Решение по делу № 33а-7109/2020 от 17.07.2020

Судья Казаков М.В.

N 33а-7109/2020, 2а-882/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:

Председательствующего судьи Поповой Н.В.,

судей Овчинниковой Н.А., Никитиной Т.А.,

при секретаре Греховой Е.В.,

рассмотрела 12 августа 2020 года в г. Перми в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации ЗАТО Звездный на решение Пермского районного суда Пермского края от 04 июня 2020 г., которым постановлено:

Административное исковое заявление Нигматуллина Руслана Габдулловича – удовлетворить.

Признать решение администрации ЗАТО Звездный об отказе в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности от 18.12.2019 незаконным.

Возложить на администрацию ЗАТО Звездный обязанность повторно рассмотреть заявление Нигматуллина Руслана Габдулловича о выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства по адресу: **** требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Овчинниковой Н.А., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Нигматуллин Р.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации ЗАТО Звездный о признании решения от 18.12.2019 незаконным, возложении обязанности выдать уведомление о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В обоснование заявленных требований указано, что истцом направлено уведомление об окончании строительства индивидуального жилого дома по адресу: **** с приложением всех необходимых документов. Строительство осуществлялось на основании действующего разрешения на строительство, выданного 01.11.2013. В период строительства на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 данный земельный участок с кадастровым номером **3914 вошел в «зону с особыми условиями использования территории» (далее - ЗОУИТ). Вместе с тем, в данном случае разрешение на строительство получено до установления ЗОУИТ, следовательно, независимо от ограничений использования участка, допускается использование данного земельного участка для строительства и использование построенного индивидуального жилого дома в соответствии с его назначением.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе администрация ЗАТО Звездный, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции. Поскольку земельный участок **3914 расположен в запретной зоне военного объекта Пермского лесничества Минобороны России, в зоне с особыми условиями использования территории, истцу необходимо получить разрешение Министерства обороны Российской Федерации на размещение объекта капитального строительства в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405.

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика (Администрация ЗАТО Звездный) – Цыганок Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Административный истец Нигматуллин Р.Г. полагал жалобу необоснованной.

Пермское лесничество Министерства обороны Российской Федерации явку представителя не обеспечил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно заказному уведомлению.

Каких-либо ходатайств не заявлено.

Проверив дело, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд может принять решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из материалов дела следует, что 19.08.2010 между администрацией ЗАТО Звездный и А. заключен договор ** аренды земельного участка с кадастровым номером **3725, расположенного по адресу: ****, срок действия аренды с 10.08.2010 по 05.05.2020 (л.д. 104-108).

На основании постановления администрации ЗАТО Звездный от 22.10.2010 «Об образовании земельных участков» из земельного участка с кадастровым номером **3725, расположенного по адресу: ****, образован 61 земельный участок, разрешенное использование: под жилую индивидуальную застройку, в том числе участок предоставленный А. с кадастровым номером **3914 (л.д. 65-67).

01.11.2011 между ИП А. и Нигматуллиным Р.Г. заключен договор переуступки прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка от 19.08.2010 **, заключенному между ИП А. и администрацией ЗАТО Звездный, в части земельного участка с кадастровым номером **3914, расположенного по адресу: **** (л.д. 109-111).

01.11.2013 постановлением администрации ЗАТО Звездный утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером **3914, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилую застройку индивидуальную (л.д. 91-96).

Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка **3914 является администрация ЗАТО Звездный, участок обременен арендой в пользу Нигматуллина Р.Г. (л.д. 97-101).

01.11.2013 Нигматуллину Р.Г. администрацией ЗАТО Звездный выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ****. Срок действия разрешения до 01.11.2023 (л.д. 6).

Из ответа администрации ЗАТО Звездный Нигматуллину Р.Г. от 18.12.2019 следует, что в выдаче уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности отказано по причине того, что законченный строительством объект расположен на земельном участке в границах зоны с особыми условиями использования территории. Проектные характеристики законченного строительством объекта не соответствуют проектным характеристикам, указанным в разрешении на строительство от 01.11.2013. Рекомендовано получить разрешение на размещение объекта от Министерства обороны Российской Федерации, направить в администрацию ЗАТО Звездный уведомление об изменении параметров планируемого строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома для получения уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (л.д. 7).

С жалобой на указанный выше отказ Нигматуллин Р.Г. 15.01.2020 обратился к главе администрации ЗАТО Звездный (л.д. 8).

По результатам рассмотрения жалобы Нигматуллину Р.Г. дан ответ 06.02.2020 о том, что земельный участок с кадастровым номером **3914, расположенный по адресу: ****, входит в границы земельного участка с кадастровым номером **49, закрепленного за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного бессрочного пользования. На территории Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации установлена зона с особыми условиями использования территорий, установленная в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405, сведения о местоположении границ которой внесены в ЕГРН. В соответствии с пунктом 12 данного постановления на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества (л.д. 9).

Согласно ответу Пермского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиал ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России Нигматуллин Р.Г. в Пермское лесничество по вопросу согласования строительства индивидуального жилого дома по адресу: **** не обращался. Земельный участок с кадастровым номером **3914 расположен в границах земельного участка с кадастровым номером **49, закрепленного за ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на праве постоянного бессрочного пользования. Земельный участок с кадастровым номером **3914 расположен в границах запретной зоны военного объекта – Пермское лесничество Минобороны России, зона с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, в силу пункта 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества (л.д. 88, 140-141).

Согласно ответу Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2020 Нигматуллину Р.Г. рекомендовано обратиться в администрацию ЗАТО Звездный и Министерство по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края для включения земельного участка с кадастровым номером **3914 в документацию, направляемую в Департамент, для рассмотрения на Межведомственной комиссии по определению необходимости корректировки запретных и иных зон с особыми условиями использования земель (л.д. 172).

17.03.2020 администрацией ЗАТО Звездный Нигматуллину Р.Г. дан ответ о том, что причина отказа в выдаче уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности – отсутствие разрешения на размещение объекта капитального строительства от Министерства обороны Российской Федерации в связи с ограничениями, наложенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405. Дополнительно сообщено, что изменение параметров проектных характеристик планируемого строительства причиной для отказа в выдаче уведомления не является (л.д. 160).

Поскольку ответчиком сообщено, что одно из оснований оспариваемого отказа в выдаче уведомления, а именно - изменение параметров проектных характеристик планируемого строительства, ответчиком не поддерживается, при этом указанное основание ответчиком в отказе не раскрыто, не мотивированно, обстоятельства отказа по этому основанию по делу не проверяются.

Судом выясняется законность другого основания к отказу – отсутствие разрешения на размещение объекта Министерства обороны Российской Федерации, поскольку законченный строительством объект расположен на земельном участке в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Признавая незаконным решение администрации ЗАТО Звездный, суд руководствовался положениями части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст. 56, подп. 5 п. 5 ст. 27, п. 1 ст. 93 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 4, 10-14, 15 Положения об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405 утверждено (далее - Положение), ч. 33 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Суд исходил из того, что факт расположения земельного участка, на котором административным истцом построен жилой дом, в границах зоны с особыми условиями использования территории препятствием для выдачи уведомления о соответствии построенного объекта требованиям законодательства о градостроительной деятельности не является, поскольку дом построен на основании разрешения на строительство, выданного до установления данной зоны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, доводы апелляционной жалобы о необходимости получения истцом разрешения Министерства обороны Российской Федерации на размещение объекта судебной коллегией отклоняются.

Из приведенных выше фактических обстоятельств следует, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером **3914, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальную жилую застройку, зарегистрировано за муниципальным образованием «Городской округ закрытое административно-территориальное образование Звездный Пермского края».

Нигматуллин Р.Г. является арендатором указанного земельного участка, предоставленного для целей строительства индивидуального жилого дома, что не оспаривается.

Строительство жилого дома осуществлено административным истцом на основании разрешения на строительство, выданного 01.11.2013 г.

Индивидуальный жилой дом построен в пределах срока действия выданного разрешения на строительство (до 01.11.2023 г.), с соблюдением условий договора аренды земельного участка от 19.08.2010 г. и в пределах срока действия указанного договора аренды (до 05.05.2020 г.).

Градостроительный план земельного участка, подготовленный по заявлению Нигматуллина Р.Г. от 04.10.2013 и утвержденный постановлением администрации ЗАТО Звездный от 01.11.2013 г. № 1017, не содержит каких-либо ограничений или условий для размещения объекта «индивидуальный жилой дом», помимо предельных параметров, указанных в разделе 2.2.1 градостроительного плана.

Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны", вступило в силу после получения административным истцом разрешения на строительство.

Согласно п. 4, п. 12, п. 12 (1) Положения, утвержденного Постановление Правительства РФ от 05.05.2014 N 405, запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.

На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

На территории специальной зоны ведение хозяйственной деятельности, строительство объектов капитального строительства, проживание и (или) нахождение физических лиц осуществляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в ведении которого находится военный объект.

Никем не оспаривается, что запретная зона, в которую вошел арендуемый административным истцом земельный участок, создана в 2015 году, то есть после выдачи истцу разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

Согласно части 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с п. 33 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в границах зон с особыми условиями использования территорий, установленных, в том числе в силу закона, до 1 января 2022 года (за исключением зон с особыми условиями использования территорий, указанных в части 27 настоящей статьи), независимо от ограничений использования земельных участков, установленных в границах таких зон, допускается использование земельных участков для строительства, реконструкции объектов капитального строительства на основании разрешений на строительство, выданных до 1 января 2022 года, или в случае начала строительства, реконструкции объектов капитального строительства до 1 января 2022 года, если для строительства, реконструкции указанных объектов капитального строительства не требуется выдача разрешений на строительство.

Поскольку разрешение на строительство выдано административному истцу до установления запретной зоны (зоны с особыми условиями использования территорий), созданной в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №405, ограничения, связанные с запретной зоной, не могут препятствовать истцу ввести в эксплуатацию объект, построенный на основании указанного разрешения на строительство.

Кроме того, согласование размещения объекта с Министерством обороны невозможно еще и потому, что в настоящее время строительство объекта завершено, тогда как согласование размещения имеет смысл на стадии проектирования строительства.

В связи со сказанным, оспариваемый ответ суд обоснованно признал незаконным, возложив на орган обязанность повторно рассмотреть заявление Нигматуллина Р.Г.

Судебная коллегия отмечает, что итогом рассмотрения заявления, в соответствии с положениями ст. 55 ГрК РФ, должно явиться направление застройщику либо уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления.

С учетом изложенного, руководствуясь ч. 2 ст.177, ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 04 июня 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации ЗАТО Звездный – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-7109/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Нигматуллин Руслан Габдуллович
Ответчики
Администрация ЗАТО Звёздный
Другие
Пермское лесничество Минобороны России филиал ФГКУ УЛХиП Минобороны России
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Овчинникова Наталья Александровна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
17.07.2020Передача дела судье
12.08.2020Судебное заседание
25.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2020Передано в экспедицию
12.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее