Дело № 2а-497/2018
Строка № 163а
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Россошь 26 июня 2018 года
Россошанский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Гладько Б.Н.
при секретаре Литвиновой Т.А.,
с участием прокурора /Федорова В.А./ ,
представителя заинтересованного лица /Сакардин А.В./ ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Россошанского межрайпрокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к /Сидоренко Е.В./ о прекращении права на управление транспортными средствами,
установил:
Россошанский межрайпрокурор Воронежской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределённого круга лиц к /Сидоренко Е.В./ о прекращении права на управление транспортными средствами, указывая в обоснование исковых требований на то, что Россошанской межрайпрокуратурой совместно с бюджетным учреждением здравоохранения Воронежской области «Россошанская районная больница», территориальным отделом Россошанского района управления государственного технического надзора по Воронежской области проведена сверка лиц, поставленных на наркологический учет с заболеваниями «наркомания», «алкоголизм».
Согласно выписке территориального отдела Россошанского района управления государственного технического надзора Воронежской области административный ответчик /Сидоренко Е.В./ имеет действующее удостоверение № тракториста - машиниста категории: В, С, D, E, F, выданное ему 07 декабря 2009 года на срок до 07 декабря 2019 года. При этом /Сидоренко Е.В./ состоит с 05.09.2016 г. на диспансерном наблюдении в БУЗ ВО «Россошанская районная больница» с диагнозом <данные изъяты>. Наличие у /Сидоренко Е.В./ права на управление транспортными средствами в настоящее время создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц - может привести к нарушению ответчиком правил дорожного движения, возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Со ссылками на нормы действующего законодательства прокурор просит:
- прекратить действие права на управление транспортными средствами /Сидоренко Е.В./ , имеющего удостоверение тракториста-машиниста № выданное ему 07 декабря 2009 года на право управления транспортными средствами категории B, C, D, E, F и действительное до 07 декабря 2019 года;
- обязать /Сидоренко Е.В./ сдать водительское удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) № выданное ему 07 декабря 2009 года на право управления транспортными средствами категории B, C, D, E, F и действительное до 07 декабря 2019 года, в Территориальный отдел Ростехнадзора по Россошанскому району по адресу: Воронежская область, город Россошь, площадь Ленина, 4 (л.д. 3-4).
Исковые требования поддержала в суде прокурор /Федорова В.А./ , обосновала их аналогично тексту искового заявления, просила требования удовлетворить.
Административный ответчик /Сидоренко Е.В./ надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания судебной повесткой, врученной ему под расписку, в том числе в почтовом уведомлении (л.д. 21, 23), не явился в суд по неизвестным причинам, возражений против иска суду не представил.
В силу требований статьи 150 КАС РФ суд считает необходимым рассмотреть дело без участия представителя административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица БУЗ ВО «Россошанская районная больница» /Сакардин А.В./ в судебном заседании поддержал административный иск прокурора, в предыдущем судебном заседании представил суду справку об установлении диспансерного наблюдения в отношении /Сидоренко Е.В./ и медицинскую карту, из которой судом изготовлены копии отдельных страниц (л.д. 16,17).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования по следующим основаниям.
На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статье 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в городе Вене 08.11.1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 г., водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяет Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно статьям 1 и 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» задачами Закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий. В качестве основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения Закон определяет приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.
На основании статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, целью которого является определение у водителей транспортных средств медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Из положений пункта 1 статьи 25 и пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следует, что право на управление транспортными средствами может быть предоставлено только тем гражданам, которые, в частности не имеют ограничений на управление транспортными средствами.
В соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании» установлены ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377, медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются алкоголизм, наркомания, токсикомания. Водители транспортных средств допускаются к управлению транспортными средствами при наступлении стойкой ремиссии.
Одним из оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В названном выше Перечне указано, что больные наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом допускаются к водительской деятельности при стойкой ремиссии в течение не менее трех лет после специального лечения, при отсутствии деградации личности и соматоневрологических расстройств, вопрос о допуске решается индивидуально при представлении положительного ходатайства с места работы и информации о поведении по месту жительства из органов внутренних дел при наличии стойкой ремиссии в течение длительного времени.
В силу статьи 26 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав при ее оказании» диспансерное наблюдение является одним из видов амбулаторной психиатрической помощи. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим или затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопроса о необходимости диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей - психиатров. Мотивированное решение комиссии оформляется записью в медицинской документации (пункты 1-3 статьи 27 Закона).
В соответствии с пунктами 4-6 статьи 46 Федерального закона от 21 июня 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством, в пункте 7 раздела II которого указаны психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) F10 - F16), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с действующей Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболеваний, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 12 сентября 1988 года № 704, с учетом положений Письма Министерства здравоохранения Российской Федерации от 27 апреля 2015 года № 14-2/2017686, срок стойкой, объективно подтвержденной ремиссии для больных алкоголизмом составляет 3 года. За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. Снятие с учета в связи со стойкой ремиссией (по выздоровлению) производится на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной. Подтверждение наличия стойкой ремиссии возможно только по результатам динамического наблюдения за состоянием больного, которым, по своему содержанию, и является диспансерное наблюдение. Из смысла данных норм следует, что больной может быть снят с диспансерного учета по истечении установленного срока только при соблюдении им определенных условий: выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждений (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии.
Указанные обстоятельства по делу в отношении административного ответчика не установлены.
Из материалов дела следует, что /Сидоренко Е.В./ имеет действующее удостоверение № тракториста - машиниста категории: В, С, D, E, F, выданное ему 07 декабря 2009 года на срок до 07 декабря 2019 года (л.д. 5). При этом /Сидоренко Е.В./ состоит с 05.09.2016 г. на диспансерном наблюдении в БУЗ ВО «Россошанская районная больница» с диагнозом <данные изъяты> (л.д. 8). Из медицинской карты /Сидоренко Е.В./ усматривается, что 05.09.2016 г. диагноз ему подтвержден (л.д. 16-17).
Таким образом, имеющееся у /Сидоренко Е.В./ заболевание при продолжающемся диспансерном наблюдении и отсутствии необходимого срока ремиссии следует расценивать как противопоказание к управлению транспортными средствами (основание для прекращения права на управление транспортными средствами).
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что выявление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами, безусловно, свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для обеспечения охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения и не согласуется с изложенными нормами международного права, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Россошанского межрайпрокурора Воронежской области в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к /Сидоренко Е.В./ о прекращении права на управление транспортными средствами удовлетворить.
Прекратить действие права /Сидоренко Е.В./ на управление тракторами по удостоверению тракториста-машиниста категории: B, C, D, E, F № выданному 07 декабря 2009 года.
Обязать /Сидоренко Е.В./ сдать удостоверение тракториста - машиниста № выданное ему 07 декабря 2009 года, в территориальный отдел Россошанского района управления государственного технического надзора по Воронежской области по адресу: Воронежская область, город Россошь, площадь Ленина, 4.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий
судья Б.Н. Гладько