дело №12-93/2023
УИД16RS0044-01-2022-000327-87
РЕШЕНИЕ
06 апреля 2023 года город Чистополь
Судья Чистопольского городского суда Республики Татарстан Зотеева Н.А.,
при секретаре судебного заседания Мирсияпове И.И.,
рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление начальника Государственный природный комплексный заказник «Чистые луга» государственного учреждения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении заявителя по части 1 статье 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника Государственный природный комплексный заказник «Чистые луга» государственного учреждения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Чистопольский городской суд Республики Татарстан, ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявителем указано, что заявитель не был надлежащим образом извещен о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем он был лишен возможности представить объяснения и замечания. ДД.ММ.ГГГГ заявитель находился на территории о.<адрес> находился с охотничьем зимнем костюме, при нем были документы для охоты – охотничий билет, разрешение на добычу птиц, разрешением на хранение и ношение охотничьего оружия, вместе с тем, без охотничьего ружья. Чехол от оружия, который был у заявителя, принадлежал находящему с ним охотнику ФИО4 Кроме того, заявитель имеет право осуществлять транспортирование оружия в чехле по всей территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц на основании имеющегося у него разрешения на хранение и ношение.
В дополнении к жалобе указано, что при составлении акта производственным охотничьим инспектором он должен был произвести осмотр оружия, находящегося при заявителе. Фотография с чехлом является недопустимым доказательством по делу.
ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном порядке, в своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель административного органа в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил. Указал, что ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления извещался своевременно по телефону.
Свидетель ФИО4 показал, что ФИО1 является его соседом и ДД.ММ.ГГГГ, пошел с ним на охоту, как начинающий охотник. Оружие имелось только у него, у ФИО1 оружия не было, он нес только чехол от него.
Свидетель ФИО5 показал, что в ходе патрулирования охотничьего хозяйства ДД.ММ.ГГГГ были выявлены два охотника, у обоих было оружие. У ФИО4 был карабин, он представил соответствующие документы. У ФИО1 было гладкоствольное ружье 12 калибра, вместе с тем, отсутствовало разрешение на добычу охотничьих ресурсов. Он не смог зафиксировать ФИО1 с ружьем, поскольку пока он отвернулся, ФИО1 уже был без ружья, на его плече висел чехол от него. Указание ФИО1 на то, что чехол был от ружья ФИО4 неверное, поскольку данный чехол к карабину не подойдет.
Выслушав объяснения участника процесса, оценив показания свидетелей и изучив представленные материалы, судья приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.
Согласно части 1 статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела усматривается, что основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельства, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 48 минут ФИО1 находился на территории охотничьего хозяйства <адрес> возле 26 квадрата Баганинского лесхоза с охотничьим оружием МР 27М кал.12х76 № без разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Постановлением начальника Государственного природного комплексного заказника «Чистые луга» государственного учреждения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к следующему.
Приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правил охоты, которые устанавливают требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов (далее также – охотничьи животные) на всей территории Российской Федерации (далее – Правила охоты).
Пунктом 11 Правил охоты установлено, что при осуществлении коллективной охоты, за исключением подпунктов 11.1 и 11.2 настоящих Правил, каждый охотник должен иметь при себе: охотничий билет; разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия; разрешение на добычу охотничьих ресурсов; путевку (в случае осуществления охоты в закрепленных охотничьих угодьях).
Согласно пункту 5.3 Правил охоты по требованию должностных лиц органов государственной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного охотничьего надзора, а также государственных учреждений, находящихся в их ведении, и других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации, разряжать охотничье оружие, предъявлять, передавать им для проверки документы, указанные в пункте 5.2 настоящих Правил, а также предъявлять для досмотра вещи, находящиеся при себе, орудия охоты, продукцию охоты и транспортные средства.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что охота – деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
Из постановления должностного лица не усматривается на основании каких доказательств должностное лицо пришло к выводу о том, что ФИО1 нарушил Правила охоты, поскольку нахождение лица в охотничьих угодьях с оружием при отсутствии действий, связанных с охотой, не может быть приравнено в охоте.
Из материалов дела не усматривается, что ФИО1 находился в охотничьих угодьях с оружием в собранном и заряженном состоянии, в ходе рассмотрения дела доказательств не представлено. В показаниях свидетеля ФИО5 сведений о том, находилось ли ружье ФИО1 собранном и заряженном состоянии, не имеется.
Согласно позиции ФИО1, которой он придерживался в ходе производства по делу, охота им не осуществлялась, что также подтверждается показаниями свидетеля ФИО4
Учитывая, что в соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, вывод о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление должностного лица нельзя признать законными и обоснованными, оно подлежат отмене, а производство по настоящему делу – прекращению ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление постановлением начальника Государственный природный комплексный заказник «Чистые луга» государственного учреждения Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к административной ответственности по части 1 статьи 8.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которого было вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения копии постановления в Верховный суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан.
Судья Чистопольского городского суда
Республики Татарстан Н.А. Зотеева