УИД 21RS0004-01-2021-000585-15
Судья Кушникова Н.Г.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 февраля 2023 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Ярадаева А.В.,
судей Спиридонова А.Е., Степановой З.А.,
при секретаре судебного заседания Яшине В.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело № 2-31/2022 по исковому заявлению заместителя прокурораВурнарского районаЧувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрацииВурнарского районаЧувашской Республики о возложении обязанности осуществить финансирование затрат и ремонт защитного сооружения гражданской обороны
по апелляционной жалобе администрацииВурнарского районаЧувашской Республики на решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2022 года, которым исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Ярадаева А.В., объяснения прокурора отдела прокуратуры Чувашской Республики Овчинниковой Н.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, представителя Главного управления МЧС России по Чувашской Республике-Чувашии - Крыловой Е.А., полагавшей, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Заместитель прокурора Вурнарского районаЧувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрацииВурнарского района Чувашской Республики о возложении обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда осуществить финансирование затрат на ремонт и оснащение, осуществить ремонт и оснащение защитного сооружения гражданской обороны (далее также – ЗС ГО), расположенного по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район,..., ул. ..., д. ... (инвентарный № ...) в соответствии с требованиями Правил содержания защитных сооружений гражданской обороны, установленных приказом МЧС России от15 декабря 2002 года № 583(с изменениями и дополнениями).
Исковое заявление прокурора мотивировано следующими обстоятельствами.
В феврале 2020 года прокуратурой Вурнарского районаЧувашской Республики во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики и плана работы прокуратуры Вурнарского районаЧувашской Республикина первое полугодие 2020 года проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. Как установлено в ходе проверки, на территории района имеются противорадиационные укрытия, находящиеся на балансах организаций. По итогам инвентаризации ЗС ГО на ... здания, расположенного по адресу:Чувашская Республика Вурнарский район,..., ул. ..., д. ..., находящегося в пользовании ...Вурнарского районаЧувашской Республики, составлен паспорт ЗС ГО№ ... от 12 августа 2019 года. В соответствии с составленным паспортом подвальное помещение отнесено к разряду ... укрытий. Объект с учета в качестве ЗС ГО не снимался. Здание ..., в том числе и подвальное помещение, находится в собственностиВурнарского района Чувашской Республики. В связи с нарушениями требований Правил содержания защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года №583 (с изменения и дополнениями) по результатам проведенного обследования объект определен как неготовый к использованию и приему укрываемых. По выявленным нарушениям закона прокуратуройрайонав адрес начальника ... районаЧувашской Республики внесено представление от 28 февраля 2020 года об устранении выявленных нарушений. Однако администрацией Вурнарского района Чувашской Республики меры по приведению ЗС ГО – ... здания, расположенного по адресу:Чувашская Республика Вурнарский район,..., ул. ..., д. ..., в надлежащее состояние не приняты. Бездействием администрацииВурнарского районаЧувашской Республики по содержанию в надлежащем состоянии ЗС ГО нарушается права граждан, постоянно и временно проживающих на территории Вурнарского района Чувашской Республики, на защиту от опасностей, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По делу постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе администрацияВурнарского района Чувашской Республики поставила вопрос об отмене решение суда как незаконного и необоснованного.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции были извещены согласно требованиям гражданского процессуального законодательства.
Представители ответчика - администрацииВурнарского района Чувашской Республики, третьих лиц – МБОУ «Абызовская средняя общеобразовательная школа» Вурнарского района Чувашской Республики, отдела образования и молодежной политики администрации Вурнарского района Чувашской Республики в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Согласно части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, на основании части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия находит, что оснований для отмены или изменения принятого по делу решения не имеется.
Статьями 1, 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрено, что гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления в области гражданской обороны самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относятся к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» (далее также – Порядок создания убежищ) определено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, укрытие - защитное сооружение гражданской обороны, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Строительство, сохранение, поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание защитных сооружений гражданской обороны и их технических систем относится к основным мероприятиям по гражданской обороне, осуществляемым в целях решения задач, связанных с предоставлением населению средств индивидуальной и коллективной защиты (пункт 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от26 ноября 2007 года № 804).
МЧС России в силу пункта 14 Порядка создания убежищ принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по изменению типов защитных сооружений гражданской обороны, созданию и эксплуатации объектов гражданской обороны и поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; участвует в проведении государственной экспертизы проектов строительства, реконструкции и технического перевооружения объектов гражданской обороны; организует согласование типовых и индивидуальных проектов объектов гражданской обороны; организует учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны; осуществляет методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию.
Согласно пунктам 2, 9, 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575 (с изменениями и дополнениями), содержание защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в мирное время обязано обеспечить постоянную готовность помещений и оборудования систем жизнеобеспечения к переводу их в установленные сроки к использованию по предназначению и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Для поддержания ЗС ГО в готовности к использованию по предназначению в организациях создаются группы (звенья) по их обслуживанию. При использовании ЗС ГО в мирное время необходимо, в том числе поддерживать температуру в помещения в соответствии с требованиями проекта; обеспечить защиту от атмосферных осадков и поверхностных вод входов и аварийных выходов; проводить окраску и ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами. При использовании ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться требованиями пожарной безопасности в Российской Федерации в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время.
Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее также - Правила), рассчитанные на случаи режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Согласно пункту 1.3 Правил в организациях, эксплуатирующих защитные сооружения гражданской обороны, назначаются ответственные должностные лица, в обязанности которых входит организация их правильного учета, содержания помещений, обеспечение сохранности защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования. Для ремонта и обслуживания помещений и оборудования защитные сооружения гражданской обороны ответственные лица разрабатывают необходимую проектно-сметную документацию и организуют выполнение спланированных работ.
В силу пункта 1.4 Правил для обслуживания ЗС ГО в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию ЗС ГО.
Согласно пункту 1.7 Правил готовность и использование защитного сооружения гражданской обороны по предназначению обеспечивают руководители гражданской обороны организаций, на учете которых они находятся.
В силу пункту 1.8 Правил в обязанности руководителя гражданской обороны организаций входит планирование и организация выполнения мероприятий:
по обеспечению сохранности и готовности защитного сооружения гражданской обороны к приему укрываемых, своевременному техническому обслуживанию, ремонту и замене защитных устройств и внутреннего инженерно-технического оборудования;
по обеспечению эффективного использования помещений защитного сооружения гражданской обороны защитного сооружения гражданской обороны для нужд организаций и обслуживания населения в соответствии с требованиями нормативных технических документов;
по осуществлению систематического контроля за содержанием, эксплуатацией и готовностью защитного сооружения гражданской обороны к использованию по прямому назначению.
Учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО (пункт 2.1 Правил).
Документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт ЗС ГО, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (пункт 2.2 Правил).
Паспорт ЗС ГО оформляется в следующих случаях: после ввода ЗС ГО в эксплуатацию; при изменении типа ЗС ГО; при отсутствии паспорта ЗС ГО по итогам инвентаризации ЗС ГО после его закрепления за эксплуатирующей организацией. При отсутствии паспорта ЗС ГО основанием для учета ЗС ГО являются проектная и техническая документация, объемно-планировочные, конструктивные решения, наличие специального инженерно-технического оборудования, позволяющие сделать вывод о принадлежности помещения к ЗС ГО.
Согласно пунктам 2.3, 2.4 Правил сведения о наличии ЗС ГО представляются в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в соответствии с устанавливаемым порядком. Инвентарные номера ЗС ГО присваиваются органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в соответствии с нумерацией ЗС ГО, устанавливаемой на территории субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 2.5 Правил указан исчерпывающий перечень оснований для снятия ЗС ГО с учета, а пункты 2.6 - 2.13 Правил регламентируют процедуру снятия объекта с учета в качестве ЗС ГО.
Из материалов дела следует и судом установлено, что в ноябре 1985 года изготовлен паспорт ЗС ГО (ПРУ), расположенного в ... Вурнарского района Чувашской АССР. В паспорте указано, что защитное сооружение принадлежало колхозу ..., ПРУ эксплуатируется в мироное время под складские помещения, дата приемки в эксплуатацию - ноябрь 1985 года, вместимость <адрес> человек.
Согласно инвентаризационной карточке защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО)(убежища, противорадиационного укрытия) №21/353, защитное сооружение гражданской обороны, располагающееся по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район,..., ул. ..., д. ..., в мирное время используется ... для хранения инвентаря, является муниципальной собственностью, введено в эксплуатацию в 1987 году, присвоен инвентарный№ ..., не готово к приему укрываемых, требует капитального ремонта.
Из реестра защитных сооружений также следует, что защитное сооружение гражданской обороны с инвентарным № ..., расположенное по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район,..., ул. ..., д. ..., включено в реестр защитных сооружений МЧС России, и имеет номер реестра в МЧС России 20530.
Как следует из акта инвентаризации, оценки содержания и использования ЗС ГО с инвентарным номером ... от24 июля 2018 года, выписки из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны, находящихся на территории Чувашской Республики по инвентарному номеру в реестре МЧС России №20530, защитное сооружение гражданской обороны, расположенное в здании ...Вурнарского районаЧувашской Республикипо адресу: Чувашская Республика,Вурнарский район, ..., ул. ..., д. ...,имеет тип, ..., вместимость ... человек, общая площадь ... кв.м, к приему укрываемых не готово.
Прокуратурой Вурнарского района Чувашской Республики во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики и плана работы прокуратурыВурнарского района Чувашской Республики на первое полугодие 2020 года проведена проверка исполнения законодательства о гражданской обороне при создании, содержании и использовании защитных сооружений гражданской обороны. В ходе проверки установлено, что в соответствии с перечнем защитных сооружений гражданской обороны на территории Вурнарского района Чувашской Республики, утвержденным МЧС России по Чувашской Республике, ... организациями используется ... помещений, отнесенных в соответствии с составленными паспортами к разряду ... укрытий. Данные защитные сооружения, в том числе подвальное помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика, Вурнарский район, ..., ул. ..., д. ..., по результатам проведенного обследования определены как неготовые к использованию и приему укрываемых.
Администрация Вурнарского района Чувашской Республики обращалась в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с иском Главному управлению МЧС России по Чувашской Республике – Чувашии об обязании исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны указанное ... помещение, расположенное по адресу: Чувашская Республика,Вурнарский район,..., ул. ..., д. ....
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики – Чувашииот ... года по делу № ..., вступившим в законную силу 21 сентября 2022 года, в удовлетворении иска администрации Вурнарского района Чувашской Республики было отказано.
Согласно пункту 4.2 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны» для размещения противорадиационных укрытий следует применять помещения: школ, библиотек и зданий общественного назначения.
Нахождение в муниципальной собственности подвального помещения здания, расположенного по адресу: Чувашская Республика,Вурнарский район,..., ул. ..., д. ..., администрацией Вурнарского района Чувашской Республики не оспаривалось.
Разрешая спор, суд руководствовался положениями статей 1, 2, 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», статьи 15 Федерального закона от 6октября2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 2, 14 постановления Правительства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», пункта 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от26 ноября 2007 года № 804, пунктов 2, 9, 10 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21 июля 2005 года № 575, пунктов 1.3, 1.4, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 3.2.1 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, пункта 4.2 СП 88.13330.2014 «СНиП II-11-77 «Защитные сооружения гражданской обороны» и исходил из того, что требование прокурора подлежит удовлетворению, поскольку подвальное помещение, находящееся в пользовании ..., является собственностью администрации Вурнарского района Чувашской Республики, которая обязана содержать указанное ЗС ГО в надлежащем состоянии.
Доводы администрации Вурнарского района Чувашской Республики том, что подвальное помещение не должно находиться на его балансе, поскольку объекты гражданской обороны относятся исключительно к федеральной собственности, суд признал несостоятельным, указав, что в пункте 2 раздела III приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 приведены только объекты оборонного производства, а спорное противорадиационное укрытие к таковым не относится.
В качестве несостоятельных судом отклонены также и иные доводы администрации Вурнарского района Чувашской Республики, приводившиеся в возражение против искового заявления прокурора.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции (пункт 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции»).
Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормам законодательства, подлежащим применению к спорным правоотношениям, и основаны на имеющихся в деле доказательствах, получивших оценку в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что суд сделал необоснованный вывод о нахождении противорадиационного укрытия в подвальном помещении ...Вурнарского районаЧувашской Республикии возложил на ответчика обязанность провести ремонтные работы в отношении не существующего объекта, который к тому же, по мнению ответчика, должен находится в федеральной собственности, а в собственность муниципального образования, как указывает ответчик, данное противорадиационное укрытие не передавалось и в реестре муниципальной собственности не учитывалось.
Для отмены решения по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо, чтобы оспариваемый судебный акт не просто затрагивал права и обязанности лиц, не привлеченных к участию в деле, а был принят непосредственно о правах и обязанностях этих лиц.
Вопреки доводам апелляционной жалобы вопрос о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, в том числе органов, осуществляющих учет федеральной и муниципальной собственности, судом не разрешен.
Иных каких-либо нарушений норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся основанием к отмене решения суда в апелляционном порядке независимо от доводов апелляционной жалобы, из дела также не усматривается.
В силу части 6 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики, Собранием депутатов Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики принято решение от 14 декабря 2022 года №6/9 «О ликвидации администрации Вурнарского района Чувашской Республики».
По запросу суда апелляционной инстанции администрация Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики представила копию решения Собрания депутатов Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики от 28 декабря 2022 года № 8/21 «О правопреемстве органов местного самоуправления Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики», в соответствии с которым принято решение считать администрацию Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики правопреемником, в том числе администрации Вурнарского района Чувашской Республики и определено, что правопреемником по делам, находящимся в процессе рассмотрения судебных органов, а также по делам, находящимся на стадии исполнения, в отношении споров с исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления (администрациями) преобразованных муниципальных образований Вурнарского района Чувашской Республики выступает администрация Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики.
Как предусмотрено частью 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Следовательно, в настоящее время имеются основания для замены ответчика – по делу - администрации Вурнарского района Чувашской Республика его правопреемником – администрацией Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики.
Руководствуясь изложенным и статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
1. Заменить по делу ответчика – администрацию Вурнарского района Чувашской Республика его правопреемником – администрацией Вурнарского муниципального округа Чувашской Республики.
2. Решение Вурнарского районного суда Чувашской Республики от 28 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрацииВурнарского районаЧувашской Республики - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи: