№ 2-2506/2024
УИД 61RS0022-01-2024-001512-81
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2024 года г.Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шевченко Ю.И.
при секретаре судебного заседания Оржаховской И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Таганрога (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – МКУ «Благоустройство», Финансовое управление г. Таганрога, УЖКХ г. Таганрога, ООО «Экотранс») о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г. Таганрога о возложении обязанности ликвидации свалки отходов.
Определением суда от <дата>, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены – МКУ «Благоустройство», Финансовое управление г. Таганрога.
Определением суда, изложенным в протоколе судебного заседания <дата>, к участию в деле, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены – УЖКХ г. Таганрога, ООО «Экотранс».
В обоснование иска указано, что Прокуратурой г. Таганрога в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», поручения прокуратуры области от <дата> № № проведена проверка соблюдения администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды. В ходе проверки установлено, что часть земельного участка собственность на который не разграничена, расположенного в кадастровом квартале № с адресным ориентиром: г. Таганрог, пересечение <адрес>, находится в ведении муниципального образования «город Таганрог». Вместе с тем, в нарушение указанных норм законодательства на вышеуказанном земельном участке выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов. Размещение твердых бытовых отходов в нарушение требований природоохранного законодательства, в том числе, на территориях, не оборудованных для данных целей, т.е. на несанкционированных свалках, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека. Неисполнение требований законодательства в области обращения отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов, создает препятствия к их рациональной утилизации. Обязанность по предотвращению загрязнения земель отходами лежит на органе местного самоуправления городского округа как органе, уполномоченном распоряжаться земельными участками собственность на которые не разграничена, т.е. на администрации г. Таганроге. По факту несанкционированного размещения отходов по вышеуказанному адресу прокуратурой г. Таганрога в УЖКХ г. Таганрога вносилось представление об устранении нарушений закона, при этом, должных мер к исполнению изложенных в представлении требований не принято, до настоящего времени свалочный очаг не ликвидирован. Экологическая безопасность населения является одним из приоритетных направлений государственной политики. Неисполнение администрацией г. Таганрога действующего законодательства создает опасность причинения вреда здоровью жителей города и окружающей среде. На основании изложенного, истец просит суд возложить на администрацию г. Таганрога обязанность в течении трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельном участке в кадастровом квартале № с адресным ориентиром: г. Таганрог, пересечение <адрес>.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога Ищенко И.П. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить. Суду пояснил, что необходимо ликвидировать имеющиеся в настоящее время несанкционированные свалки отходов на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале № с адресным ориентиром: г. Таганрог, пересечение <адрес> Прокуратурой города была проведена проверка. Был выявлен свалочный очаг, обязанность его ликвидировать лежит на Администрации. В данном случае, земли населенных пунктов г. Таганрога, находятся в зоне отвода автомобильной дороги, граждане загрязняют и устраивают несанкционированные свалки. На основании изложенного, просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации г. Таганрога Лоленко Н.С., действующий на основании доверенности от <дата> №, возражал против удовлетворения исковых требований. Суду пояснил, что в настоящее время происходят работы по ликвидации данного свалочного очага.
Представитель третьего лица МКУ «Благоустройство» Ирхин В.Н., действующий на основании доверенности № от <дата> возражал, против удовлетворения завяленных исковых требований.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – представитель УЖКХ г. Таганрога, представитель Финансового управления г. Таганрога, представитель ООО «Экотранс», в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001г. № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Примечанием к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001 установлено, что в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В соответствии со ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В целях охраны земель на собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей, землевладельцев возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (п.п. 2 п. 2 ст. 13 ЗК РФ).
Прокуратурой г. Таганрога проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога законодательства об отходах производства и потребления, охране окружающей среды.
В ходе проверки в границах муниципального образования «город Таганрог» на земельном участке, расположенном в кадастровом квартале №, с адресным ориентиром: <адрес> <адрес>, выявлены очаги несанкционированного размещения твердых бытовых отходов.
Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от <дата> (л.д.№), а также представленными в дело фотографиями (л.д.№), на которых обнаружено скопление твердых бытовых отходов.
Администрации г. Таганрога в целях сохранения природы на территории муниципального образования «Город Таганрог», исключения загрязнения, предупреждения и минимизации экологических рисков надлежало в рамках своих полномочий организовать мероприятия по охране окружающей среды на данной местности.
Земельный участок № принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Таганрог», что не опровергал представитель ответчика в ходе рассмотрения гражданского дела.
Земельный участок находится в полосе отвода автомобильной дороги, находится на праве бессрочного постоянного пользования в МКУ «Благоустройство», что подтверждается фрагментом публичной кадастровой карты и инвентарным планом автомобильной дороги.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.11, 24, 25, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, организация благоустройства территории городского округа в соответствии с утвержденными правилами благоустройства, осуществление муниципального земельного контроля.
В материалах дела отсутствуют документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на указанных выше земельных участках.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Принимая во внимание, что несанкционированная свалка отходов образовалась на земельном участке, расположенном на территории муниципального образования «Город Таганрог», которое в силу приведенных выше положений законодательства несет обязанность среди прочего по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки, возложение обязанности по ликвидации свалки на орган местного самоуправления, требования прокурора г. Таганрога подлежат удовлетворению именно за счет ответчика Администрации г. Таганрога.
Доводы ответчика, о том, что к компетенции органов местного самоуправления не относится ликвидация несанкционированных свалок, это должен делать региональный оператор, являются несостоятельными.
Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, независимо от формы собственности на землю, равно как и участие в организации деятельности в области обращения с отходами, являющимися результатом жизнедеятельности местного сообщества, в отсутствие правообладателей земельного участка, на котором расположена несанкционированная свалка отходов на территории муниципального образования, относятся к компетенции органа местного самоуправления.
Учитывая, вышеизложенное и в соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Закона № 131, участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения, разрешение которых законодательством возложено на органы местного самоуправления, к которым относится муниципальное образование «город Таганрог», выбор способа осуществления данных обязанностей (делегирование полномочий, создание специализированных организаций, отраслевых (функциональных) органов администрации) не освобождает орган местного самоуправления от ответственности за неисполнение данных обязанностей.
Администрация г. Таганрога ссылается на Постановление Правительства № 1156 от 12.11.2016 года, в части, что в случае обнаружения региональным оператором несанкционированной свалки, он должен об этом уведомить собственника свалки, орган местного самоуправления и направить собственнику проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места свалки и если собственник не ликвидировал свалку и не заключил договор, то региональный оператор ликвидирует место несанкционированной свалки и в этом случае региональный оператор вправе обратиться в суд с требованием о взыскании понесенных расходов.
Наделение данными правами регионального оператора в отношении собственников несанкционированных свалок, не освобождает Администрацию г.Таганрога от обязанностей по организации устранения несанкционированных свалок.
Указанные в иске свалки выявлены не в результате обнаружения их региональным оператором, а в результате проверки, проведенной Прокуратурой г. Таганрога в рамках исполнения приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в экологической сфере», поручения прокуратуры области от <дата> № №
Поскольку свалка расположена на земельных участках Муниципального образования «Город Таганрог», то и обязанность по организации устранения несанкционированных свалок лежит на указанном муниципальном образовании в лице Администрации г. Таганрога, в связи, с чем исковые требования Прокурора г. Таганрога в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ 6154061491) ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2024 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░