Решение по делу № 12-30/2020 от 27.08.2020

Дело № 12-30/2020

УИД 22RS 0068-01-2020-003427-84

РЕШЕНИЕ

21 сентября 2020 года с. Троицкое

Судья Троицкого районного суда Алтайского края Сидорова И.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Нерудные строительные материалы» Савинкова А.Ю. на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное государственным инспектором отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, которым

Общество с ограниченной ответственностью Торговый Дом «Нерудные строительные материалы», юридический адрес: <адрес> пом. 16,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 260 000 рублей,

установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К., ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. 00 мин. (время указано согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ) на автомобильной дороге <адрес> в <адрес>, <адрес>, водитель Щ., на транспортном средстве КАМАЗ, государственный регистрационный знак с полуприцепом марки НЕФАЗ, государственный регистрационный знак осуществлял внутрироссийскую автомобильную перевозку груза –ЩПС для устройства оснований, согласно транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ) по маршруту <адрес><адрес>, с превышением допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства, которая составила 10,83 тонны, что на 0,83 тонны (8,3%) превышает допустимую нагрузку – 10,00 тонн, без необходимого в данном случае специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, чем нарушил ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также требования, установленные Приложением № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года № 272). Контрольное взвешивание производилось на весах модели ВА-20П, заводской (поверены ДД.ММ.ГГГГ, знак поверки ), расстояние между осями измерялось с помощью рулетки измерительной металлической «Энкор», заводской (поверена ДД.ММ.ГГГГ, знак поверки ).

Действия ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы» квалифицированы по ч.10 ст.12.21.1 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела, государственным инспектором отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ вынесено вышеуказанное постановление.

Представитель ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы» Савинков А.Ю. обратился в Троицкий районный суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит его отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что была нарушена процедура привлечения юридического лица к административной ответственности; не был вручен протокол по делу об административном правонарушении; юридическое лицо не было извещено о времени и месте составления протокола по делу об административном правонарушении и рассмотрении дела; при вынесении постановления должностным лицом не определено место совершения административного правонарушения, указан адрес: <адрес>, однако данное задние является офисным и по данном адресу отсутствуют склады; должностное лицо не имел полномочий на составление протокола об административном правонарушении; должностным лицом был нарушен срок рассмотрения дела.

В судебное заседание представитель ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен.

Проанализировав доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ, судья приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, либо допустимых габаритов транспортного средства, либо габаритов, указанных в специальном разрешении, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленному государственным инспектором отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта К., ДД.ММ.ГГГГ в 21 час. 00 мин. (время указано согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ) на автомобильной дороге <адрес> <адрес> в <адрес>, <адрес>, водитель Щ., на транспортном средстве КАМАЗ, государственный регистрационный знак с полуприцепом марки НЕФАЗ, государственный регистрационный знак осуществлял внутрироссийскую автомобильную перевозку груза –ЩПС для устройства оснований, согласно транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ) по маршруту <адрес><адрес>, с превышением допустимой нагрузки на вторую ось транспортного средства, которая составила 10,83 тонны, что на 0,83 тонны (8,3%) превышает допустимую нагрузку – 10,00 тонн, без необходимого в данном случае специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, чем нарушил ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также требования, установленные Приложением № 2 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом (утверждены Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 года ). Контрольное взвешивание производилось на весах модели ВА-20П, заводской (поверены ДД.ММ.ГГГГ, знак поверки ), расстояние между осями измерялось с помощью рулетки измерительной металлической «Энкор», заводской (поверена ДД.ММ.ГГГГ, знак поверки ).

По результатам рассмотрения дела, государственным инспектором отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ДД.ММ.ГГГГ вынесено вышеуказанное постановление.

Довод жалобы о том, что должностные лица Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Ространснадзора не имеют полномочий на рассмотрение дела об административном правонарушении, является несостоятельным.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 названного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно части 1 статьи 23.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный транспортный надзор, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12.21.1 (за исключением случаев фиксации административного правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 398, (далее - Положение) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.

В силу пункта 4 Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с пунктами 1, 6.1 Положения о Южно-Сибирском межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 27 июня 2017 года № ВБ-539фс, Южно-Сибирское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является территориальным органом межрегионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории <адрес>, <адрес> и <адрес>. Управление осуществляет в случае и в порядке, установленных законодательством, иными нормативными актами Российской Федерации, государственный контроль и надзор за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, организующими и осуществляющими деятельность по обеспечению процесса перевозки пассажиров и грузов на автомобильном транспорте и иную, связанную с транспортным процессом и в сфере дорожного хозяйства деятельность, установленных федеральными законами, другими нормативными актами Российской Федерации требований, в том числе международных договоров.

Таким образом, должностные лица Управления наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и рассмотрению данных дел.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Сведения, которые должны быть указаны в протоколе об административном правонарушении, предусмотрены частью 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с данной нормой в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе время совершения и событие административного правонарушения.

Все обстоятельства, относящиеся к событию административного правонарушения, подлежат выяснению и доказыванию по делу об административном правонарушении.

Вместе с тем событие вмененного ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы» административного правонарушения должным образом не доказано.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в том, что виновный фактически осуществляет погрузку груза в транспортное средство с нарушением допустимой массы. Данные административные правонарушения совершаются в форме действия и считаются оконченными с момента совершения указанных выше действий. Субъективная сторона правонарушений предусмотренных в ст. 12.21.1 КоАП РФ характеризуется либо умыслом либо неосторожностью.

Пунктами 9 и 12 ст. 11 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что погрузка грузов в транспортное средство, контейнер осуществляется таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозок грузов и их сохранность, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера, юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие погрузку груза в транспортное средство, не вправе превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки предусмотрены Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила).

Согласно п. 6 Правил заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4.

В соответствии с п. 5 Правил под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N 1 или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N 2.

Как следует из представленной в материалы дела транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ грузоотправителем является ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы», <адрес>. Прием груза осуществлен по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Из объяснений водителя Щ. следует, что погрузка в транспортное средство осуществлялось силами организации ООО ТД «Нерудные строительные материалы» по адресу: <адрес>, <адрес>

Соответственно, при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом не дано оценки представленным доказательствам. Должностным лицом не выяснены все обстоятельства дела, в частности кто именно осуществлял погрузку груза и где была осуществлена погрузка груза; не приняты меры к истребованию дополнительных сведений и документов, вызову свидетелей или т.п. с тем, чтобы произвести надлежащую оценку представленным доказательствам.

Из обжалуемого постановления о привлечении ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы» к административной ответственности следует, что должностным лицом установлен лишь факт перевозки груза с превышением допустимой нагрузки, между тем наличие вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, должностным лицом не установлено, следовательно, вина ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 12.21.1 Кодекса, должностным лицом фактически не была установлена и доказана, что является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности.

Все вышеуказанные обстоятельства не были исследованы должностным лицом и не получили правовую оценку при вынесении им постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности, что соответственно свидетельствует о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностным лицом.

В соответствии с требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как указано выше, согласно положениям данной статьи лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, знакомиться с протоколом об административном правонарушении, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств.

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Анализ вышеприведенных положений закона позволяет сделать вывод, что физическое лицо, в отношении которого ведется производство по делу, в обязательном порядке должно быть уведомлено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что извещение о вызове лица для составления протокола об административном правонарушении на ДД.ММ.ГГГГ было направлено в адрес ООО Торговый дом «Нерудные строительные материалы» ДД.ММ.ГГГГ и вернулось в административный орган в связи с истечением срока хранения ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором и почтовым конвертом.

Между тем протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии представителя ООО Торговый дом «Нерудные строительные материалы», при этом у должностного лица отсутствовали сведения о получении юридическим лицом извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Отсутствие надлежащего извещения лица, не присутствовавшего при составлении протокола об административном правонарушении, о времени и месте его составления является существенным нарушением процедуры привлечения лица к административной ответственности, лишающим его гарантий защиты, предоставленных Кодексом.

При этом судья учитывает, что в транспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ указан адрес фактического места нахождения: <адрес>. Однако зная адрес фактического места нахождения юридического лица, должностное лицо не направил извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, времени и месте рассмотрения дела, а также протокол об административном правонарушении по месту фактического места нахождения ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы».

С учетом положений КоАП РФ, правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, отсутствия объективных данных, подтверждающих направление и вручение протокола представителю ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ о направлении протокола по делу об административном правонарушении ООО Торговый Дом «Нерудные строительные материалы».

Несоблюдение данных требований КоАП РФ является существенным и влечет нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО Торговый дом «Нерудные строительные материалы».

Протокол по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ был направлен в адрес юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, конверт вернулся за истечением срока хранения в адрес должностного лица ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, на момент рассмотрения дела должностным лицом, в нарушение требований ст. 28.1 КоАП РФ по делу не установлено, соблюдены ли требования закона при привлечении лица к административной ответственности, была ли предоставлена законному представителю ООО Торговый дом «Нерудные строительные материалы» возможность ознакомиться с содержанием составленного в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении, соблюдено ли в этой связи право на защиту.

Недоказанность обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление должностным лицом в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ является основанием для вынесения судьей решения по результатам рассмотрения жалобы на данное постановление о его отмене и прекращении производства по делу.

Поскольку протокол об административном правонарушении, представляющий собой основополагающий процессуальный документ, фиксирующий событие административного правонарушения, является недопустимым доказательством, в связи с чем основанное на нем постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу прекращению за недоказанностью обстоятельств, на основании которых были вынесено постановление.

Руководствуясь ст. 30.6, ст. 30.7, ст. 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Нерудные строительные материалы» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора отдела контроля международных автомобильных перевозок Южно-Сибирского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью Торговый дом «Нерудные строительные материалы» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.10 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить, производство по делу об административном правонарушении, прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня его получения в Алтайский краевой суд через Троицкий районный суд Алтайского края или непосредственно в Алтайский краевой суд.

Судья И.В.Сидорова

Верно, судья И.В.Сидорова

12-30/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО ТД "Нерудные строительные материалы"
Суд
Троицкий районный суд Алтайского края
Судья
Сидорова Инна Владимировна
Статьи

12.21.01

Дело на сайте суда
troicky.alt.sudrf.ru
27.08.2020Материалы переданы в производство судье
21.09.2020Судебное заседание
21.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее