Дело № 12-253/2016
РЕШЕНИЕ
31 октября 2016 года г. Первоуральск Свердловской области
Судья Первоуральского городского суда Свердловской области Елисеева Е.А.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мельникова В.Н.,
защитника Клименко С.И.,
должностного лица Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Мельникова Василия Николаевича на постановление по делу об административном правонарушении №/охот заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО4 от 29.08.2016 по ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО4 №/охот от 29.08.2016 должностному лицу – председатель правления общественной организации «Первоуральское общество охотников и рыболовов» (далее ПООиР) Мельников В.Н. привлечен к административной ответственности по ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей.
Не согласившись с постановлением Мельников В.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление от 29.08.2016 отменить, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая в обосновании своих доводов, что при вынесении постановления должностным лицом не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мельников В.Н. жалобу поддержал по доводам в ней изложенным.
Защитник Клименко С.И. доводы жалобы Мельникова В.Н. поддержал в полном объеме, пояснив, что Мельников В.Н. не располагал возможностью в установленные законом сроки дать письменный мотивированный ответ по заявлению ФИО5, поскольку у общества отсутствовали сведения о месте проживания ФИО5, в заявлении на добычу охотничьих ресурсов для осуществления любительской и спортивной охоты адрес не указан. Кроме того, ФИО6 пообщавшись с Мельниковым В.Н. и получив от него устный отказ, внезапно встал и ушел.
В судебное заседание ФИО6 не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы ФИО6, был извещен заблаговременно, надлежащим образом. Судом было направлено заказное письмо с уведомлением о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы, по месту его жительства, которое было возвращено за истечением срока хранения. Ходатайства об отложении рассмотрения дела либо об его обязательном участии в рассмотрении дела от него суду не представлено, в связи, с чем судья считает возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие ФИО5
В судебном заседании должностное лицо Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области, ФИО4, доводы жалобы Мельникова В.Н. не поддержала, считает, постановление законным и обоснованным. В действиях Мельникова В.Н. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании свидетель ФИО7 пояснила, что работает бухгалтеров в общественной организации ПООиР. Она присутствовала при том, как ФИО6 обратился в общество с заявлением о выдачи разрешения на добычу кабана. В заявлении была указана лишь его фамилия, адрес указан не был. Заявление ФИО5 было зарегистрировано. После этого Мельниковым В.Н. ФИО5 было разъяснено, что все разрешения на добычу кабана в Динасовском охотничьем хозяйстве выданы, но имеются разрешения в другие охотхозяйства, на что ФИО6 встал и ушел, не получив письменного ответа на его заявление. Письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа был ФИО8 подготовлен, но направить его в установленный срок не представилось возможным. В связи с отсутствием адреса в заявлении.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья считает жалобу Мельникова В.Н. подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с требованиями ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
На основании ст.1 Федерального закона от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (далее Закон о животном мире) животный мир представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; объект животного мира – организм животного происхождения (дикое животное). Использование объектов животного мира - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового. Пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира.
Согласно ст. 40 Закона о животном мире пользователи животным миром обязаны соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
В соответствии со ст. 34 указанного Федерального закона охота является одним из видов пользования животным миром.
Объекты животного мира предоставляются в пользование физическим лицам и юридическим лицам по основаниям, установленным Законом о животном мире и федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов (ст. 33 Закона о животном мире).
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об охоте) осуществляется правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов в связи с деятельностью в сфере охотничьего хозяйства.
Согласно ст. 27 Закона об охоте, в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет, по которому одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в ч. 2 ст. 25 названного Федерального закона земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
В соответствии со ст. 1 Закона об охоте, охотничьим хозяйством признается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
В силу п. 5 ст. 1 Закона об охоте, охотой признается деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.
В соответствии с ч. 2 ст. 29 Закона об охоте, любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, допускающего отлов или отстрел одной или нескольких особей диких животных, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона об охоте, выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в ч. 1 ст. 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512 утверждены Правила охоты, которые регулируют указанные правоотношения, связанные с порядком пользования объектами животного мира.
Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 5 ст. 31 Закона об охоте).
Приказом Минприроды России от 29 августа 2014 г. № 379 утвержден Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц (действовавший на момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Мельникова В.Н. к административной ответственности) (далее Порядок).
Согласно п. 2 Порядка, его действие распространяется, в том числе на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших охотхозяйственные соглашения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в ч. 1 ст. 71 Закона об охоте.
Из п. 13 указанного Порядка, следует, что выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов, при личном представлении заявителем заявления охотпользователь, природоохранное учреждение в течение 1-го рабочего дня, а при получении заявления по почте либо в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в течение 5-ти рабочих дней со дня получения заявления: осуществляет проверку содержания заявления и комплектности прилагаемых к нему документов, а также их соответствие требованиям порядка подачи заявок и заявлений (пп. 13.1); оформляет разрешение путем заполнения бланка разрешения с использованием машинописных средств либо ручкой с пастой (чернилами) черного или синего цвета и выдает заполненное разрешение заявителю, о получении которого делается соответствующая отметка в разрешении (пп.13.2); направляет заявителю в случаях, указанных в пункте 17 настоящего Порядка, письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа (пп. 13.3).
Из материалов дела следует, что ПООиР является охотпользователем Динасовского охотничьего хозяйства на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира №, срок действия лицензии с 25.08.2004 по 06.02.2020.
На основании решения XIII отчетно-выборной Конференции от 11.06.2016 исполнение обязанностей председателя ПООиР возложены на Мельникова В.Н.
Мельников В.Н., как председатель ПООиР является ответственным лицом, за выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в общественной организации ПООиР.
07.07.2016 ФИО6 обратился с заявлением на имя председателя правления ПООиР Мельникова В.Н. о выдаче разрешения на добычу кабана в Динасовском охотничьем хозяйстве (л.д.10).
Заявление ФИО5 было зарегистрировано в ПООиР вх.№ от 07.07.2016. ФИО5 было разъяснено, что в Динасовское охотничье хозяйство все разрешения выданы, а имеются разрешения в Починковское и Волчихинское охотхозяйство. Письменного мотивированного ответа ФИО6 дожидаться не стал, ушел. В течение одного рабочего дня письменный мотивированный отказ ФИО5 направлен не был в связи с отсутствием сведений о месте жительства последнего.
13.07.2016 ФИО6 обратился в ПООиР за аргументированным ответом в письменном виде. 13.07.2016 Мельниковым В.Н. был подготовлен письменный ответ и вручен ФИО5 (л.д.11)
25.08.2016 ведущим специалистом отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира Департамента по охране, контролю и регулированию использования животного мира Свердловской области ФИО9 составлен протокол в отношении Мельникова В.Н., в котором указано на нарушение п. 13, п.13.3, п.17, п.17.7 Порядка за совершение которого, предусмотрена административная ответственность ч.3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО4 от 29.08.2016 Мельников В.Н. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 500 рублей, за то, что Мельниковым В.Н. не был направлен в течение одного рабочего дня письменный мотивированный отказ в выдаче разрешения с указанием причин отказа.
С таким выводов должностного лица согласиться нельзя в силу следующего.
Часть 3 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи (нарушение правил охоты, правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства).
Объектом указанного административного правонарушения, вмененного Мельникову В.Н., являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира, предметом противоправного посягательства – животный мир.
Выявленное административным органом нарушение требования п. 13, п.13.3, п.17, п.17.7 Порядка касаются сроков направления охотпользователем отказа в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов заявителю (физическому лицу), доказательств наличия в данном случае угрозы для животного мира в результате таких действий не представлено и в материалах дела не содержится.
Изложенное позволяет прийти к выводу, что Мельниковым В.Н. не допущено нарушений образующих состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, судья считает, что жалоба Мельникова В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении №/охот заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО4 от 29.08.2016 по ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО13 – удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела государственного надзора, охраны и использования животного мира ФИО4 от 29.08.2016 должностному лицу – председатель правления общественной организации «Первоуральское общество охотников и рыболовов», которым должностное лицо – председатель правления общественной организации «Первоуральское общество охотников и рыболовов «Мельников ФИО11 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 рублей – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Мельникова ФИО12 – прекратить, в соответствии с требованиями п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием в его действиях состава указанного административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через Первоуральский городской суд Свердловской области.
Судья: подпись. Е.А. Елисеева
Копия верна. Судья: Е.А. Елисеева
Секретарь: Е.С.Сабурова
Решение на 08.11.2016 не вступило в законную силу
Судья: Е.А.Елисеева
Секретарь: Е.С.Сабурова
Подлинник решения находится в материалах дела за №12-253/2016 и хранится
в Первоуральском городском суде
Судья: Е.А.Елисеева
Секретарь: Е.С.Сабурова