№2а-156/2020
24RS0015-01-2019-001207-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2020 года с. Ермаковское
Красноярского края
Ермаковский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хасаншиной А.Н.,
при секретаре Гордеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края к ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» по Красноярскому краю о признании предписания недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Глава администрации Салбинского сельсовета Шпенёва Г.В. обратилась в суд с административным иском к ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» по Красноярскому краю о признании недействительным предписания № 97 от 10 сентября 2019 года.
Свои требования мотивирует тем, что 17 сентября 2019 года ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» по Красноярскому краю выдало предписание № 97 об устранении нарушений в срок до 01.09.2021: обустройство тротуарами (пешеходными дорожками) дороги и улицы с твердым покрытием, проходящие населенный пункт с. Салба, а именно ул.Центральная (являющейся второстепенной улицей местного значения в жилой застройке) общей протяженностью 1010 метров, от начала улицы (дом №2) до конца улицы (дома № 60) в соответствии с требованиями пункта 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007. Считает вышеуказанное предписание незаконным в связи с тем, что не предоставлен акт проведения проверки, что нарушает ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008, неопределенность содержания, в связи с которым не предоставляется возможным провести обустройство тротуара, так как по ул. Центральная от дома № 4 до пересечения с ул. Бараба, расположена система центрального водоснабжения.
Представитель административного истца администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Ранее в судебном заседании глава сельсовета Шпенёва Г.В. 10.01.2020 заявленные требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном исковом заявлении основаниям, дополнительно суд пояснила, что по правой стороне ул.Центральная от д.4 до перекрестка с ул.Бараба с.Салба расположена система центрального водоснабжения, собственником которой является администрация Ермаковского района, а согласно договора аренды муниципального казенного имущества передана в введенье ООО «Квант» Так же расположен подземный кабель связи, принадлежащий ОАО «Ростелеком».
Представитель административного ответчика ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Заинтересованное лицо государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» Козлов Д.В., представители заинтересованных лиц администрации Ермаковского района Красноярского края, ОАО «Ростелеком», ООО «Квант» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы административного дела, изучив доводы административного истца и проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий действия (бездействие) должностных лиц не могут быть признаны незаконными.
Согласно статьям 2, 20 и 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Во исполнение указанной конституционной обязанности государства федеральным законодателем 10.12.1995 принят Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ в соответствующем падеже), в соответствии с положениями ст. 3 которого одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения установлен приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Под безопасностью дорожного движения понимается состояние, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения – это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении (ст. 31 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
Статьей 22 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ установлено, что деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (пункт 1).
Требования государственных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, поскольку обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Из материалов дела следует, что государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» Козловым Д.В. при осуществлении надзора за дорожным движением 09.09.2019 выявлено, что в нарушение норм и правил по безопасности дорожного движения, требований п. 4.5.1.1, ГОСТ Р 52766-2007 тротуары (пешеходные дорожки) для движения пешеходов по адресу: с. Салба, ул.Центральная (являющейся второстепенной улицей местного значения в жилой застройке) общей протяженностью 1010 метров, от начала улицы (дом №2) до конца улицы (дома № 60) отсутствуют.
В связи с этим, 10.09.2019 администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края вынесено предписание № 97, в котором предложено в срок до 01.09.2021 в целях обеспечения безопасности дорожного движения устранить указанные нарушения.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года № 270-ст утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р 52766-2007), пункт 4.5.1.1 регламентирует тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии со ст. 17 которого содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состояния в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Предусмотренное п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 устройство тротуаров направлено на упорядочение и повышение безопасности участников дорожного движения, особенно в темное время суток. Отсутствие тротуаров способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, и как следствие, создает потенциальную угрозу жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
Предписание выдано уполномоченным должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий, с соблюдением установленной законом процедуры, без нарушения прав административного истца. Выполнение должностными лицами должностных обязанностей не свидетельствует о наличии у них какой-либо заинтересованности в исходе дела, при этом фактов о допущенных ими злоупотреблениях судом не установлено.
Довод представителя администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края о том, что не предоставлен акт проведения проверки, что нарушает ФЗ № 294-ФЗ от 26.12.2008 является несостоятельным, так как 09.09.2019 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» Козловым Д.В. составлен акт № 425 09.09.2019 в 10 часов 00 минут которым выявлены вышеуказанные недостатки и выдано предписание № 97 (л.д. 31).
Акт выявленных недостатков в содержании дорог составлен государственным инспектором по форме, требуемой административным регламентом, утвержденного приказом МВД России от 30 марта 2015 года № 380 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог».
Иные доводы административного истца о неопределенности содержания, в связи с которым не предоставляется возможным провести обустройство тротуара, так как по ул. Центральная от дома № 4 до пересечения с ул. Бараба, расположена система центрального водоснабжения, расположен подземный кабель связи, принадлежащий ОАО «Ростелеком», так же не являются обстоятельством, исключающим обязанность по обеспечению безопасности дорожного движения, основными принципами которого являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении.
Согласно СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированной редакции СНиП 2.07.01-89 п.12.33 Подземные инженерные сети следует размещать в пределах поперечных профилей улиц и дорог под тротуарами или разделительными полосами в траншеях или тоннелях (проходных коллекторах). В полосе между красной линией и линией застройки следует размещать газовые сети низкого и среднего давления и кабельные сети (силовые, связи, сигнализации, диспетчеризации и др.). При ширине проезжей части более 22 м следует предусматривать размещение сетей водопровода по обеим сторонам улиц. В условиях реконструкции проезжих частей улиц и дорог, под которыми расположены подземные инженерные сети, следует предусматривать их вынос под разделительные полосы и тротуары. Допускается сохранение существующих и прокладка новых сетей под проезжей частью при устройстве тоннелей.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования с. Салба и обеспечение безопасности дорожного движения на них является прерогативой администрации Салбинского сельсовета, исходя из статуса и полномочий, возложенных на нее законом и указано п. 5 ч. 1 в статье 6 Устава администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края.
Предписание об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения административным истцом получено 17.09.2019, юридическому лицу предоставлено достаточно времени для выполнения предписания и устранения выявленных нарушений.
Судом достоверно установление отсутствие тротуаров на автомобильных дорогах, проходящих по населенному пункту - с.Салба, и имеющих твердое покрытие, а именно по ул.Центральная (являющейся второстепенной улицей местного значения в жилой застройке) общей протяженностью 1010 метров, от начала улицы (дом №2) до конца улицы (дома № 60) данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.
С учетом приведенных выше норм права, установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, поскольку совокупность таких условий как несоответствие предписания должностного лица полиции требованиям закона и нарушение этим предписанием прав и свобод административного истца в данном случае отсутствует, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения требований административного истца к ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» не имеется.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении административных исковых требований администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края к ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» о признании предписания № 97 от 10.09.2019 недействительным отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-179 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований администрации Салбинского сельсовета Ермаковского района Красноярского края к ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» по Красноярскому краю о признании предписания недействительным отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течении месяца с даты изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы через Ермаковский районный суд Красноярского края.
Председательствующий А.Н. Хасаншина
Мотивированное решение составлено 14 февраля 2020 года.