Судья Попова М.Н. дело <данные изъяты>
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Судья Московского областного суда Бирюкова Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании 3 марта 2020 года жалобу защитника адвоката Леманна А.А., действующего в интересах юридического лица ООО «ТехСтрой» на постановление Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «ТехСтрой»,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
постановлением Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> общество с ограниченной ответственностью ООО «Техстрой», юридический адрес: <данные изъяты> <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.18.15 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного приостановление деятельности сроком на 30 суток.
Не согласившись с вынесенным постановлением, защитник адвокат Леманн А.А. подал на него жалобу, в которой просит постановление суда отменить, производство по административному делу прекратить, указывая на неверное установление судом фактических обстоятельств дела, нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, суд второй инстанции усматривает основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, признаются нарушения, предусмотренные чч. 1 - 3 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или <данные изъяты>.
Положениями ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ устанавливается административная ответственность за привлечение юридическим лицом к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в Российской Федерации при наличии разрешения на работу.
РР· материалов дела следует, что общество СЃ ограниченной ответственностью РћРћРћ «Техстрой» <данные изъяты> РІ 8 часов РїРѕ адресу: <данные изъяты>: <данные изъяты>, Р–Рљ «Белая дача» привлекло Рє трудовой деятельности РІ качестве РїРѕРґСЃРѕР±РЅРѕРіРѕ рабочего гражданина Республики Узбекистан Ахмеджонова Рђ., РїСЂРё отсутствии Сѓ него разрешения РЅР° работу либо патента РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ нарушение положений Рї. 4 СЃС‚. 13 Федерального закона в„– 115 РѕС‚ 25.07.2002 РіРѕРґР° «О правовом положении иностранных граждан РІ РФ».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «Техстрой» судьей городского суда к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С таким решением судьи городского суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
В качестве доказательств, подтверждающих совершение обществом описанного выше административного правонарушения, судья сослался помимо прочих, имеющихся в деле доказательств, на протокол об административном правонарушении от <данные изъяты>, составленный инспектором ОВМ МУ МВД «Люберецкое» капитаном полиции Ершовым К.М.
Между тем данный вывод судьи сделан без учета положений ст. 24.1 КоАП РФ о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Рти данные устанавливаются протоколом РѕР± административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, РІ отношении которого ведется производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, Р° также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Согласно СЃС‚. 26.11 РљРѕРђРџ Р Р¤ СЃСѓРґСЊСЏ, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, оценивают доказательства РїРѕ своему внутреннему убеждению, основанному РЅР° всестороннем, полном Рё объективном исследовании всех обстоятельств дела РІ РёС… совокупности. Никакие доказательства РЅРµ РјРѕРіСѓС‚ иметь заранее установленную силу.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
По смыслу нормативных положений, закрепленных КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.
Правила оформления названного документа указаны в частях 2, 5 статьи 28.2 КоАП РФ. В частности, согласно ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Рмеющийся РІ материалах дела протокол РѕР± административном правонарушении РѕС‚ <данные изъяты>, составленный инспектором РћР’Рњ РњРЈ РњР’Р” «Люберецкое» капитаном полиции Ершовым Рљ.Рњ. РёРј РЅРµ подписан (Р».Рґ. 58).
В силу абзаца 2 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В данном случае, отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица его составившего, является существенным недостатком данного документа.
В соответствии с п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке дела об административном правонарушении к рассмотрению выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах, отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписи должностного лица, его составившего, являлось основанием для возврата судьей районного суда протокола об административном правонарушении и других материалов дела должностному лицу, составившему его для устранения изложенных выше нарушений закона на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Тем не менее, указанные требования судьей выполнены не были. Возвращение протокола об административном правонарушении на стадии рассмотрения жалобы по делу в порядке главы 30 КоАП РФ исключается в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ.
Рзложенное свидетельствует Рѕ том, что протокол РѕР± административном правонарушении содержит существенные недостатки, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РѕРЅ РЅРµ может быть признан допустимым доказательством РїРѕ делу.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах, постановление Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Техстрой» подлежит отмене, а производство по данному делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых был вынесен обжалуемый акт.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Р• РЁ Р Р›:
постановление Люберецкого городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «Техстрой» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Судья Е.Ю.Бирюкова