Дело № 2а-1298/2020
55RS0026-01-2020-001707-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омский районный суд Омской области
в составе председательствующего судьи Лариной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Глазковой Е.С., помощнике судьи Сахаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске 20 июля 2020 года гражданское дело по административному исковому заявлению Шушарин И.В. к Призывной комиссии Омского района Омской области, Призывной комиссии Омской области, ФКУ «Военный комиссариат Омской области» о признании незаконным решения от 26.05.2020 о признании его годным к военной службе,
У С Т А Н О В И Л:
Шушарин И.В. (далее – Шушарин И.В., административный истец) обратился в Омский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к Призывной комиссии Омского района Омской области, Призывной комиссии Омской области, ФКУ «Военный комиссариат Омской области» о признании незаконным решения от 26.05.2020 о признании его годным к военной службе.
В обоснование исковых требований указывает, что решением призывной комиссии Омского муниципального района Омской области признан годным к прохождению военной службы по призыву, что подтверждается повесткой на отправку к месту прохождения службы. Однако не согласен с решением административного ответчика, поскольку считает, что по состоянию здоровья он должен быть определен к категории годности «Г», однако в нарушение его права на отсрочку он признан годным для прохождения военной службы. Полагает, что врачи призывной комиссии должны были направить его на дополнительное обследование, которое позволило бы точно установить диагноз и определить категорию годности к военной службе. Просит решение административного ответчика отменить.
Административный истец Шушарин И.В. в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии Омского района Омской области Цисницкая Г.В. в судебное заседание не явилась, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, представила суду 10.07.2020 письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором отразила, что обжалуемое решение о призыве на военную службу принято призывной комиссией Омского района Омской области в соответствии с требованиями ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» и Положения о призыве на военную службу после определения категории годности к военной службе в соответствии с компетенцией призывной комиссии и в соответствии с заключением о годности в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Считает, что доводы заявителя не могут служить основанием к отмене решений призывной комиссии Омской области и призывной комиссии Омского муниципального района Омской области, так как согласно Закону «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами- специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, стоматологом, отариноларингологом, а в случае необходимости-врачами других специальностей. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А- годен к военной службе; Б- годен к военной службе с незначительными ограничениями; В- ограниченно годен к военной службе; Г- временно не годен к военной службе; Д- не годен к военной службе. Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2016огода № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования. 02.02.2017 призывник Шушарин И.В. при прохождении медицинской комиссии поставлен на воинский учет. 05.10.2018 решением призывной комиссии ему поставлена отсрочка до 30.06.2020 в связи с тем, что призывник Шушарин И.В. обучался в ФГБОУ ВО «МГУТУ» им. К.Г. Разумовского (ПКУ). 09.07.2019 из ФГБОУ ВО «МГУТУ» им. К.Г. Разумовского (ПКУ) получена выписка из приказа об отчислении с 09 июля 2019 года Шушарина И.В. 27.11.2019 решением призывной комиссии (протокол № 20 9/612) Шушарин И.В. прошел медицинское освидетельствование и ему поставлена категория А, им получена повестка для отправки в ВС РФ, но по повестке Шушарин И.В. не явился. 18.12.2019 призывная комиссия Омского муниципального района, заслушав информацию об уклонении гражданина Шушарина И.В. от призыва на военную службу, выразившиеся в неявке по повестке 11.12.2019, приняла решение признать причины его неявки неуважительными и направить материал руководителю Омского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета РФ по Омской области для решения вопроса о привлечении его к ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. 26.05.2020 решением призывной комиссии (протокол № 11 16/277) Шушарин И.В. прошел медицинское освидетельствование и ему поставлена категория А, им получена повестка для отправки в ВС РФ 24 июня 2020 года, но по повестке Шушарин И.В. не явился. Административный истец не представил доказательства, свидетельствующие о наличии у него на момент проведения медицинского освидетельствования заболевания, дающего право на освобождение от призыва на военную службу, как и доказательств того, что общие клинические исследования могли бы выявить у него заболевание, дающее ему право на отсрочку, а также не представил доказательств того, что отсутствие результатов клинико-инструментальных обследований при медицинском освидетельствовании повлекло принятие неправильного медицинского заключения о его годности к военной службе, в связи с чем считаю его заявление необоснованным. Кроме того, Шушарин И.В имел возможность при не согласии с заключением о категории годности к военной службе пройти контрольное медицинское освидетельствование, независимую экспертизу, но этого не сделал. Шушарин И.В. просит отменить решение призывной комиссии Омского района Омской области, однако данное решение может быть отменено вышестоящей призывной комиссией по результатам рассмотрения жалобы призывника.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд установил следующее.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме (ч. 8).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Статьей 59 Конституции РФ предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате, а граждане, имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и в запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - в указанных органах.
Согласно пп. «а» п. 1 статьи 22 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыву на военную службу подлежат: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов, освободив военные комиссариаты от несвойственных им функций по такому обследованию.
Статьей 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Положение о военно-врачебной экспертизе, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, возлагает на призывную комиссию обязанность организовать освидетельствования при первоначальной постановке граждан на воинский учет и при призыве на военную службу (п. 13), указывает какие обязательные диагностические исследования необходимо пройти в медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения до начала освидетельствования (п. 14), а также закрепляет перечень врачей-специалистов, которые проводят освидетельствование граждан (п. 15), который совпадает с приведенным выше перечнем. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания (п. 20).
Согласно пункту 18 Положения о военно-врачебной экспертизе, по результатам освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами, руководящими работой по освидетельствованию граждан, на основании заключений врачей-специалистов дается заключение о годности к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
В судебном заседании установлено, что с 02.02.2017 Шушарин И.В. состоит на воинском учете и является призывником отдела военного комиссариата Омского района Омской области.
05.10.2018 решением призывной комиссии ему поставлена отсрочка до 30.06.2020 в связи с тем, что призывник Шушарин И.В. обучался в ФГБОУ ВО «МГУТУ» им. К.Г. Разумовского (ПКУ).
09.07.2019 из ФГБОУ ВО «МГУТУ» им. К.Г. Разумовского (ПКУ) получена выписка из приказа об отчислении с 09 июля 2019 года Шушарина И.В. 27.11.2019 решением призывной комиссии (протокол № 20 9/612) Шушарин И.В. прошел медицинское освидетельствование и ему поставлена категория А, им получена повестка для отправки в ВС РФ, но по повестке Шушарин И.В. не явился.
26.05.2020 решением призывной комиссии (протокол № 11 16/277) Шушарин И.В. признан годным для прохождения военной службы по призыву, ему поставлена категория А.
С данным решением Шушарин И.В. не согласился, обратившись в суд с настоящим административным иском.
Вместе с тем, согласно выписке из протокола призывной комиссии Омской области от 15.07.2020 № 9 в отношении Шушарина И.В. обжалуемое решение о призыве отменено.
Таким образом, административным ответчиком в добровольном порядке восстановлены права административного истца.
В связи с этим, административное исковое заявление подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 226-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26.05.2020 ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2020 ░░░░.