным органом предписанием №100/1/1 от 17.11.2023 нового срока для устранения нарушений - до 08.11.2025. Приводит доводы об отсутствии у прокурора полномочий применительно положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ на подачу настоящего иска.

В возражениях на жалобу прокурор, принимавший участие в деле Жезлова А.Г. просила об отказе в ее удовлетворении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - администрации города Ноябрьска Каплюк Е.Г., принимавшая участие посредством видеоконференц-связи на требованиях апелляционной жалобы настаивала.

Прокурор Гонтарь А.О. полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОНДиПР г. Ноябрьск УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО) на основании распоряжения от 30.10.2023 №100 в период с 03.11.2023 по 17.11.2023 проведена внеплановая, выездная проверка в отношении Администрации города Ноябрьска в целях контроля исполнения пункта №3 предписания от 12.11.2020 №131/1/1, срок для исполнения которого истек 01.10.2023 (л.д.9-13).

В ходе проверки выявлен факт неисполнения указанного пункта предписания, нарушения требований статьи 21 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 5.1, 8.2, 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020, которые ответчиком не устранены в установленный срок, мероприятия по оборудованию территории промышленной зоны города Ноябрьска по адресу: ЯНАО, город Ноябрьск, промзона, панель №А-2, источниками противопожарного водоснабжения не выполнены.

В ответ на требование прокурора начальником ОНДиПР г. Ноябрьск УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО указано, что целью указанной проверки являлся контроль исполнения пункта №3 предписания ГПН от 12.11.2020 №131/1/1, срок по которому истек 01.10.2023. По результатам контрольно-надзорного мероприятия установлено, что п. №3 предписания ГПН от 12.11.2020 №131/1/1 остается невыполненным, Администрации г. Ноябрьска выдано новое предписание от 17.11.2023 №100/1/1 сроком исполнения до 03.11.2025 (л.д.25).

Постановлением судьи Ноябрьского городского суда от 14.12.2023, вступившим в законную силу, начальник управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации города Ноябрьска Смирнов Андрей Васильевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей за неисполнение предписания №131/1/1 от 12.11.2020 (л.д.19-22).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с абз.2 ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗосновными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзаца 10 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗк полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.

Также в данной статье указано, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно ст. 62 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Согласно ч.1 ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

С 01.01.2021 года в Российской Федерации введены Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479.

В соответствии с п. 75 данных Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно статье 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении на администрацию обязанности оборудовать территорию Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель №А-2 источниками противопожарного водоснабжения, суд первой инстанции исходил из статуса муниципального образования и отсутствия в городском округе на территории указанной промышленной зоны источников противопожарного водоснабжения.

Судом первой инстанции указано, что здания, сооружения, организации, расположенные на территории промышленной зоны должны иметь источники противопожарного водоснабжения в силу положений действующего законодательства и во исполнение полномочий органов местного самоуправления предусмотренных п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.20003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (абз.8 стр. 3 оспариваемого решения).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части.

Согласно реестру объектов недвижимого имущества, на территории промзоны, панель А-2 расположены нежилые здания и сооружения, принадлежащие ИП Валиеву Т.М., ИП Евменовой Г.В., АО «Первая башенная Компания» (л.д.50).

Из ситуационной схемы размещения панели А-2 следует, что данная территория расположена в границах населенного пункта г. Ноябрьск (л.д.75).

Следовательно, доводы ответчика о достаточности оборудования территории промзоны, панели А-2 источниками противопожарного водоснабжения в сооружениях, на ней расположенных, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку орган местного самоуправления должен обеспечивать наличие таких источников на территории населенного пункта.

Также не являются обоснованными доводы о том, что владельцы указанных строений самостоятельно могут обратиться в суд за защитой нарушенного права, поскольку иск подан прокурором в защиту неопределенного круга лиц - то есть тех лиц, которые могут посещать указанную территорию промзоны в рамках повседневной жизнедеятельности.

Не влекут отмену решения суда первой инстанции доводы представителя ответчика, данные в суде апелляционной инстанции о том, что из решения суда неясно, какими конкретно источниками необходимо оборудовать указанную территорию, поскольку данный вопрос может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, а также определен в рамках выданного ответчику предписания от ГПН.

Ссылки в решении суда на неактуальные редакции тех или иных нормативных актов не привели к вынесению незаконного решения.

Между тем, заслуживают внимания доводы ответчика относительно срока исполнения решения суда.

По результатам проверки предписанием №100/1/1 от 17.11.2023 ответчику указано о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 03.11.2025 (л.д.48-49).

Поскольку на момент разрешения спора, срок исполнения предписания №100/1/1 от 17.11.2023 не истек, оснований для возложения на Администрацию города Ноябрьска обязанности по оборудованию территории Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения ранее указанной даты (до 03.11.2025) у суда первой инстанции не имелось. Прокурором при подаче иска таких оснований для установления 6-ти месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу не приведено.

Другие пояснения представителя ответчика в суде апелляционной инстанции повторяют позицию администрации г. Ноябрьска в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку при рассмотрении дела.

Иных нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не было установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда от 22.04.2024 изменить в части установления срока исполнения обязанности - до 03.11.2025 года, в остальной части оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:      

Мотивированное определение изготовлено 24.07.2024           

89RS0005-01-2024-000976-47

1 инстанция №2-1108/2024

Апелл. дело №33-2071/2024

Судья Прядко Е.М.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 июля 2024 года                              город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Курманова Э.Р.,

судей коллегии Козловой М.В., Селиверстовой Ю.А.,

с участием прокурора Гонтарь А.О.,

при ведении протокола секретарем Пановой Я.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации города Ноябрьска Ташбулатова Динислама Минисламовича на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.04.2024 года по иску прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности оборудовать территорию Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель №А-2 источниками противопожарного водоснабжения, которым постановлено:

Исковые требования прокурора города Ноябрьска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию города Ноябрьска (ИНН 8905001855, ОРГН 1028900710563) в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выполнить мероприятия по оборудованию территории промзоны города Ноябрьска по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, промзона, панель А-2, источниками противопожарного водоснабжения.

Заслушав доклад судьи Курманова Э.Р., пояснения представителя ответчика, возражения прокурора по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Ноябрьска, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации города Ноябрьска о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать территорию Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения.

В обоснование исковых требований указано, что Отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу на основании распоряжения от 30.10.2023 №100 в период с 03.11.2023 по 17.11.2023 проведена внеплановая, выездная проверка в отношении Администрации города Ноябрьска в целях контроля исполнения пункта №3 предписания от 12.11.2020 №131/1/1, срок для исполнения которого истек 01.10.2023. В ходе проверки выявлен факт неисполнения указанного пункта предписания, нарушения требований статьи 21 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 68 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 5.1, 8.2, 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020 ответчиком не устранены в установленный срок, мероприятия по оборудованию территории промзоны г. Ноябрьска по адресу: г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения не выполнены. Тем самым, финансовое обеспечение пожарной безопасности муниципального образования, а также обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения осуществляются Администрацией города Ноябрьска ненадлежащим образом, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также причинению ущерба имуществу. Поскольку до настоящего времени указанные нарушения не устранены, прокурор просил возложить на Администрацию города Ноябрьска обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать территорию промзоны г. Ноябрьска по адресу: г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения.

В судебном заседании старший помощник прокурора города Ноябрьска Жезлова А.Г. просила об удовлетворении заявленных требований.

Представитель ответчика Администрации города Ноябрьска, Ташбулатов Д.М. возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что пункт 3 предписания от 12.11.2020 исполнен, проведен анализ соответствия источников наружного противопожарного водоснабжения муниципального образования город Ноябрьск, спланировано и утверждено техническое задание на разработку и согласование программы по обеспечению муниципального образования требуемым (расчетным) количеством источников противопожарного водоснабжения. Указал, что предписанием от 12.11.2020 не возлагалась обязанность оборудовать территорию такими источниками, такая обязанность возложена предписанием от 17.11.2023, срок исполнения по которому не наступил. Полагал о наличии оснований для оставления иска без рассмотрения, поскольку фактически требования заявлены в защиту прав и интересов собственников объектов недвижимого имущества, расположенных на спорной территории. По этим же основаниям считал об отсутствии у прокурора полномочий для предъявления настоящего иска на основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласен ответчик.

В апелляционной жалобе представитель Администрации города Ноябрьска Ташбулатов Д.М. просит отменить судебный акт и принять по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований. Указывает о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, а именно положений ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», которым определены полномочия органа местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов. Также указывает о применении судом норм Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», утративших силу. Приводит доводы об ошибочности применения судом к возникшим правоотношениям положений п.21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющей полномочия муниципального района, поскольку муниципальное образование город Ноябрьск имеет статус городского округа. Считает, что постановление по делу об административном правонарушении от 14.12.2023 не обладает свойством преюдиции к возникшему спору, так как лицом, привлеченным к административной ответственности является должностное лицо органа местного самоуправления, а не Администрация г. Ноябрьска. Указывает, что судом безосновательно не принято во внимание установление ответчику надзорным органом предписанием №100/1/1 от 17.11.2023 нового срока для устранения нарушений - до 08.11.2025. Приводит доводы об отсутствии у прокурора полномочий применительно положений ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ на подачу настоящего иска.

В возражениях на жалобу прокурор, принимавший участие в деле Жезлова А.Г. просила об отказе в ее удовлетворении.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика - администрации города Ноябрьска Каплюк Е.Г., принимавшая участие посредством видеоконференц-связи на требованиях апелляционной жалобы настаивала.

Прокурор Гонтарь А.О. полагала решение суда законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Отделом надзорной деятельности и профилактической работы города Ноябрьск Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее ОНДиПР г. Ноябрьск УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО) на основании распоряжения от 30.10.2023 №100 в период с 03.11.2023 по 17.11.2023 проведена внеплановая, выездная проверка в отношении Администрации города Ноябрьска в целях контроля исполнения пункта №3 предписания от 12.11.2020 №131/1/1, срок для исполнения которого истек 01.10.2023 (л.д.9-13).

В ходе проверки выявлен факт неисполнения указанного пункта предписания, нарушения требований статьи 21 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», части 3 статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и пунктов 5.1, 8.2, 8.5, 8.9, 10.1-10.4 СП 8.13130.2020, которые ответчиком не устранены в установленный срок, мероприятия по оборудованию территории промышленной зоны города Ноябрьска по адресу: ЯНАО, город Ноябрьск, промзона, панель №А-2, источниками противопожарного водоснабжения не выполнены.

В ответ на требование прокурора начальником ОНДиПР г. Ноябрьск УНДиПР ГУ МЧС России по ЯНАО указано, что целью указанной проверки являлся контроль исполнения пункта №3 предписания ГПН от 12.11.2020 №131/1/1, срок по которому истек 01.10.2023. По результатам контрольно-надзорного мероприятия установлено, что п. №3 предписания ГПН от 12.11.2020 №131/1/1 остается невыполненным, Администрации г. Ноябрьска выдано новое предписание от 17.11.2023 №100/1/1 сроком исполнения до 03.11.2025 (л.д.25).

Постановлением судьи Ноябрьского городского суда от 14.12.2023, вступившим в законную силу, начальник управления гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций администрации города Ноябрьска Смирнов Андрей Васильевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей за неисполнение предписания №131/1/1 от 12.11.2020 (л.д.19-22).

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.

В соответствии с абз.2 ст. 3 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗосновными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно абзаца 10 ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗк полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов.

Также в данной статье указано, что вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности поселений, муниципальных районов, муниципальных, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, а также разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности (ст. 37 Федерального закона «О пожарной безопасности»).

Таким образом, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов является публично-правовой обязанностью органов местного самоуправления.

Согласно ст. 62 федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары. Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.

Согласно ч.1 ст. 68 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 N 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

С 01.01.2021 года в Российской Федерации введены Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 года №1479.

В соответствии с п. 75 данных Правил установлено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно статье 10 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, в том числе добровольной пожарной охраны, в соответствии с настоящим Федеральным законом является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Удовлетворяя исковые требования прокурора о возложении на администрацию обязанности оборудовать территорию Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель №А-2 источниками противопожарного водоснабжения, суд первой инстанции исходил из статуса муниципального образования и отсутствия в городском округе на территории указанной промышленной зоны источников противопожарного водоснабжения.

Судом первой инстанции указано, что здания, сооружения, организации, расположенные на территории промышленной зоны должны иметь источники противопожарного водоснабжения в силу положений действующего законодательства и во исполнение полномочий органов местного самоуправления предусмотренных п. 10 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.20003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (абз.8 стр. 3 оспариваемого решения).

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в указанной части.

Согласно реестру объектов недвижимого имущества, на территории промзоны, панель А-2 расположены нежилые здания и сооружения, принадлежащие ИП Валиеву Т.М., ИП Евменовой Г.В., АО «Первая башенная Компания» (л.д.50).

Из ситуационной схемы размещения панели А-2 следует, что данная территория расположена в границах населенного пункта г. Ноябрьск (л.д.75).

Следовательно, доводы ответчика о достаточности оборудования территории промзоны, панели А-2 источниками противопожарного водоснабжения в сооружениях, на ней расположенных, не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку орган местного самоуправления должен обеспечивать наличие таких источников на территории населенного пункта.

Также не являются обоснованными доводы о том, что владельцы указанных строений самостоятельно могут обратиться в суд за защитой нарушенного права, поскольку иск подан прокурором в защиту неопределенного круга лиц - то есть тех лиц, которые могут посещать указанную территорию промзоны в рамках повседневной жизнедеятельности.

Не влекут отмену решения суда первой инстанции доводы представителя ответчика, данные в суде апелляционной инстанции о том, что из решения суда неясно, какими конкретно источниками необходимо оборудовать указанную территорию, поскольку данный вопрос может быть разрешен на стадии исполнения решения суда, а также определен в рамках выданного ответчику предписания от ГПН.

Ссылки в решении суда на неактуальные редакции тех или иных нормативных актов не привели к вынесению незаконного решения.

Между тем, заслуживают внимания доводы ответчика относительно срока исполнения решения суда.

По результатам проверки предписанием №100/1/1 от 17.11.2023 ответчику указано о необходимости устранения нарушений требований пожарной безопасности в срок до 03.11.2025 (л.д.48-49).

Поскольку на момент разрешения спора, срок исполнения предписания №100/1/1 от 17.11.2023 не истек, оснований для возложения на Администрацию города Ноябрьска обязанности по оборудованию территории Промзоны г. Ноябрьска по адресу: ЯНАО, г. Ноябрьск, Промзона, панель № А-2 источниками противопожарного водоснабжения ранее указанной даты (до 03.11.2025) у суда первой инстанции не имелось. Прокурором при подаче иска таких оснований для установления 6-ти месячного срока с момента вступления решения суда в законную силу не приведено.

Другие пояснения представителя ответчика в суде апелляционной инстанции повторяют позицию администрации г. Ноябрьска в суде первой инстанции, получили надлежащую оценку при рассмотрении дела.

Иных нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не было установлено.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ноябрьского городского суда от 22.04.2024 изменить в части установления срока исполнения обязанности - до 03.11.2025 года, в остальной части оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:      

Мотивированное определение изготовлено 24.07.2024           

33-2071/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Ноябрьска
Ответчики
Администрация г. Ноябрьск
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
02.07.2024Передача дела судье
23.07.2024Судебное заседание
26.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Передано в экспедицию
23.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее