Дело № 2 –2212/2020
11RS0005-01-2020-002879-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе: судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Семененко Н.Л.,
с участием истца Семяшкина Р.В., представителя ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (Межрайонное) Зеленцова Д.В., представителя ответчика АО «Транснефть-Север» Сотничука А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 21 августа 2020 года гражданское дело по иску Семяшкина Р.В. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (Межрайонному), АО «Транснефть-Север» о включении периодов работы с тяжелыми условиями труда, внесении изменений в сведения индивидуального (персонифицированного) учета,
у с т а н о в и л:
Семяшкин Р.В. с учетом уточнения исковых требований обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (межрайонное) (далее по тексту - ГУ УПФР в г. Ухте Республики Коми) об обязании включить в стаж работы, связанный с вредными условиями труда, периоды работы с 28.12.2001 года по 31.12.2001 года, с 31.01.2002 года по 10.03.2002 года, с 13.07.2002 года по 17.11.2002 года, с 19.12.2002 года по 31.12.2002 года, с 26.06.2003 года по 30.11.2003 года, с 28.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 06.03.2004 года по 04.04.2004 года в качестве <...> г., с 30.08.2004 года по 03.10.2004 года, с 29.11.2004 года по 31.12.2004 года, с 09.12.2005 года по 31.12.2005 года, с 28.07.2006 года по 31.12.2006 года, с 16.09.2007 года по 31.08.2011 года в качестве <...> г., с 01.09.2011 года по 22.12.2014 года в качестве <...> г., назначении досрочной страховой и трудовой пенсии по старости с <...> г. года. В обоснование требований указал, что <...> г. года обратился к ответчику за установлением досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях», однако получил отказ, мотивированный тем, что истцом не выработан требуемый стаж работы, связанной с вредными условиями труда. При этом ответчиком не включены в подсчет стажа вышеуказанные периоды работы. Ответчиком определен следующий стаж работы истца: страховой стаж – <...> г., стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – <...> г., стаж работы в районах Крайнего Севера – <...> г., стаж работы с вредными условиями труда – <...> г., с чем истец не согласен.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 11.06.2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО «Транснефть – Север».
В дальнейшем, истцом исковые требования были увеличены, истец так же просил обязать АО «Транснефть – Север» передать в ГУ УПФР в г. Ухте Республики Коми индивидуальные сведения с кодировкой «особые условия» в отношении истца за спорные периоды.
Определением Ухтинского городского суда Республики Коми от 24.07.2020 года АО «Транснефть – Север» привлечено в качестве соответчика.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования.
Представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми Зеленцов Д.В., действующий на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласился, так как в индивидуальных сведениях персонифицированного учета истца работодатель не указал код «особые условия труда», в связи с чем у ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми отсутствуют основания для включения данных периодов в льготный стаж истца.
Представитель ответчика АО «Транснефть-Север» Сотничук А.П. с исковыми требованиями не согласился, указав, что необходимость внесения работодателем изменений в индивидуальные сведения персонифицированного учета истца за спорные периоды отсутствует, ГУ-УПФР в городе Ухте Республики Коми полномочно включить спорные периоды в стаж работы истца во вредных условиях труда и без возложения на АО «Транснефть-Север» указанной обязанности, в связи с чем АО «Транснефть-Север» является ненадлежащим ответчиком по гражданскому делу. В целом характер работы истца в спорные периоды во вредных условиях труда не оспаривал.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, <...> г. года истец обратился в ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно в связи с работой с вредными условиями труда в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ «О страховых пенсиях»).
Решением ГУ-УПФР в г. Ухте Республики Коми от <...> г. года № <...> г. истцу отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа работы с вредными условиями труда. Согласно материалам отказного дела, на момент обращения за пенсией истец имел следующий стаж работы: страховой стаж – <...> г., стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – <...> г., стаж работы в районах Крайнего Севера – <...> г., стаж работы с вредными условиями труда – <...> г..
По мнению истца, ответчиком необоснованно исключены из специального стажа периоды его работы периоды работы с 28.12.2001 года по 31.12.2001 года, с 31.01.2002 года по 10.03.2002 года, с 13.07.2002 года по 17.11.2002 года, с 19.12.2002 года по 31.12.2002 года, с 26.06.2003 года по 30.11.2003 года, с 28.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 06.03.2004 года по 04.04.2004 года в качестве <...> г., с 30.08.2004 года по 03.10.2004 года, с 29.11.2004 года по 31.12.2004 года, с 09.12.2005 года по 31.12.2005 года, с 28.07.2006 года по 31.12.2006 года, с 16.09.2007 года по 31.08.2011 года в качестве <...> г., с 01.09.2011 года по 22.12.2014 года в качестве <...> г.. Из данных о стаже истца следует, что указанные периоды работы включены в подсчет трудового и страхового стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
На основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. В соответствии с п.п.1 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 (пп. «б» п. 1) установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяются «Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях», утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 года.
В соответствии со Списком № 1 Производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, анна работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, право в разделе XXII включены «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» предусмотрена позиция 12205000-1754а «работники, постоянно и непосредственно занятые на переносных установках радиоизотопной дефектоскопии (гамма-дефектоскопии) на просвечивании материалов и изделий в промышленности и строительстве».
Позицией 12205000-1754б раздела XXII «Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами» Списка № 1, также предусмотрены работники, постоянно и непосредственно занятые на рентгеновских установках в промышленности, а также их регулировкой и наладкой.
Как усматривается из трудовой книжки истца, Семяшкин Р.В. с <...> г. года и по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» (решением акционера от 30.09.2014 года № 8 ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» переименовано в АО «Транснефть – Север») работая по следующим специальностям: с 25.12.2001 года по 31.05.2004 года в качестве <...> г.; с 01.06.2004 года по 31.08.2011 года в качестве <...> г., с 02.09.2011 года по настоящее время в качестве в качестве <...> г..
Таким образом, записи в трудовой книжке о работе в АО «Транснефть – Север» в совокупности с другими доказательствами, в том числе производственной инструкцией <...> г., утвержденной начальником РНУ АО «Транснефть – Север», картой аттестации рабочего места по условиям труда <...> г. от <...> г. года № <...> г., приказами и ОАО «Северные магистральные нефтепроводы» от <...> г. года № <...> г., от <...> г. года № <...> г., приказом АО «Транснефть - Север» от <...> г. года № <...> г., о допуске истца с источниками ионизирующего излучения, дозиметрической картой истца, копией журнала учета времени на работах, связанных с источниками ионизирующий излучений, просвечивание сварных соединений, подтверждают характер выполняемой истцом работы в качестве <...> г. в спорные периоды.
При этом работодателем АО «Транснефть - Север» не оспаривается, что работа в вышеуказанных должностях в спорные периоды времени осуществлялась постоянно в особых условиях труда «вредное производство», в течение полного рабочего дня.
С учетом спорных периодов стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии со Списком № 1 раздела XXII п. 5 составляет <...> г. и право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости на момент обращения в ГУ УПФР в г. Ухте Республики Коми, то есть <...> г. года, определяется.
Учитывая приведенные выше нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу, чторабота истца в должности <...> г. (АО «Транснефть – Север») в спорные периоды подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку в указанный период работа истца проходила в во вредных условиях, предусмотренных названным Списком.
Не оспаривается сторонами, что в системе обязательного пенсионного страхования в спорные периоды истец был зарегистрирован.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды представлены работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации без указанием кода льготных условий.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31.03.2011 № 258н.
Из статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в случае, если класс условий труда на рабочем месте по данной работе соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда), за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Не оспаривается сторонами, что в спорные периоды истец был зарегистрирован в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в связи с чем исковые требования к работодателю, АО «Транснефть - Север», обоснованы и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Семяшкина Р.В. удовлетворить.
Обязать АО «Транснефть - Север» внести изменения в сведения индивидуального персонифицированного учета на Семяшкина Р.В. предоставленные раннее в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное), указав код «особые условия» за период работы с 28.12.2001 года по 31.12.2001 года, с 31.01.2002 года по 10.03.2002 года, с 13.07.2002 года по 17.11.2002 года, с 19.12.2002 года по 31.12.2002 года, с 26.06.2003 года по 30.11.2003 года, с 28.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 06.03.2004 года по 04.04.2004 года, с 30.08.2004 года по 03.10.2004 года, с 29.11.2004 года по 31.12.2004 года, с 09.12.2005 года по 31.12.2005 года, с 28.07.2006 года по 31.12.2006 года, с 16.09.2007 года по 22.12.2014 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда Семяшкина Р.В., необходимый для назначения страховой пенсии по старости досрочно, периоды работы с 28.12.2001 года по 31.12.2001 года, с 31.01.2002 года по 10.03.2002 года, с 13.07.2002 года по 17.11.200 года, с 19.12.2002 года по 31.12.2002 года, с 26.06.2003 года по 30.11.2003 года, с 28.12.2003 года по 31.12.2003 года, с 06.03.2004 года по 04.04.2004 года, с 30.08.2004 года по 03.10.2004 года, с 29.11.2004 года по 31.12.2004 года, с 09.12.2005 года по 31.12.2005 года, с 28.07.2006 года по 31.12.2006 года, с 16.09.2007 года по 22.12.2014 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) назначить Семяшкину Р.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <...> г. года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме составлено 28.08.2020 года.
Судья Л.И. Романюк