Решение по делу № 2-3511/2024 от 13.08.2024

дело № 2-3511/2024

УИД 33RS0###-17

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2024 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <...> в интересах Сенчугова Сергея Васильевича к Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <...> в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Сенчугова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарства 380783,50 руб. (с учетом уточнений), компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.

В обоснование иска указано, что проверкой по обращению истца выявлено, что он наблюдается в ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника <...>» с диагнозом «<...>

На основании консилиума врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ Сенчугову С.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом «<...> по 160 мг/сутки.

Однако лекарством он не обеспечен, ввиду отсутствия его в аптечной сети ООО Медилон-Фармимекс.

Опасаясь за жизнь, истец вынужден приобрести препарат за собственные средства в общей сумме 380783,50 рубля.

Отсутствие лечения истца с помощью названного препарата может привести к жизнеугрожающим для него последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом. Бездействием ответчика истцу причинен моральный вред, поскольку он испытывает страх за свои жизнь и здоровье, переживания, ощущение беспомощности.

К участию в деле третьими лицами привлечены ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области", ООО «Медилон-Фармимэкс».

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещались.

С учетом требований ст. 167, 233 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 того же Федерального закона).

Согласно п.5 ч.1 ст.29 Закона об основах охраны здоровья организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.80 Закона об основах охраны здоровья при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В силу ч.15 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Закона об основах охраны здоровья).

Пунктами 10, 14 ч.1 ст.16 Закона об основах охраны здоровья к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Судом установлено, что истец наблюдается в ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника <...>» с диагнозом <...> <...>

На основании консилиума врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ Сенчугову С.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом «<...> по 160 мг/сутки.

Однако лекарством он не обеспечен, ввиду отсутствия его в аптечной сети ООО Медилон-Фармимекс.

Опасаясь за жизнь, истец вынужден приобрести препарат за собственные средства в общей сумме 380783,50 рубля.

Сведений о его наличии в аптечной сети ООО Медилон-Фармимекс суду не представлено.

Сенчугов С.В. вынужден приобрести препарат за собственные средства в сумме 380 7834,50 руб., о чем подтверждают товарные чеки.

Названная сумма подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со статьями 16 и 83 Закона об основах охраны здоровья организация обеспечения граждан лекарственными препаратами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение ###), Министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу раздела 2 Положения ### организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Министерства.

Пунктом 3.16 Положения ### предусмотрено, что Министерство организует в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке.

Таким образом, организация бесплатного лекарственного обеспечения граждан на территории Владимирской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Владимирской области, которое должно принимать предусмотренные для этого законодательством меры.

Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ допустимых доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком должных мер к своевременному обеспечению истца в указанный период жизненно необходимым лекарством в материалы дела не представлено.

Непринятие данных мер противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

На основании изложенного, учитывая, что лечение назначенным лекарственным препаратом носит непрерывный характер, а отсутствие лечения может привести к жизнеугрожающим последствиям, суд приходит к выводу, что непринятие Министерством здравоохранения Владимирской области надлежащих мер по организации обеспечения лекарственным препаратом истца в требуемом количестве, в том числе подчиненными ему учреждениями, нарушает право истца на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, в связи с чем исковые требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истицы вышеуказанным препаратом являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости истца в назначенном лекарственном препарате по жизненным показаниям, с учетом характера заболевания, вынесенное по делу решение в этой части следует обратить к немедленному исполнению в целях сохранения непрерывного курса лечения, предупреждения невосполнимого ущерба и невозможности исполнения судебного акта.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как разъяснено в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной ### распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

В связи с бездействием ответчика и, как следствие данного бездействия, отсутствием необходимого лекарственного препарата для лечения заболевания, истцу очевидно причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свои жизнь и здоровье.

Определяя размер компенсации, суд исходит из конкретных обстоятельствах дела, принимает характер и объем нарушенного права (конституционное право на медицинскую помощь), степень физических и нравственных страданий истца, длительность нарушения, степень вины причинителя вреда, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению мерами социальной поддержки, индивидуальные особенности истца, суд полагает, что заявленный размер компенсации в 10000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного исковые требования прокурора <...> подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <...> удовлетворить в части.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН ### в пользу Сенчугова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ###) денежные средства на приобретение лекарства 380783,50 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд <...> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья М.С.Игнатович

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья М.С.Игнатович

дело № 2-3511/2024

УИД 33RS0###-17

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 ноября 2024 года

Октябрьский районный суд <...> в составе:

председательствующего судьи Игнатовича М.С.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <...> в интересах Сенчугова Сергея Васильевича к Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <...> в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд в интересах Сенчугова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Министерству здравоохранения Владимирской области о взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарства 380783,50 руб. (с учетом уточнений), компенсации морального вреда в размере 20000 рублей.

В обоснование иска указано, что проверкой по обращению истца выявлено, что он наблюдается в ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника <...>» с диагнозом «<...>

На основании консилиума врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ Сенчугову С.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом «<...> по 160 мг/сутки.

Однако лекарством он не обеспечен, ввиду отсутствия его в аптечной сети ООО Медилон-Фармимекс.

Опасаясь за жизнь, истец вынужден приобрести препарат за собственные средства в общей сумме 380783,50 рубля.

Отсутствие лечения истца с помощью названного препарата может привести к жизнеугрожающим для него последствиям, что является нарушением конституционных принципов приоритета и высшей ценности прав и свобод человека, не допускающих ставить жизнь пациента под непосредственную угрозу и зависимость только лишь от управленческих решений уполномоченных на лекарственное обеспечение органов публичной власти, даже в случае формального соответствия действий последних установленных для них регламентов и иных руководящих документов, поскольку иное противоречит социальной природе и гуманитарной основе государства в целом. Бездействием ответчика истцу причинен моральный вред, поскольку он испытывает страх за свои жизнь и здоровье, переживания, ощущение беспомощности.

К участию в деле третьими лицами привлечены ГКУЗ ВО "Центр по осуществлению закупок, товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области", ООО «Медилон-Фармимэкс».

Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом извещались.

С учетом требований ст. 167, 233 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке заочного судопроизводства.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18 Конституции РФ).

В соответствии с ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья) каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ст.37 того же Федерального закона).

Согласно п.5 ч.1 ст.29 Закона об основах охраны здоровья организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.80 Закона об основах охраны здоровья при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан:

- оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

В силу ч.15 ст. 37 Закона об основах охраны здоровья назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст.82 Закона об основах охраны здоровья).

Пунктами 10, 14 ч.1 ст.16 Закона об основах охраны здоровья к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Судом установлено, что истец наблюдается в ГБУЗ ВО «Центральная поликлиника <...>» с диагнозом <...> <...>

На основании консилиума врачей ГБУЗ ВО «Областной клинический онкологический диспансер» от ДД.ММ.ГГГГ Сенчугову С.В. рекомендовано лечение лекарственным препаратом «<...> по 160 мг/сутки.

Однако лекарством он не обеспечен, ввиду отсутствия его в аптечной сети ООО Медилон-Фармимекс.

Опасаясь за жизнь, истец вынужден приобрести препарат за собственные средства в общей сумме 380783,50 рубля.

Сведений о его наличии в аптечной сети ООО Медилон-Фармимекс суду не представлено.

Сенчугов С.В. вынужден приобрести препарат за собственные средства в сумме 380 7834,50 руб., о чем подтверждают товарные чеки.

Названная сумма подлежит взысканию с ответчика.

В соответствии со статьями 16 и 83 Закона об основах охраны здоровья организация обеспечения граждан лекарственными препаратами относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Согласно Положению о Министерстве здравоохранения Владимирской области, утвержденным постановлением Губернатора Владимирской области ### от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Положение ###), Министерство является органом исполнительной власти области, осуществляющим функции по выработке и реализации единой государственной политики на территории Владимирской области, государственному управлению и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

В силу раздела 2 Положения ### организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, организация оказания населению Владимирской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе, высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный Федеральным законом № 323-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ; организация предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Владимирской области и обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесены к полномочиям Министерства.

Пунктом 3.16 Положения ### предусмотрено, что Министерство организует в соответствии с действующим законодательством централизованное приобретение медицинского оборудования, лекарственных препаратов и медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания в пределах выделенных средств областного бюджета, организует их распределение в установленном порядке.

Таким образом, организация бесплатного лекарственного обеспечения граждан на территории Владимирской области относится к компетенции Министерства здравоохранения Владимирской области, которое должно принимать предусмотренные для этого законодательством меры.

Между тем, в нарушение ст. 56 ГПК РФ допустимых доказательств, свидетельствующих о принятии ответчиком должных мер к своевременному обеспечению истца в указанный период жизненно необходимым лекарством в материалы дела не представлено.

Непринятие данных мер противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим соответствующими заболеваниями, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

На основании изложенного, учитывая, что лечение назначенным лекарственным препаратом носит непрерывный характер, а отсутствие лечения может привести к жизнеугрожающим последствиям, суд приходит к выводу, что непринятие Министерством здравоохранения Владимирской области надлежащих мер по организации обеспечения лекарственным препаратом истца в требуемом количестве, в том числе подчиненными ему учреждениями, нарушает право истца на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, в связи с чем исковые требования о возложении на ответчика обязанности по обеспечению истицы вышеуказанным препаратом являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, исходя из установленных фактических обстоятельств, свидетельствующих о нуждаемости истца в назначенном лекарственном препарате по жизненным показаниям, с учетом характера заболевания, вынесенное по делу решение в этой части следует обратить к немедленному исполнению в целях сохранения непрерывного курса лечения, предупреждения невосполнимого ущерба и невозможности исполнения судебного акта.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Как разъяснено в п.2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага. Так, например, судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями (бездействием) органов и лиц, наделенных публичными полномочиями.

Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной ### распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда").

В связи с бездействием ответчика и, как следствие данного бездействия, отсутствием необходимого лекарственного препарата для лечения заболевания, истцу очевидно причинены нравственные страдания, выразившиеся в переживаниях за свои жизнь и здоровье.

Определяя размер компенсации, суд исходит из конкретных обстоятельствах дела, принимает характер и объем нарушенного права (конституционное право на медицинскую помощь), степень физических и нравственных страданий истца, длительность нарушения, степень вины причинителя вреда, не принявшего должных мер по своевременному обеспечению мерами социальной поддержки, индивидуальные особенности истца, суд полагает, что заявленный размер компенсации в 10000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости.

На основании изложенного исковые требования прокурора <...> подлежат удовлетворению в части.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <...> удовлетворить в части.

Взыскать с Министерства здравоохранения Владимирской области (ИНН ### в пользу Сенчугова Сергея Васильевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ###) денежные средства на приобретение лекарства 380783,50 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.

Ответчик вправе подать в Октябрьский районный суд <...> заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии заочного решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Октябрьский районный суд <...> в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий судья М.С.Игнатович

В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья М.С.Игнатович

2-3511/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Владимира
Сенчугов Сергей Васильевич
Ответчики
Министерство здравоохранения Владимирской области
Другие
ООО "Медилон-Фармимекс"
ГБУЗ ВО "Центральная поликлиника г. Владимира"
ГКУЗ ВО «Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области»
Суд
Октябрьский районный суд г. Владимир
Судья
Игнатович М.С.
Дело на сайте суда
oktiabrsky.wld.sudrf.ru
13.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.08.2024Передача материалов судье
16.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2024Подготовка дела (собеседование)
30.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.10.2024Судебное заседание
14.11.2024Судебное заседание
28.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
20.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее