Решение по делу № 2-880/2022 от 19.01.2022

Дело № 2-880/2022 КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 марта 2022 года город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Ждановой К.В.,

с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Леушиной Е.М.,

представителя ответчика администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края главы поселения Чекменева С.Н., представившего удостоверение,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ответчику администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края, об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Пермского района Пермского края обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику администрации Фроловского сельского поселения с иском о возложении обязанности по созданию места сбора (накопления) твёрдых коммунальных отходов в деревне Няшино по улице Железнодорожная в срок не позднее 31 декабря 2022 года.

В обоснование предъявленного требования указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе при организации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов. Проверкой установлено, что Постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 27 декабря 2018 № 739 утвержден реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории поселения, которым предусмотрено размещение контейнерной площадки на территории на улице Железнодорожная деревни Няшино Фроловского сельского поселения. Несмотря на это, коммунальная услуга по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на улице Железнодорожная деревни Няшино Фроловского сельского поселения не предоставляется в связи с отсутствием контейнеров. Место сбора твёрдых коммунальных отходов по указанному адресу не обустроено в связи с отсутствием денежных средств в бюджете поселения. Таким образом, в нарушение Федерального закона от 24 июня 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», санитарного законодательства Российской Федерации в указанном населённом пункте отсутствует место (площадка) накопления твёрдых коммунальных отходов, соответственно услуга по вывозу твёрдых коммунальных отходов не оказывается. Непредставление гражданам, проживающим в населенном пункте, услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами влечёт нарушение их прав на благоприятные условия проживания и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью в связи с неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановкой. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неисполнении ответчиком обязанности по организации сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов на территории поселения.

В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Пермского края Леушина Е.М. просила об удовлетворении предъявленных требований на основании доводов, изложенных в иске, пояснив, что отсутствие площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов нарушает права граждан на благоприятную санитарно- эпидемиологическую обстановку.

В судебном заседании представитель ответчика глава Фроловского сельского поселения Чекменев С.Н. не возражал против удовлетворения иска, добровольно признал предъявленное требование, пояснив, что денежные средства на обустройство площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов на улице Железнодорожная деревни Няшино выделены.

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора и представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно- биологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-биологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплён за сельскими поселениями.

На основании пункта 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям сельского поселения.

Аналогичные положения содержатся в Уставе Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, принятом решением Совета депутатов Фроловского сельского поселения от 22 сентября 2005 года № 135 (статья 5).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Устава Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в состав поселения входят территория населённого пункта деревня Няшино.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу статьи 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;, данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года № 309-п утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края.

Согласно пункту 2.1 данного Порядка, потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 3 утверждены Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с пунктом 1.1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – хозяйствующие субъекты).

Из содержания СанПиН 2.1.3684-21 следует:

на территориях городских и сельских поселений (далее – населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3);

расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах – не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах – не менее 15 метров (пункт 4);

выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления (пункт 5).

количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (пункт 6).

В силу части 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Администрация Фроловского сельского поселения является организацией и зарегистрирована в качестве юридического лица, что следует из Устава и общедоступных сведений о юридических лицах, размещённых на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

На основании статьи 38 Устава Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края администрация сельского поселения обладает правами юридического лица и является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций.

В силу статьи 39 Устава Фроловского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края администрация поселения осуществляет следующие полномочия: организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.

Анализируя положения закона и Устава муниципального образования, суд находит, что администрация Фроловского сельского поселения имеет обязанность по осуществлению полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами посредством создания и содержания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, в том числе обязанность по определению схем размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Постановлением администрации Фроловского сельского поселения от 27 декабря 2019 года № 739 (в редакции постановления от 12 ноября 2021 года № 423) утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Фроловского сельского поселения (л.д.21-31).

Согласно указанному реестру в деревне Няшино Фроловского сельского поселения на улице Железнодорожная должна располагаться площадка (место) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Из сообщений администрации Фроловского сельского поселения следует, что в деревне Няшино Фроловского сельского поселения на улице Железнодорожная место накопления твёрдых коммунальных отходов не организовано (не обустроено) в связи с трудной финансово – экономической ситуацией (отсутствием денежных средств в бюджете поселения); работы по обустройству места накопления отходов запланированы на 2022 год при наличии денежных средств (л.д.11-13, 16, 20).

Из соглашения от 18 января 2022 года № 13 следует, что из бюджета Пермского муниципального района Пермского края администрации Фроловского сельского поселения в 2022 году выделяется субсидия для софинансирования обустройства площадок накопления твёрдых коммунальных расходов, в том числе площадки в деревне Няшино.

В судебном заседании представитель ответчика глава поселения Чекменев С.Н. добровольно признал исковые требования, подал об этом письменное заявление, пояснив, что денежные средства на обустройство мест накопления твёрдых коммунальных отходов будут выделены, за их счёт будет обустроена соответствующая площадка.

Заявление о признании иска приобщено к материалам дела.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании частей 1 и 2 статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если, признание иска выражено в адресованном суду заявлении в письменной форме, это заявление приобщается к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.

Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку представитель ответчика уполномочен действовать от имени администрации поселения; реализация процессуального права на признание иска не противоречит закону и не нарушает прав истца, ответчика и других лиц, так как ответчик не представил доказательства надлежащего исполнения обязанности по созданию места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Учитывая изложенное, суд полагает, что ответчик не принял надлежащих мер при выполнении установленных законом полномочий по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твёрдых коммунальных отходов на территории соответствующих населенных пунктов поселения, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

При таком положении суд считает, что на ответчика администрацию Форловского сельского поселения следует возложить обязанность по созданию и обустройству на территории деревни Няшино на улице Железнодорожная места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

    Суд считает, что в срок до 31 декабря 2022 года, в течение которого ответчик должен обязанность по созданию и обустройству на территории населённого пункта места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения указанной обязанности.

Руководствуясь статьями 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края обязанность по созданию и обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на ул. Железнодорожная д. Няшино Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года № 309-п, СанПиН 2.1.3684-21, в срок до 31 декабря 2022 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 21 марта 2022года.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

Копия верна:

Судья Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-880/2022

Пермского районного суда Пермского края.

УИД: 59RS0008-01-2022-000197-33

2-880/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
заместителя прокурора Пермского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Фроловского сельского поселения
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Гладких Надежда Васильевна
Дело на странице суда
permsk.perm.sudrf.ru
19.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2022Передача материалов судье
26.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее