РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 апреля 2022 года г.Красноярск
Октябрьский районный суд г.Красноярска
в составе:
председательствующего Кирсановой Т.Б.,
при секретаре Моисеенко С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А2, действующей в своих интересах и интересах малолетнего А3, к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, -
У С Т А Н О В И Л:
Петричиц А.А., действующая в своих интересах и интересах малолетнего Петричица С.Д., обратилась в суд с иском к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что 24 декабря 2017 года Петричиц Д.И. заключил кредитный договор с ПАО «Почта Банк» для покупки мобильного телефона, при этом он выразил свое согласие на подключение к программе страховой защиты, подписав заявление на оказание услуги. Никаких документов он не получал, с условиями договора страхования, не указанными в заявлении, ознакомлен не был. Срок участия в программе страхования определен с 24 декабря 2017года по 24 декабря 2019 года, страховым риском предусмотрены «Смерть» и «Инвалидность 1 группы». 19 октября 2018 года, в период действия договора страхования, А6 умер в результате болезни, в связи с чем 22 ноября 2018 года она обратилась с заявлением к ответчику о наступлении страхового случая. 31 июля 2019 года от ответчика поступил ответ об отказе в страховой выплате, поскольку страховым риском, согласно договора страхования, является «Смерть в результате несчастного случая». С отказом она не согласна, т.к. при подписании заявления Петричиц Д.И. был ознакомлен только с условиями, содержащимся в заявлении, соответственно, он не знал, что смерть в результате болезни не является страховым случаем. Ответчиком были нарушены права Петричица Д.И., т.к. не была предоставлена полная и достоверная информация об условиях договора страхования, в связи с чем просит взыскать страховую выплату в размере 104884 рубля, неустойку за нарушение срока добровольного исполнения требований потребителя за период с 3 декабря 2018 года по 29 марта 2021 года в сумме 104884 рубля, компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей штраф.
В судебном заседании представитель истца Кучкин М.Г., действующий на основании доверенности от 4 июня 2021 года, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Кунту М.В., действующая на основании доверенностей от 8 ноября 2021 года, от 25 ноября 2021 года, исковые требования не признала.
Представитель третьего лица ПАО «Почта Банк» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему:
В силу ст. 307, 309, 310 ГК РФ обязательства возникают из договоров, должны исполняться надлежащим образом и односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
По правилам ч. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно ч. 1 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая). Право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 00.00.0000 года У «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В силу ч.2 ст. 942 ГК РФ при заключении договора личного страхования между страхователем и страховщиком должно быть достигнуто соглашение: о застрахованном лице; о характере события, на случай наступления которого в жизни застрахованного лица осуществляется страхование (страхового случая); о размере страховой суммы; о сроке действия договора.
Положениями ч, ч. 2 ст. 943 ГК РФ предусмотрено, что условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования); условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре.
Согласно п.2 ст. 9 Закона РФ от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 24 декабря 2017 года между Петричиц Д.И. и ПАО «Почта Банк» был заключен договор потребительского кредита на сумму 63266, 24 рубля сроком по 24 декабря 2019 года под 7, 11 % годовых, с целью приобретения мобильного телефона, что подтверждается заявлением о предоставлении потребительского кредита по программе «Покупки в кредит» от 24 декабря 2017 года, Согласием Заемщика от 24 декабря 2017 года, заявлением об открытии сберегательного счета и предоставлении потребительского кредита от 24 декабря 2017 года.
При заключении кредитного договора, истцом 24 декабря 2017 года подписано заявление на оказание услуги «Подключение к программе страховой защиты», в соответствии с которым он просил оказать ему услугу «Подключение к программе страховой защиты» с даты подписания настоящего заявления, выразил согласие на включение его в перечень застрахованных лиц по Договору коллективного страхования, заключенного между банком и ООО СК «ВТБ Страхование», по программе «Оптимум», сроком с 24 декабря 2017 года по 24 декабря 2019 года, размер страховой выплаты (если соответствующий риск предусмотрен условиями программы страховой защиты) по рискам «Смерть» и «Инвалидность 1 группы» составляет 104884 рубля, сумма комиссии за оказание услуги - 10824, 24 рубля.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2012 года между ответчиком и КАБ «Бежица-Банк», правопреемниками которого являлось ПАО «Лето Банк», правопреемником которого, в свою очередь, является ПАО «Почта Банк», был заключен Договор коллективного страхования заемщиков от несчастных случаев и болезней СТ 77-12/001, с учетом дополнительного соглашения № 13 от 20 февраля 2017 года, на основании Правил общего добровольного страхования от несчастных случаев и болезней от 25 апреля 2016 года.
В соответствии с указанным договором, Правилами общего добровольного страхования от несчастных случаев и болезней, являющимися приложением № 1 к договору страхованию, застрахованными лицами являются физические лица – заемщики по кредитам, предоставляемым страхователем, выразившие свое согласие на страхование в соответствии с заявлением на участие в программе коллективного страхования и включенные в Бордеро, представленное Страхователем Страховщику по форме, согласно приложению № 2 к договору;
страховым риском является событие, на случай наступления которого заключается договор страхования, обладающее признаками вероятности и случайности.;
несчастный случай – фактически произошедшее, внезапное, непредвиденное событие, являющееся результатом внешнего, внезапного, насильственного воздействия, включая произошедшее по истечении двух дет с даты начала действия договора страхования, самоубийство (покушение на самоубийство), в ом числе, когда застрахованный был доведен до такого состояния противоправными действиями третьих лиц, произошедшее в период действия договора страхования, вследствие которого наступило расстройство здоровья застрахованного, приведшее ко временной или постоянной утрате трудоспособности или к его смерти;
болезнь- установленный медицинским учреждением диагноз на основании определения существа и особенностей отклонения состояния здоровья застрахованного от нормального после проведения его всестороннего исследования, впервые диагностированный врачом после вступления договора страхования в силу;
смерть- необратимое прекращение, остановка жизнедеятельности организма.
Вышеприведенным договором страхования предусмотрено пять программ: «Оптима», «Лайт», «Забота», Забота Плюс», «Макси».
Как следует из Программы страхования «Оптимум», являющейся приложением № 7 к договору коллективного страхования, страховыми случаями являются: смерть застрахованного в результате несчастного случая и постоянная утрата трудоспособности застрахованным с установлением инвалидности первой группы в результате несчастного случая впервые после вступления договора страхования в силу.
В судебном заседании установлено, что А6 00.00.0000 года умер, причиной смерти явилась механическая желтуха, рак желудка с инвазивным ростом в головку поджелудочной железы, что подтверждается свидетельством о смерти от 00.00.0000 года, справкой о смерти № С-00597 от 26 октября 2018 года.
После смерти Петричица Д.И., его супруга – Петричиц А.А. 22 ноября 2018 года обратилась к ответчику с заявлением о наступлении события и выплате страхового обеспечения.
Письмом страховой компании от 31 июля 2019 года, истцу было отказано в выплате страхового обеспечения, в связи с тем, что смерть застрахованного наступила в результате болезни, а в соответствии с п.4.2.1 Особых условий по страховому продукту «Единовременный взнос» к Договору страхования «Полис единовременный взнос», Программа «Оптимум», риск «Смерть» застрахованного предусмотрена в результате несчастного случая.
Разрешая исковые требования, исходя из того, что Петричиц Д.И., на основании его личного заявления, был присоединен к договору коллективного страхования, заключенного между банком и страховой компанией, на определенных и согласованных сторонами договора условиях, по выбранной им программе «Оптима», которая не предусматривает риска «Смерть от болезни», суд не усматривает законных оснований для удовлетворения исковых требований. При этом суд принимает во внимание, что Программы страхования «Лайт», «Забота», Забота Плюс», «Макси» так же не предусматривают в качестве страхового случая «смерть застрахованного в результате болезни».
Доводы представителя истца о том, что в заявлении на подключение к программе страховой защиты, подписанном Петричицем Д.И., в качестве страховых рисков указаны «Смерть» и «Инвалидность 1 группы» без каких-либо исключений, суд находит несостоятельными, поскольку указание на данные риски содержится в графе «Размер страховой выплаты» по рискам «Смерть» и «Инвалидность 1 группы», при этом указано «если соответствующий риск предусмотрен условиями программы страховой защиты», соответственно, исходя из буквального толкования содержания заявления следует, что страховые риски, по которым осуществлено страхование, закреплены в выбранной Петричицем Д.И. программе «Оптимум», т.е. «Смерть или инвалидность 1 группы от несчастного случая».
Доводы представителя истца о том, что Петричиц Д.И. не был при заключении договора страхования ознакомлен с программой и условиями страхования, суд не принимает во внимание, поскольку стороной истца не представлено доказательств в подтверждение этих доводов, при этом учитывает, что застрахованное лицо имело возможность ознакомиться с программой страхования, обратившись в банк, страховую компанию либо посредством получения информации в сети общего доступа «Интернет», где данная информация размещена по настоящее время. Так же суд учитывает, что в материалах дела отсутствуют сведения о том, что Петричиц Д.И. при жизни заявлял о непредоставлении ему информации при заключении договора либо о расторжении договора страхования по данным основаниям.
Не установив нарушения ответчиком прав истца в части отказа в выплате страхового обеспечения, суд полагает, что оснований для удовлетворения производных требований - о взыскании неустойки и компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований иску А2, действующей в своих интересах и интересах малолетнего А3, к ООО СК «ВТБ Страхование» о взыскании страхового возмещения, неустойки, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Октябрьский районный суд г. Красноярска.
Подписано председательствующим 20 мая 2022 года
Копия верна
Судья