УИД 21RS0023-01-2021-002502-47
Дело № 2-2360/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2021 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе: председательствующего судьи Шопиной Е.В., при секретаре судебного заседания Алексеевой К. С., с участием прокурора Яндимиркиной К. Н., представителя ответчика Крупяковой А. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Степанова Евгения Ивановича к администрации города Чебоксары о предоставлении жилого помещения на условиях договора найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Заместитель прокурора Московского района г. Чебоксары в интересах Степанова Е. И. обратился с иском к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности предоставить на состав семьи из одного человека благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда города Чебоксары по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Степанова Е. И. о нарушении федерального законодательства о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей администрацией г. Чебоксары, и установлено, что Степанов Е. И. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ФИО4, согласно свидетельству ----- -----, выданному дата Отделом ЗАГС администрации адрес, умерла дата.
Отец ФИО5, согласно свидетельству ----- -----, выданному дата адрес, умер дата.
Постановлением главы администрации Московского района г. Чебоксары ----- от дата Е. И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного помещения и по состоянию на дата состоит в указанном списке по номером -----
Согласно выписке из ЕГРН ----- от дата сведения о правах собственности Степанова Е. И. на недвижимое имущество отсутствуют.
Как указано в иске, истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Однако, в нарушении требований вышеуказанных нормативных правовых актов, администрацией города Чебоксары Чувашской Республики до настоящего времени благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Степанову Е. И. не предоставлено.
Представитель истца помощник прокурора Яндимиркина К. Н. заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Истец Степанов Е. И., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика администрации г.ЧебоксарыКрупякова А. В. исковые требования не признала, указав на наличие очередности на получение жилого помещения среди лиц данное категории и нарушение их прав в случае удовлетворения иска.
Третьи лица администрация Московского района г.Чебоксары, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей на судебное заседание не обеспечили.
Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрел настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав доводы и возражения сторон, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьями 92, 98.1, 99, 100, 109.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 3 ст.1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) закрепляется понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, мать Степанова Е. И. – ФИО4, лишенная родительских прав в отношении истца Степанова Е. И. на основании решения ------ дата, умерла дата; отец ФИО5 умер дата.
Таким образом, Степанов Е. И., дата года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей.
Постановлениями главы администрации Московского района города Чебоксары от дата № ----- Е. И. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, сведения о правах собственности Степанова Е. И. на недвижимое имущество отсутствуют (л.д.10).
Согласно выписки из похозяйственной книги ----- Степанов Е. И. проживает по адресу: адрес семье ФИО8.
Заместитель прокурора, обращаясь в суд иском и заявляя требования на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения Степанову Е. И., указывает, что жилое помещение должно быть предоставлено независимо от очередности предоставления жилья по сформированному сводному списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Суд находит доводы истца обоснованными, в силу следующих обстоятельств.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
При этом ни статья 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона № 159 - ФЗ, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Исходя из анализа положений Федерального закона № 159-ФЗ, Закона Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений" (ст.23.1, ст.23.2, ст.23.3), Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 июля 2013 года N 292, которым утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей, следует, что жилые помещения данной категории лиц, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в указанных нормативно-правовых актах обстоятельств (по достижении указанными лицами 18 лет, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание учебного завещания среднего или высшего, невозможность проживания в жилом помещении и пр.) гарантированных законодательством прав и свобод гражданина.
Данная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 августа 2014 г. N 86-КГПР14-7.
По вопросу обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан 24 ноября 2004 года принят Закон Чувашской Республики N 48 "О социальной поддержке детей в Чувашской Республике" ((ред. от 25.10.2018)). Пунктом 11 ст. 6 названного закона определено, что лица, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
В соответствии со статьей 23.1 Закона Чувашской Республики «О регулировании жилищных отношений» (введена Законом ЧР от 05.06.2013 N 27), полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, указанных выше лиц, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок (п.12).
Согласно статьям 41, 50 Устава муниципального образования г. Чебоксары исполнительным органом местного самообразования является администрация города Чебоксары. Право по распоряжению муниципальной собственностью закреплено за администрацией города Чебоксары. Таким образом, действующим законодательством обеспечение специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Чувашской Республике отнесено к полномочиям администрации г.Чебоксары.
С учетом изложенного суд возлагает на администрацию города Чебоксары обязанность по предоставлению Степанову Е. И. специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Обязать администрацию города Чебоксары предоставить Степанову Евгению Ивановичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и представление в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд г. Чебоксары.
Председательствующий судья Е.В.Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 07.06.2021