Решение по делу № 2а-3559/2016 от 01.07.2016

Дело № 2а-3559/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

        11 октября 2016 года                                                                                        г. Симферополь

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:

Председательствующего, судьи – Федоренко Э.Р.,

при секретаре – ФИО2,

с участием прокурора – ФИО3,

представителя административного ответчика – ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителя заинтересованного лица – ФИО5, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации <адрес> о признании недействительным постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», заинтересованные лица – Министерство промышленной политики Республики Крым, Управление архитектуры и градостроительства Администрации <адрес> Республики Крым,

                                                            У с т а н о в и л:

Заместитель прокурора <адрес> ФИО6 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес>, уточнив в ходе рассмотрения дела свои требования, просил признать незаконными действия Администрации <адрес> по определению способа расчета расстояния границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым МБУ ДО «Городской подростковый молодежный центр»: Клуб «Старт» по адресу: <адрес>; Клуб «Романтик-2» по адресу: <адрес> ул. <адрес>, 17; Клуб «Олимпия» по адресу: <адрес>; Клуб «Юность» по адресу: <адрес>; Клуб «Юность» по адресу: <адрес>; Клуб «Товарищ» по адресу: <адрес>; Клуб «Товарищ» по адресу: <адрес>; Клуб «Старт» по адресу: <адрес>; Клуб «Романтик» по адресу: <адрес>; Клуб «Романтик» по адресу: <адрес>; Клуб «Романтик» по адресу: <адрес>; Клуб «Ритм» по адресу: <адрес>; Клуб «Орион» по адресу: <адрес>; Клуб «Ориентир» по адресу: <адрес>; Клуб «Факел» по адресу: <адрес>; Клуб «Старт» по адресу: <адрес>; Клуб «Старт» по адресу: <адрес>; Клуб «Старт» по адресу: <адрес>; Клуб «Искатель» по адресу: <адрес>; Клуб «Старт» по адресу: <адрес>; 1.21. Клуб «Алые паруса» по адресу: <адрес>; Клуб «Алые паруса» по адресу: <адрес>; Клуб «Искатель» по адресу: <адрес>; Клуб «Орион» по адресу: <адрес>; Клуб «Орион», по адресу: <адрес>, в соответствии с приложением 1-25 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ . Исковые требования мотивированы тем, что решением 12 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок определения границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым. В соответствии с п. 5 приложения 1 к решению 12-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ способ расчета расстояния от организации и (или объектов), указанных в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка, до границ прилегающих территорий определяется Симферопольским городским советом. Согласно приложению 2 к решению 12-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от объектов до границ прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции определяется по наикратчайшему пути пешеходного следования. Прокурорской проверкой установлено, что администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «Об утверждении схем границ прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым», которым утверждены 25 схем определения расстояний до территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, согласно которому способ расчета расстояния определяется путем нанесения на схему радиуса от входа в объект. Таким образом, действия Администрации <адрес> по установлению не являющегося кратчайшим путем пешеходного следования способа расчета расстояния при утверждении постановлением от ДД.ММ.ГГГГ 25 схем определения расстояний до территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, являются незаконными, а именно осуществленными в нарушение предусмотренных федеральным законодательством полномочий органа местного самоуправления по определению вышеназванных схем.

В судебном заседании прокурор заявленные требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, настаивал на их удовлетворении, а также просил признать уважительной причину пропуска срока обращения в суд и восстановить его, учитывая, что прокуратурой города ДД.ММ.ГГГГ за в адрес Главы администрации <адрес> был принесен протест на оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ. Однако внесенный протест рассмотрен по существу администрацией <адрес> с нарушением 10 дневного срока, предусмотренного ч.2 ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» только ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска, полагая, что действия органа, осуществляющего функции публичных правоотношений могут быть признаны судом незаконными при условии, что данные действия прямо противоречат закону. Однако, прокурор не указал норму закона, в противоречии с которой Администрацией города было допущено нарушение при издании постановления от ДД.ММ.ГГГГ . Органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и при оказании услуг общепита. При расчете расстояния от объектов, не имеющих обособленную территорию, до границ прилегающих территорий применяется минимальное значение расстояния от организаций и (или) объектов, на прилегающих территориях которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, установленного решением Симферопольского городского Совета. Расстояние от объектов до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции определяется по наикратчайшему пути пешеходного следования.

Представитель заинтересованного лица Министерства промышленной политики Республики Крым поддержал исковые требования прокурора и пояснил, что в схеме границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должна быть отмечена организация или объект, указанный в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также зона, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Однако Администрацией города при принятии оспариваемого постановления применен способ расчета расстояния путем нанесения на схему радиуса от входа в объект. Установленные схемы не соответствуют требованиям закона и подлежат приведению в соответствие с законодательством РФ.

Выслушав участников судебного разбирательства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о следующем.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура осуществляет: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

В рамках осуществления надзора за деятельностью органов местного самоуправления в деятельности администрации <адрес> выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» при установлении запретов на розничную продажу алкогольной продукции детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта и на прилегающих к ним территориях.

В силу п. 15 4.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания

К компетенции администрации <адрес> согласно п. 12,14 ст. 49 Устава отнесено выполнение вышеуказанных полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Правила устанавливают порядок определения органами местного самоуправления границ мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.

В силу п.2 Правил, розничная продажа алкогольной продукции допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным медицинским организациям и объектам спорта, к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, к объектам военного значения.

Согласно п.7, 8 постановления Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления. Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.

Орган местного самоуправления не позднее 1 месяца со дня принятия решения об определении границ прилегающих территорий направляет информацию о принятых решениях в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий лицензирование розничной продажи алкогольной продукции.

В соответствии с разъяснением Департамента государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в схеме границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, должна быть отмечена организация или объект, указанный в пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , а также зона, на которой не допускается розничная продажа алкогольной продукции. Схема должна быть соотнесена с местностью (на ней необходимо указывать наименования улиц и номера домов, примыкающих к организации/объекту). Под способом расчета расстояния имеется в виду, каким образом осуществляется замер определенного метража (по прямой линии или по пешеходной зоне) (л.д.57-60).

Решением 12 сессии 1 созыва Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок определения границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

В соответствии с п. 5 приложения 1 к решению 12-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ способ расчета расстояния от организации и (или объектов), указанных в пункте 2 раздела 1 настоящего порядка, до границ прилегающих территорий определяется Симферопольским городским советом.

Согласно приложения 2 к решению 12-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ расстояние от объектов до границ прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции определяется по наикратчайшему пути пешеходного следования.

Прокурорской проверкой установлено, что администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято постановление «Об утверждении схем границ прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым»

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ утверждены 25 схем определения расстояний до территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

Однако, администрацией <адрес> при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем границ прилегающих территорий на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым» применяется способ расчета расстояния путем нанесения на схему радиуса от входа в объект.

Продажа алкогольной продукции на территориях, указанных в п. 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 171-ФЗ, является грубым нарушением требований закона и влечет за собой право на аннулирование выданных лицензий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям что влечет нанесение ущерба в виде затрат на получение новой лицензии, а также нарушение прав неопределенного круга лиц, обучающихся в образовательных учреждениях, на защиту от негативного воздействия пагубного влияния алкоголя и другой спиртосодержащей продукции, вовлечение из в употребление спиртных напитков, привитие иных негативных привычек.

Таким образом, способ расчета расстояния при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ определен с искажением измерения, не являющегося кратчайшим путем пешеходного следования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что действия Администрации <адрес> по установлению не являющегося кратчайшим путем пешеходного следования способа расчета расстояния при утверждении постановлением от ДД.ММ.ГГГГ 25 схем определения расстояний до территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, являются незаконными, а именно осуществленными в нарушение предусмотренных федеральным законодательством полномочий органа местного самоуправления по определению вышеназванных схем.

В силу ч.9 ст.227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

При таких обстоятельствах, признав незаконными действия административного ответчика, суд обязывает его устранить допущенное нарушение, об исполнении судебного решения сообщить истцу и в суд в установленный судом срок.

С учетом установленных обстоятельств о том, что прокурором города ДД.ММ.ГГГГ в адрес Главы администрации <адрес> был принесен протест на вышеуказанное Постановление от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-10), который рассмотрен по существу администрацией <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), суд полагает необходимым признать причины пропуска срока на обращение в суд с настоящим исковым заявлением уважительными, вследствие чего восстановить истцу указанный срок.

Руководствуясь статьями 1, 3, 6, 15, 16, 59-62, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Восстановить заместителю прокурора <адрес> срок обращения в суд с настоящим административным иском.

Административное исковое заявление заместителя прокурора <адрес> – удовлетворить.

Признать незаконными действия Администрации <адрес> по определению способа расчета расстояния границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, в соответствии с приложениями 1-25 к постановлению Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым».

Обязать Администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения путем утверждения схем границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, способом расчета расстояния от объектов и организаций, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции в соответствии с приложением 2 к решению 12-й сессии Симферопольского городского совета 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ , по наикратчайшему пути пешеходного следования, а также с указанием наименования улиц и номеров домов, примыкающих к организации/оъекту, в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, о чем в указанный срок сообщить об исполнении судебного решения истцу и в суд, в соответствии с положениями ч.9 ст.227 КАС РФ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.

           Судья                                                                                                        Федоренко Э.Р.

2а-3559/2016

Категория:
Гражданские
Другие
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Симферополя Республики Крым
Министерство промышленной политики РК
Суд
Центральный районный суд г. Симферополь
Дело на сайте суда
centr-simph.krm.sudrf.ru
01.07.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.07.2016[Адм.] Передача материалов судье
04.07.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.07.2016[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
26.07.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.09.2016[Адм.] Судебное заседание
11.10.2016[Адм.] Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее