Дело № 2-112/2024г.
Мотивированное решение изготовлено 26 марта 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2024 года город Нижняя Тура
Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:
Председательствующего судьи Лейпи Е.Н.,
при секретаре Шулак О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура к Комитету жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура обратился в Нижнетуринский городской суд Свердловской области с исковым заявлением к Комитету жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа (далее по тексту КЖКХ,ТИС) о возложении обязанности, мотивируя тем, что истец осуществляет функцию по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с пп. 3.1.4 п. 3.1 Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа к полномочиям КЖКХ,ТИС в области погребения и похоронного дела относятся: содержание мест захоронения, находящихся в ведении Нижнетуринского городского округа.
Истцом выявлено, отсутствие у КЖКХ,ТИС проекта санитарно-защитной зоны, экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения для объектов: городское кладбище г. Нижняя Тура; кладбище п. Ис.
Учитывая вышеуказанное, истец просит обязать ответчика в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объектов: городское кладбище г. Нижняя Тура (624222 Свердловская область г. Нижняя Тура); кладбище п. Ис (624238 Свердловская область г. Нижняя Тура п. Ис);
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для объектов: городское кладбище г. Нижняя Тура (624222 Свердловская область г. Нижняя Тура); кладбище п. Ис (624238 Свердловская область г. Нижняя Тура п. Ис).
В судебном заседаним представитель истца - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура- Гарькуша С.Ю. просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа -Синицын С.А. в судебном заседании исковые требования признал частично, не признав, в части, касающееся кладбища пос.Ис.
Представитель третьего лица администрации Нижнетуринского городского округа –Синицын С.А. в судебном заседании занял аналогичную позицию ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Основанием участия государственных органов в порядке статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является государственная (служебная) заинтересованность в гражданском деле, которая вытекает из обязанностей, возложенных на них в силу функциональных полномочий.
На территории Свердловской области Роспотребнадзор представлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.
Пунктом 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 20 указанного Федерального закона N 52-ФЗ проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Требования об установлении санитарно-защитных зон закреплены в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Согласно п. 1.5 указанных СанПиН санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с пунктом 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
Пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Согласно пункту 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Пунктом 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предусмотрено, что установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств производится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Согласно п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", следует, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
- предварительного заключения Управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации;
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями;
- оценки риска здоровью населения. В случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно
Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.
В пункте 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" определено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).
В судебном заседании установлено, что ответчик КЖКХ,ТИС является отраслевым органом администрации Нижнетуринского городского округа и создан в целях реализации вопросов местного значения городского округа, а также отдельных государственных полномочий, переданных администрации Нижнетуринского городского округа федеральными законами и законами субъектов РФ, оказания муниципальных услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, транспорта и связи, лесного хозяйства.
В силу п.23 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Исходя из содержания пп.3.1.4 п. 3.1. Положения о Комитете жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа, утвержденного решением № 57 от 27.02.2018г. Думы Нижнетуринского городского округа, следует, что к полномочиям КЖКХ,ТИС в области погребения и похоронного дела относится: в том числе содержание мест захоронения, находящихся в ведении Нижнетуринского городского округа.
Согласно сведениям, представленным администрацией Нижнетуринского городского округа, установлено, что объекты - городское кладбище г. Нижняя Тура (624222 Свердловская область г. Нижняя Тура) и кладбище п. Ис (624238 Свердловская область г. Нижняя Тура п. Ис) переданы в постоянное (бессрочное) пользование КЖКХ,ТИС.
Вместе с тем, проекты санитарно-защитной зоны для объектов: городское кладбище г. Нижняя Тура (624222 Свердловская область г. Нижняя Тура); кладбище п. Ис (624238 Свердловская область г. Нижняя Тура п. Ис), не разработаны.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура в адрес ответчика было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
Исходя из содержания вышеуказанного предостережения, следует, что КЖКХ,ТИС было предложено ответчику разработать и утвердить в установленном порядке проект организации санитарно-защитной зоны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проекта санитарно-защитной зоны требованиям санитарных правил и нормативов на объекты: городское кладбище г. Нижняя Тура и кладбище п. Ис.
Согласно ответу на предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, направленному ответчиком в адрес Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура, следует, что работы по данному направлению будут проводиться при утверждении Думой Нижнетуринского городского округа лимитов бюджетных обязательств.
Учитывая вышеуказанное, а также то обстоятельство, что отсутствие проекта организации санитарно-защитной зоны, а также отсутствие экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения для объектов: городское кладбище г. Нижняя Тура и кладбище п. Ис приводит к нарушению права граждан РФ на благоприятную среду обитания, негативному воздействию на здоровье граждан.
Доводы ответчика, что кладбище пос. Ис не относится к I или II классу опасности в связи с его размером, в связи, с чем у администрации отсутствует обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны основан на неверном толковании, так как определение класса опасности происходит на стадии разработки проекта санитарно-защитной зоны.
Совокупность представленных по делу доказательств, установленных в ходе рассмотрения данного дела, свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, заявленных к КЖКХ,ТИС о возложении обязанности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Территориальный отдел в городе Качканар, городе Кушва, городе Красноуральск, городе Нижняя Тура к Комитету жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа о возложении обязанности, удовлетворить.
Обязать Комитет жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Нижнетуринского городского округа в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу:
- разработать проект санитарно-защитной зоны в отношении объектов: городское кладбище г. Нижняя Тура (624222 Свердловская область г. Нижняя Тура); кладбище п. Ис (624238 Свердловская область г. Нижняя Тура п. Ис);
- получить санитарно-эпидемиологическое заключение на проект санитарно-защитной зоны для объектов: городское кладбище г. Нижняя Тура (624222 Свердловская область г. Нижняя Тура); кладбище п. Ис (624238 Свердловская область г. Нижняя Тура п. Ис).
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.
Судья Е.Н. Лейпи