Решение по делу № 33а-6671/2021 от 11.11.2021

Председательствующий: Никитина Е.В. Дело № 33а-6671/2021

2а-412/2021

55RS0030-01-2021-000595-85

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе

председательствующего Латышенко Н.Ф.,

судей областного суда Харламовой О.А., Шукеновой М.А.,

при секретаре Даниловой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Русско-Полянского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, понуждении к действию,

по апелляционной жалобе административного ответчика администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области на решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 23 сентября 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление.

    Заслушав доклад судьи областного суда Шукеновой М.А., судебная коллегия

установила:

прокурор Русско-Полянского района Омской области обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, понуждении к действию.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки соблюдения административным ответчиком законодательства в сфере безопасности дорожного движения в деятельности администрации сельского поселения установлено бездействие по установке дорожных знаков на территории сельского поселения.

Просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика по установке дорожных знаков в с. Цветочное на ул. Западная 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) в количестве 1 шт., ул. 60 лет Октября 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) в количестве 1 шт., перекрестках ул. Кооперативная и ул. Пионерская 2.5 (движение без остановки запрещено) в количестве 1 шт., 1.34.2 (направление поворота) в количестве 1 шт., ул. Кооперативная и ул. Комсомольская 1.34.2 (направление поворота) в количестве 1 шт., 1.34.1 (направление поворота) в количестве 1 шт., ул. Кооперативная 8.2.1 (зона действия) в количестве 2 шт., ул. Комсомольская 8.2.1 (зона действия) в количестве 2 шт., обязать ответчика установить дорожные знаки с. Цветочное на ул. Западная 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) в количестве 1 шт., ул. 60 лет Октября 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) в количестве 1 шт., перекрестках ул. Кооперативная и ул. Пионерская 2.5 (движение без остановки запрещено) в количестве 1 шт., 1.34.2 (направление поворота) в количестве 1 шт., ул. Кооперативная и ул. Комсомольская 1.34.2 (направление поворота) в количестве 1 шт., 1.34.1 (направление поворота) в количестве 1 шт., ул. Кооперативная 8.2.1 (зона действия) в количестве 2 шт., ул. Комсомольская 8.2.1 (зона действия) в количестве 2 шт.

В судебном заседании административный истец прокурор Русско-Полянского района Омской области Ступник А.А. просил удовлетворить административные исковые требования.

Представитель административного ответчика администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области Соснин А.Ю. в судебном заседании административные исковые требования не признал.

Решением Русско-Полянского районного суда Омской области от 23 сентября 2021 года постановлено:

«Административные исковые требования прокурора Русско-Полянского района Омской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области по установке дорожных знаков на территории Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области.

Обязать администрацию Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить дорожные знаки 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) на улицах Западная, 60 лет Октября, 2.5 (движение без остановки запрещено) на перекрестке улиц Кооперативная и Пионерская, 1.34.1 и 1.34.2 (направление поворота) на перекрестке улиц Кооперативная и Комсомольская, 8.2.1 (зона действия) на улицах Кооперативная, Комсомольская в селе Цветочное Русско-Полянского муниципального района района Омской области.

Обязать администрацию Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области сообщить в суд и прокурору Русско-Полянского района Омской области об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу».

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области Соснин А.Ю. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Ссылаясь на незаконность принятого судом решения указывает, что на момент рассмотрения административного дела, администрацией были приняты меры по приобретению необходимых дорожных знаков, которые впоследствии были частично установлены.

Прокурором Русско-Полянского района Омской области Ступником А.А. поданы возражения на апелляционную жалобу.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, руководствуясь статьями 150, 306, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, 11 июля 2021 года инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Русско-Полянскому району выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог в с. Цветочное Русско-Полянского муниципального района Омской области, именно отсутствие дорожных знаков: на ул. Западная - 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) в количестве 1 шт., ул. 60 лет Октября - 3.4 (движение грузовых автомобилей запрещено) в количестве 1 шт., перекрестках ул. Кооперативная и ул. Пионерская - 2.5 (движение без остановки запрещено) в количестве 1 шт., 1.34.2 (направление поворота) в количестве 1 шт., ул. Кооперативная и ул. Комсомольская - 1.34.2 (направление поворота) в количестве 1 шт., 1.34.1 (направление поворота) в количестве 1 шт., ул. Кооперативная - 8.2.1 (зона действия) в количестве 2 шт., ул. Комсомольская - 8.2.1 (зона действия) в количестве 2 шт. (л.д. 15).

В целях устранения выявленных нарушений должностным лицом административного органа главе администрации Цветочинского сельского поселения выдано предписание от 11 июля 2021 года со сроком исполнения мероприятий 3 (трое) суток (л.д.12-13).

28 июля 2021 года инспектором ДПС ОГИБДД ОМВД России по Русско-Полянскому району вновь осуществлен выход на место и составлен акт выявленных недостатков, в соответствии с которым установлено, что дорожные знаки отсутствуют. Сведений об исполнении предписания не представлено (л.д. 16).

О нарушениях пункта 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (утв. приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 года № 1245-ст, далее ГОСТ Р 50597-2017), допущенных администрацией Цветочинского сельского поселения и их неустранении, 30 августа 2021 года был проинформирован прокурор района главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Русско-Полянскому району (л.д. 9-10).

На основании поступившей вышеуказанной информации прокурор обратился с настоящим административным иском в суд.

Оценив представленные доказательства в порядке статьи 84 КАС РФ и установив, что органом местного самоуправления не устранены нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, районный суд удовлетворил заявленные прокурором требования в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ).

Статьей 3 названного Закона определено, что составной частью дорожной деятельности является содержание автомобильных работ - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения, что дорожные знаки относятся к элементам обустройства автомобильных дорог (пункты 5, 6 и 12).Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Закона № 257-ФЗ).

Пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) предписывает органам местного самоуправления осуществлять мероприятия по организации дорожного движения как комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, в целях повышения его безопасности и пропускной способности.

Согласно пункту 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

В части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ закреплен минимальный гарантированный перечень вопросов местного значения сельского поселения. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В силу части 4 статьи 14 этого же закона только в случае отсутствия указания об отнесении иных вопросов местного значения, предусмотренных частью 1 данной статьи для городских поселений, к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 поименованной статьи они решаются на территориях сельских поселений органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Статьей 2 Закона Омской области от 24 сентября 2015 г. № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» за сельскими поселениями закреплен вопрос местного значения, предусмотренный пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

В подпункте 14 пункта 1 статьи 4 Устава Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, принятого решением Совета Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области от 22 ноября 2005 года №22 (далее – Устав) закреплено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, организации дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Закона № 257-ФЗ.

Исходя из положений статей 34 и 37 Закона № 131-ФЗ, местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по установке дорожных знаков, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

Согласно представленным выпискам из Единого государственного реестра недвижимости спорные объекты недвижимости – автомобильные дороги, принадлежат на праве собственности Цветочинскому сельскому поселению Русско-Полянского муниципального района Омской области, расположены в пределах его территории, что не оспаривалось административным ответчиком (л.д. 60-69).

Из анализа приведенных норм права и представленных доказательств следует, что обязанность по размещению дорожных знаков в соответствии с разработанным проектом и схемой организации дорожного движения на указанных в иске автомобильных дорогах местного значения является обязанностью администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области, предусмотренной действующим законодательством.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение приведенных норм административным ответчиком не приняты меры по проведению мероприятий, направленных на размещение дорожных знаков.

Доводы жалобы о том, что администрацией были приняты меры по приобретению необходимых дорожных знаков, которые впоследствии частично были установлены, судебной коллегией во внимание не принимаются, поскольку достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции представителем административного ответчика предоставлено не было.

При этом судебная коллегия обращает внимание на фактическое отсутствие действий исполнительно-распорядительного органа по размещению дорожных знаков как с момента вынесения соответствующего предписания контролирующего органа, так и до вынесения судом решения.

Установленный судом срок исполнения решения суда судебная коллегия полагает разумным.

Учитывая установленные обстоятельства, выводы суда первой инстанции о наличии у администрации Цветочинского сельского поселения Русско-Полянского муниципального района Омской области обязанности по размещению дорожных знаков и о наличии с ее стороны бездействия, нарушающего права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, основаны на правильном применении норм материального права.

Таким образом, совокупность оснований, предусмотренных положениями статьи 227 КАС РФ, для признания незаконным оспариваемого бездействия, при рассмотрении настоящего административного дела судом установлена.

Несогласие с оценкой установленных по делу обстоятельств не свидетельствует о незаконности постановленного решения.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме обстоятельства имеющие значение для дела, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по настоящему делу не установлено.

Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Русско-Полянского районного суда Омской области от 23 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное определение составлено 2 декабря 2021 года.

33а-6671/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Русско-Полянского района Омской области
Ответчики
Администрация Цветочинского сельского поселения
Суд
Омский областной суд
Судья
Шукенова Майра Амангельдиновна
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
11.11.2021Передача дела судье
01.12.2021Судебное заседание
03.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2021Передано в экспедицию
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее