Судья Лёвкин В.Ю. Дело № 33-1668/2016
Докладчик Адушкина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего
судей Адушкиной И.В.
Елиной Т.А.
Ериной Н.П.
при секретаре Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2016 г. в г.Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе Кошелева В.Н. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 марта 2016 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Кошелев В.Н. обратился в суд с иском к Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Ковылкинский» (далее ММО МВД России «Ковылкинский») о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, за неиспользованный отпуск и обязании произвести перерасчет выслуги лет.
В обоснование требований указал, что проходил службу в ММО МВД России «Ковылкинский» в должности оперативного дежурного ПП №10 (по обслуживанию Кадошкинского района), уволен 22 декабря 2015 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При увольнении им поданы рапорт о выплатах денежной компенсации, за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, выходные и нерабочие праздничные дни, за неиспользуемый очередной отпуск за 2015 год. Компенсация за неиспользованный отпуск выплачена частично, остальные денежные компенсации не выплачены.
Просил суд взыскать с ММО МВД России «Ковылкинский» в его пользу денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни в количестве 26 дней; денежную компенсацию в сумме <данные изъяты> рублей за 10 дней неиспользованного отпуска; произвести перерасчет выслуги лет в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», при этом, время прохождения на военной службе по призыву включить в стаж государственной службы (службы в органах внутренних дел) из расчета один день военной службы по призыву за два дня службы в органах внутренних дел.
Определением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 08 февраля 2016 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел по Республике Мордовия (далее по тексту МВД по Республике Мордовия).
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 марта 2016 г. в удовлетворении исковых требований Кошелева В.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Кошелев В.Н. считал решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене, ввиду его несоответствия нормам материального права. Не согласился с выводом суда об отсутствии доказательств его работы в выходные и нерабочие праздничные дни, утверждая, что он привлекался сверхурочно к выполнению служебных обязанностей. Суд не дал оценку имеющимся доказательствам: табелю учета и производственному календарю за 2015 г., в которых указана норма и переработка его служебного времени. Вывод суда о применении срока исковой давности является ошибочным, поскольку о недоплате компенсационных выплат он узнал лишь из расчета при увольнении в декабре 2015 года. Необоснованным является вывод суда об оставлении без удовлетворения требования о выплате компенсации за 10 дней неиспользованного отпуска. Необходимо произвести перерасчет выслуги лет за службу в армии из расчета: один день военной службы по призыву за два дня работы. Просил принять новое решение об удовлетворении его исковых требований.
Начальник ММО МВД России «Ковылкинский» Фролов В.Н. представил возражения, в которых просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца без удовлетворения.
В судебное заседание истец Кошелев В.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежаще, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия, заслушав пояснения представителя ММО МВД России «Ковылкинский» Гусевой Н.В. и представителя МВД по Республике Мордовия Качаевой Т.С. об оставлении решения без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях, приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Кошелев В.Н. в период с 19 апреля 1985 г. по 18 мая 1987 г. проходил срочную службу по призыву, с 21 июня 1996 г. по 22 декабря 2015 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
Служба Кошелева В.Н. осуществлялась на основании приказа МВД России от 12 апреля 2013 г. №200 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России».
Приказом <№> от 22 декабря 2015 г. истец уволен из органов внутренних дел с 22 декабря 2015 г. по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). На день увольнения выслуга лет Кошелева В.Н. в календарном исчислении составила 24 года 01 месяц 00 дней.
Исковые требования о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в выходные и нерабочие праздничные дни, за неиспользованный отпуск и понуждении ответчика произвести перерасчет выслуги лет, предъявлены Кошелевым В.Н. в суд 20 января 2016 г.
Вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований Кошелева В.Н. судебная коллегия находит обоснованным исходя из следующего.
Согласно части 8 статьи 89 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон №342-ФЗ от 30 ноября 2011 г.) в последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку и осуществить с ним окончательный расчет.
Как указано в части 1 статьи 3 названного Закона №342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частью 2 приведенной статьи 3 Закона №342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, отраженными в части 1, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.
В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
В силу статей 152 - 154 Трудового кодекса Российской Федерации работа в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени должна компенсироваться повышенной оплатой.
Согласно пункту 2 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 19 октября 2012 г. №961 «Об утверждении порядка привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха», сотрудники привлекаются к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, на основании правового акта.
В настоящем случае таким правовым актом должен быть приказ ММО России «Ковылкинский», которого в материалах дела не имеется.
Таким образом, судом обоснованно установлено, что Кошелев В.Н., занимая должность оперативного дежурного дежурной части ПП №10 ММО МВД России «Ковылкинский», в период с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, не привлекался в связи с отсутствием служебной необходимости.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции сослался на то, что срок обращения в суд, установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации, истцом пропущен без уважительных причин.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции.
В силу статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске указанных сроков по уважительным причинам, они могут быть восстановлены судом.
Согласно части 4 статьи 72 Закона №342-ФЗ от 30 ноября 2011 г. сотрудник органов внутренних дел для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Из возражений ответчика на исковое заявление Кошелева В.Н. следует, что такое заявление имело место (л.д. 166).
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2004 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 08 декабря 2004 г., указано, что «прохождение службы в органах внутренних дел является реализацией гражданами принадлежащего им права на труд, исходя из чего при рассмотрении дел по искам сотрудников внутренних дел, в том случае, если последние обращаются с требованиями материального характера, подлежит применению статья 392 Трудового кодекса Российской Федерации».
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для обращения в суд с вышеуказанными исковыми требованиями истец не представил.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что о недоплате компенсационных сумм он узнал лишь при увольнении в декабре 2015 года, судебная коллегия не принимает, поскольку ничто не препятствовало истцу получить сведения об оплате его труда. Получая заработную плату в указанные периоды времени без учета денежного вознаграждения за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, Кошелев В.Н. не мог не знать о нарушении своих прав.
Судебной коллегией отклоняется как несостоятельный довод жалобы истца о необоснованном отказе ему в выплате компенсации за 10 дней неиспользованного отпуска.
Из пункта 10 статьи 53 Закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011 г. следует, что порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 57 Закона № 342-Ф3 от 30 ноября 2011г. сотруднику органов внутренних дел ежегодно предоставляется основной отпуск продолжительностью 30 календарных дней. При определении продолжительности основного отпуска выходные и нерабочие праздничные дни (но не более 10 дней), приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются.
В соответствии с пунктом 56 «Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.
Количество дней, за которое в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (п. 58 Порядка).
Как следует из приказа <№> от 22 декабря 2015 г. Кошелеву В.Н. при увольнении выплачена денежная компенсация за неиспользованные отпуска за 2015 год в полном объеме.
Данный факт подтвержден в ходе судебного разбирательства пояснениями свидетеля К.Ю.В., работающей главным бухгалтером в ММО МВД России «Ковылкинский».
В связи с этим, суд правильно отказал истцу в удовлетворении требований о взыскании денежной компенсации на неиспользованный отпуск.
Подлежит отклонению и довод апелляционной жалобы истца о необоснованном отказе в перерасчете выслуги лет за службу в армии.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации», военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В перечне случаев льготного исчисления периодов, входящих в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, приведенном в пункте 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации, военная служба по призыву отсутствует.
Как следует из военного билета на имя Кошелева В.Н., истец начал службу в вооруженных силах по призыву с 19 апреля 1985 г. в звании рядового в В/Ч <№>, демобилизовался из В/Ч <№> 18 мая 1987 г. в звании сержанта.
Доказательств того, что Кошелев В.Н. проходил военную службу в особых условиях, в материалах дела не имеется.
Поскольку военная служба по призыву в качестве солдата, осуществлялась истцом в обычных условиях, основания для льготного исчисления данного периода отсутствуют.
Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Служба в органах внутренних дел является правоохранительной службой, а не военной службой, в связи с чем пункт 3 статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при исчислении выслуги лет истца применению не подлежит.
Статья 38 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ также не предусматривает включение в выслугу лет периода службы по призыву в льготном исчислении.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отказал истцу в требовании произвести перерасчет выслуги лет.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и влекущих отмену решения, по делу не установлено, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 14 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошелева В.Н. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.В. Адушкина
Судьи Т.А. Елина
Н.П. Ерина