Решение по делу № 33-2932/2017 от 21.08.2017

Дело № 33-2932/17                                                           Судья Степанова Ю.С.

Категория

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 октября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи     Григоровой Ж.В.,

судей                                      Сулеймановой А.С., Радовиля В.Л.,

при секретаре                           Кравченко Д.А.,

при участии истца Усачевой Е.В., представителя ответчика Новиковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усачевой Е.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе I межрайонное) о перерасчете размера пенсии,

с апелляционной жалобой Усачевой Е.В. на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28.06.2017г.,

заслушав доклад судьи Сулеймановой А.С.,

УСТАНОВИЛА:

    Истец Усачева Е.В. обратилась с иском к ответчику, в котором просит

    признать за ней право на перерасчет размера страховой и обязать ответчика произвести перерасчет страховой пенсии с момента назначения 14.09.2016г. на основании Федерального закона №208-ФЗ от 21.07.2014 г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федеральною значения Севастополя», Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях»; признать незаконным и отменить решение ответчика об отказе в перерасчете пенсии; обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное) зачесть в страховой стаж период ее работы с 01.01.2002 года по 25. 08. 2009 года учителем химии в Вечерней средней школе № 1 Севастополя, с 08.09.2009 года по 11.09.2009 года учителем химии и биологии в общеобразовательной средней школе третьей ступени     г. Севастополя № 17, с 14.09.2009 года по 31.08.2010 года учителем биологии в средней школе № 3 г. Севастополя, с 01.09.2010 года по 30.06.2011 года преподавателем в строительном колледже г.Севастополя, с 01.09.2011 по 08.06.2012 года преподавателем биологии в строительном колледже г.Севастополя, с 03.09.2012 года по 31.12.2014 года в строительном колледже г.Севастополя.

     Требования мотивированы тем, что она обратилась в ПФ РФ с заявлением

    о перерасчете, поскольку при расчете пенсии не учтен период ее прудовой деятельности с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. Отказ мотивирован отсутствием документов, подтверждающих проживание истца на территории г. Севастополя по состоянию на 18.03.2014 г. Полагает отказ незаконным, поскольку проживает в г. Севастополе с 1987 года по настоящее время, что подтверждается отметкой о регистрации за территории г. Севастополя в паспорте гражданина Украины, копией трудовой книжки.

Решением Ленинского районного суда г. Севастополя от 28.06.2017г. в удовлетворении искового заявления Усачевой Е.В. было отказано.

Усачевой Е.В. была подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, в которой она просит отменить решение суда, вынести по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.

В качестве доводов жалобы апеллянт указывает на то, что судом первой инстанции не дана оценка доказательствам ее проживания в г. Севастополе, не принято во внимание, что она являлась также гражданкой Украины, что является основанием для применения при перерасчете страховой пенсии Федерального закона № 208 от 21.07.2014г. «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Кроме того суд не рассмотрел и не дал оценки ее требованиям о включении периодов ее работы на территории г. Севастополя с 01.01.2001 по 31.12.2014 в связи с отсутствием данных об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Суд необоснованно не применил положения Соглашеня о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения, в то время как Соглашение предусматривает зачет спорного периода в страховой стаж, за который оплачивались взносы в ПФ Украины.

На апелляционную жалобу поступили возражения от зам. начальника Управления ПФ РФ в г. Севастополе, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы. Указано, что надлежащзим доказательством проживания истца на территории г. Севастополя на 18.03.2014г. може являться паспорт гражданина РФ, а не паспорт Украины, в связи с чем оснований для применения при перерасчета размера пенсии истцу ФЗ № 208-ФЗ у ответчика не имелось. Что правильно установлено судом.

В суд апелляционной инстанции явились истец Усачева Е.В., которая апелляционную жалобу поддержала, просила удовлетворить, ответчик Гу Управление Пенсионного фонда РФ в г. Севастополе (межрайонное) в лице представителя Новиковой Н.В.., действующей на основании доверенности, которая возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 12 апреля 1996 Усачевой Е.В. выдан паспорт гражданина Украины серии , с отметкой о регистрации в г. Севастополе с 26.04.1994 г.

06.07.2007 г. Отделом УФМС России по Орловской области в Железнодорожном районе г. Орла Усачевой Е.В. выдан паспорт гражданина РФ серии , место регистрации с 20.08.1991 года г. указано по адресу: <адрес>5, снята с регистрационного учета 20.08.2014 г., зарегистрирована в г. Севастополе с 20.08.2014 г.

Согласно трудовой книжке, Усачева Е.В. с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г. осуществляла трудовую деятельность на территории г. Севастополя.

18.08.2016г. Усачева Е.В. обратилась в ОПФ РФ в Гагаринском районе г. Севастополя с заявлением о назначении ей страховой пенсии по старости, 14.09.2016г. ей установлена страховая пенсия по старости в размере 8519,01руб. Размер пенсии исчислен из стажа работы истца по 30.06.2016 и заработной платы за период с 01.07.1995 по 30.06.2000.

Из ответа ГУ УПФ РФ в г. Севастополе (межрайонное) от 04.04.17г. (л.д.38) на обращение истца следует, что в системе обязательного пенсионного страхования истица зарегистрирована 08.08.2014г., информация о заработной плате, стаже работы, суммах начисленных страховых взносов за периоды до 01.01.2015 на индивидуальном лицевом счете Усачевой Е.В. отсутствует.

Учитывая то, что истец является гражданином Российской Федерации с 2007 года, зарегистрирована на территории города Севастополя 20.08.2014г., согласно паспорту гражданина РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что субъектом, на которого распространяет свое действие Федеральный закон «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014    №    208-ФЗ, истица не является.

С таким выводом суда соглашается судебная коллегия, исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 1 ст. 4, ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства и приобретают право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21.07.2014    №    208-ФЗ, установлены особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживающих по состоянию на 18.03.2014 на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, а также организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В силу ч.3 ст. 2 указанного закона подтверждением постоянного проживания гражданина Российской Федерации на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на 18 марта 2014 года является отметка в паспорте гражданина о его регистрации по месту жительства на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя по состоянию на указанную дату.

В силу положений ч.1 ст. 4 Федерального закона N 208-ФЗ от 21.07.2014

периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж, а также иные периоды, засчитываемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, а в организациях, которые до 1 марта 2015 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, - по 28 февраля 2015 года включительно, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Закона, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при назначении и перерасчете пенсии гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за периоды работы по трудовому договору, имевшие место в период с 1 января 2002 года по 16 марта 2014 года включительно на территории Украины и в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, определяется исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 24 245 рублей 70 копеек.

Истица на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов уже являлась гражданкой Российской Федерации, в связи с чем приобрела пенсионные права на основании законодательства Российской Федерации.

С 2002 года в период приобретения    истцом стажа, о зачете которого он заявляет в иске, Усачева Е.В. осуществляла трудовую деятельность на территории иностранного государства Украина. В то же время доказательств уплаты взносов в бюджет ПФР Российской Федерации истица не представила, тогда как в соответствии с действующим правовым регулированием периоды работы, в том числе выполнявшейся за пределами территории РФ, засчитываются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Доводы апеллянта относительно того, что по состоянию на 18.03.2014г. она являлась также и гражданкой Украины, постоянно проживала на территории города Севастополя с 1994г., в связи с чем, Федеральный закон № 208-ФЗ подлежит применению при расчете ее пенсии, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании материальных норм права.

В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 31.05.2002 N

62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Следовательно, нормы Федерального закона № 208-ФЗ, устанавливающего особенности пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, не подлежат применению при регулировании правоотношений, касающихся пенсионного обеспечения истца, на момент принятия республики Крым в состав Российской Федерации, являвшейся гражданкой Российской Федерации.

Доводы жалобы Усачевой Е.В. о неприменении судом подлежащего применению международного Соглашения 1992г. также не могут быть признаны состоятельными.

13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 2 ст. 6 вышеуказанного Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно пункту 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 г. N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Согласно п. 9 вышеуказанного Распоряжения в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 г. в общий трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах - участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 г. (после вступления в

силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В соответствии с абзацем вторым ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N

400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно ст. 15 Федерального закона N 400-ФЗ размеры страховых пенсий определяются с учетом индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина ИПК зависит от стажа и заработка до 01.01.2002 года и страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете застрахованного в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" лица.

Как установлено, истица в период с 01.01.2002 г. по 31.12.2014г. работала на территории Украины, и страховые взносы оплачивались ею в Пенсионный фонд Украины.

При этом Соглашение 1992г. не содержит норм об учете страховых взносов, уплаченных в Пенсионный фонд другого государства, при расчете пенсионного капитала.

Исходя из содержания раздела III (Оценка пенсионных прав застрахованных лиц) Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию" из государств-республик бывшего СССР", при переезде гражданина в пределах СНГ, при назначении пенсии исчисление пенсии происходит исходя из заработной платы гражданина, а не из размера внесенных страховых взносов.

Доводы жалобы относительно оплаты истцом в спорный период с 2002г по 2014г. взносов в пенсионный фонд Украины, не влияют на законность решения суда.

Из пояснений представителя ответчика следует, что спорный период работы истца зачтен в ее страховой стаж.

В то же время данное обстоятельство не влияет на размер индивидуального пенсионного коэффициента истца, поскольку в спорный период страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации уплачены не были.

Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, которые могут повлечь отмену/изменение судебного решения, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, –

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 28.06.2017г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Усачевой Е.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения, может быть обжаловано в кассационном порядке в Президиум Севастопольского городского суда в течение шести месяцев.

Председательствующий:                                                    Ж. В. Григорова

Судьи:                                    А.С. Сулейманова

                                        В. Л. Радовиль

33-2932/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Сулейманова Анна Станиславовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
09.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее