Сысольский районный суд Дело № 2-80/2020 (33-2453/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Агранович Ю.Н. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Дидыч А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 28 мая 2020 года дело по апелляционным жалобам Министерства образования, науки и молодежной политики РК и Администрации МР "Сысольский" на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 12 марта 2020 года, по которому постановлено:
Исковые требования Новоселова С.А. удовлетворить.
Новоселова С.А., <Дата обезличена> года рождения, уроженца ..., отнести к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На администрацию муниципального района "Сысольский" возложить обязанность включить Новоселова С.А., <Дата обезличена> года рождения, уроженца ... в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Взыскать с администрации муниципального района "Сысольский" государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей.
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В. объяснения представителя Администрации МР "Сысольский"- Лаптевой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Новоселов С.А. обратился в суд к администрации муниципального района "Сысольский" с требованиями о признании его сиротой, обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. В обоснование требований истец указал, что <Дата обезличена> АМР "Сысольский" вынесено постановление <Номер обезличен> "Об отказе во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений". Однако истец полагает, что имеет право на включение его в названный Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, так как он с <Дата обезличена> года находится в статусе сироты, в период с <Дата обезличена> года по <Дата обезличена> год находился на полном государственном обеспечении, а с <Дата обезличена> года проживает в ГБУ РК "...". Наличие у истца психиатрического заболевания не позволяло ему до достижения 23-летнего возраста самостоятельно реализовать свое право на жилище путем своевременного обращения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилье. В настоящее время он проживает в ГБУ РК "...", где и зарегистрирован. Каким-либо жилым помещением не обеспечен.
Истец Новоселов С.А. и его представитель Некрасова К.В., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, на требованиях настаивали.
Ответчик иск не признал.
Привлеченные судом в качестве третьих лиц Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми в судебном заседании не присутствовали, письменно ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми полагало, что является ненадлежащим лицом, а Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми возражало против требований истца.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просят ответчик и Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми, ссылаясь на его необоснованность и незаконность.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что согласно свидетельству о рождении Новоселов С.А. родился <Дата обезличена>. Его матерью являлась Н., отец в свидетельстве о рождении не значится.
Н.. умерла <Дата обезличена>, когда истцу было 6 лет.
В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> и с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Новоселов С.А. проживал в ГУ РК "...". С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> воспитывался в ГУ РК "..." и был переведен в ... детский дом, где находился по <Дата обезличена>. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> проживал в ... школе-интернате. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> обучался и проживал в ГОУ РК ".... С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Новоселов С.А. обучался в ... по профессии "...". Вместе с тем, <Дата обезличена> Новоселов С.А. окончил ... классов в ... средней школе рабочей молодежи <Адрес обезличен>. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> работал в ... ... и был уволен в связи с призывом в армию. С <Дата обезличена> по <Дата обезличена> служил в Советской армии.. По окончанию службы в армии с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> работал на рабочих должностях в ... сплавконторе (<Адрес обезличен>), в СУ-9 треста "...", в П/о ... лесопромышленный комплекс им. Ленинского комсомола, в ... лесопункте ... леспромхоза, в ... леспромхозе ... района, в Совхозе "...". На основании путевки от <Дата обезличена>, выданной Министерством Республики Коми по социальным вопросам <Дата обезличена> поступил в ... Психоневрологический интернат, где и проживает до настоящего времени.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с абз. 2 и 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные нормативные положения содержатся в Законе Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ "О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан".
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд пришел к выводу о том, что истец, как не имеющий пригодного для проживания жилого помещения, вправе претендовать на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку по достижению совершеннолетия не мог самостоятельно реализовать свое право на жилище в силу имеющихся у него психиатрических заболеваний, социальные учреждения, в которых находился Новоселов С.А. с заявлениями о постановке его на учет не обращались, а он сам, являясь инвалидом ... группы по психическому заболеванию, по объективным причинам не мог обратиться с таким заявлением.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Доводы апелляционной жалобы, указывающие на то, что оснований для удовлетворения иска не имелось, поскольку реализация права на предоставление жилого помещения ограничена достижением возраста 23 лет, после чего лицо утрачивает право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, а Новоселов С.А. с заявлением о постановке на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях по достижении возраста 18 лет не обращался, о незаконности решения не свидетельствуют.
Действительно, согласно ч. 9 ст. 8 Федерального Закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Меры указанной социальной поддержки носят заявительный характер и их предоставление возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем, при наличии спора, суду надлежит выяснить причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденных Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, основанием для защиты в судебном порядке права обеспечения жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав таких лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Согласно представленным в материалы дела сведениям ГУ "..." Новоселов С.А. неоднократно проходил психиатрическое обследование. В том числе в период <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в ... Республиканской ... больнице по направлению участкового врача-психиатра с диагнозом "..." с целью уточнения степени интеллектуальной недостаточности и решения вопроса о годности в военной службе. По результатам обследования выставлен диагноз "...". В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> в ... больнице с диагнозом "...". По результатам обследования Новоселову С.А. установлена ... группа инвалидности. В период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> ... больнице с диагнозом "...". По результатам обследования рекомендовано устройство в дом-интернат психоневрологического профиля.
Из материалов ВТЭК следует, что диагноз "..." был выставлен Новоселову С.А. первоначально в <Дата обезличена> году. Поэтому актом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Новоселову С.А. была установлена ... группа инвалидности бессрочно как инвалиду с детства.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что истец, хоть и являясь совершеннолетним и дееспособным, в силу психического здоровья не мог самостоятельно реализовать свое жилищное право путем своевременного обращения с заявлением о постановке его на соответствующий учет.
Специализированные учреждения, где находился Новоселов С.А. на попечении, должны были принять меры к тому, чтобы истец, в силу умственного развития не в полной мере осознающий и понимающий свои права, был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем как ребенок-сирота.
Поскольку уважительность причин пропуска срока обращения истца с заявлением о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, подтверждается объективными причинами, ссылки ответчика и третьего лица на неисполнение истцом обязанности по своевременному обращению для постановки на соответствующий учет судебной коллегией отклоняются.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 12 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МР "Сысольский" и Министерства образования, науки и молодежной политики РК - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи