Дело 5-134/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
17 сентября 2018 г. пос. Морки
Судья Моркинского районного суда Республики Марий Эл Лапшина Т.И., рассмотрев материалы административного дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении
ГКУ «Марийскавтодор» (ИНН 1215076763, ОГРН 102200767720, дата регистрации 14.07.2011), расположенного по адресу г.Йошкар-Ола, ул. Пролетарская, д. 26,
законному представителю которого Калашниковой Л.Г. разъяснены его права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 и 25.4 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
На рассмотрение судьи Моркинского районного суда поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении ГКУ «Марийскавтодор».
Как указано в протоколе об административном правонарушении … № … от 02 августа 2018 г., в ходе повседневного надзора 24 июля 2018 г. при обследовании автодороги Коркатово – Верхний Кожлаер нарушение требований ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3.1.1,3.12 ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ГКУ «Марийскавтодор», являющимся юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги, а именно наличие ям, затрудняющих движение транспортных средств.
Действия ГКУ «Марийскавтодор» расценены лицом, составившим протокол об административном правонарушении, как совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, т.е. не соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
При рассмотрении протокола об административных правонарушениях законный представитель ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» Калашникова Л.Г. пояснила, что ГКУ предприняты все возможные и необходимые меры по соблюдению норм и правил, предусмотренных ГОСТ Р 50597-93. Планирование дорожной деятельности осуществляется органами государственной власти. Ими же устанавливаются нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ. Лимиты бюджетных обязательств, доведенных до ГКУ, на 2018 г. составили 11,9 % от нормативной потребности и не позволяют выполнить ремонт по всей сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл. В адрес Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл направлялись запросы о выделении дополнительного объема бюджетных ассигнований на ликвидацию дефектов асфальтобетонного покрытия проезжей части, на что получен ответ об отсутствии свободных доходных источников. Приоритетное направление денежных средств определено на исполнение судебных решений и на автомобильные дороги с высокой интенсивностью движения транспортных средств более 2000 автомобилей в сутки. Считает, что вина ГКУ в совершении административного правонарушения отсутствует, а отсутствие необходимых лимитов бюджетных обязательств является основанием для освобождения заявителя от ответственности на основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ.
Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор ОГИБДД ОМВД России по Моркинскому району Поликарпов Ю.А. на рассмотрение протокола не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом. Судья находит возможным рассмотреть протокол об административном правонарушении по существу в отсутствие должностного лица.
Изучив представленные доказательства, судья оснований для привлечения ГКУ «Марийскавтодор» к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ не находит.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований, в том числе по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа.
Согласно акту выявленных недостатков эксплуатационного состояния автомобильной дороги Коркатово – Верхний Кожлаер от 24 июля 2018 г. на отрезке дороги с 1 по 3,1 км выявлено наличие просадок, выбоин, трещин, затрудняющих движение транспортных средств, чем нарушены п. 3.1.1 ГОСТ Р50597-93.
П. 2 ст. 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
В соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием может быть создано учреждение (государственное или муниципальное соответственно). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл № 390 от 29 ноября 2001 г. на ГУ (впоследствии ГКУ) «Марийскавтодор» возложено выполнение функций государственного заказчика на автомобильных дорогах общего пользования, относящихся к собственности Республики Марий Эл.
Уставом ГКУ Республики Марий Эл «Марийскавтодор» (п.2.1) предусмотрено, что предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной уставом компетенции полномочий исполнительных органов в сфере использования автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл и осуществления на них дорожной деятельности.
В силу п. 1 ст. 17 Закона об автомобильных дорогах, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пп. 12 статьи 3 Закона об автомобильных дорогах).
При этом порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно п. 13. "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 2.1 Устава предметом деятельности ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» является оказание государственных услуг, организация выполнения работ и осуществление функций, определенных настоящим Уставом в сфере использования автомобильных дорог общего пользования республиканского или межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл, в том числе имуществом, необходимом для обслуживания и осуществления на них дорожной деятельности.
В силу пункта 2.2 Устава целями создания учреждения являются учет и обеспечение сохранности автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений в пределах выделенных бюджетных средств, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств.
В соответствии с п. 5.4 Устава ГКУ осуществляет расходование бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств в соответствии с бюджетной сметой и законом Республики Марий Эл в бюджете в части средств, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства Республики.
Заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено федеральным законом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств (п. 5.9 Устава)
Судьей установлено и не отрицается представителем ГКУ, что по состоянию на момент проверки автодорога Коркатово – Верхний Кожлаер нуждалась в ремонте.
В то же время согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приказом Министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл № 166 от 07 декабря 2017 г. (с изменениями, внесенными приказом № 128 от 25 мая 2018 г.) утверждены планы мероприятий по дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл на 2018 г.
В указанных нормативных документах проведение работ по ремонту отрезка автодороги, указанного в протоколе об административном правонарушении, не предусмотрено.
31 мая 2018 г. директор ГКУ РМЭ «Марийскавтодор» обратился в Министерство транспорта и дорожного хозяйства РМЭ с письмом, в котором указал, что общий объем финансирования, предусмотренного на содержание и ремонт автомобильных дорог Республики Марий Эл, составил 4,9 % от нормативной потребности, в связи с чем не представляется возможным выполнение работ по ликвидации дефектов покрытия в полном объеме, и просил рассмотреть вопрос о необходимости дополнительного финансирования указанных работ в 2018 г. В указанном письме указаны и затраты на ликвидацию дефектов покрытия на участке дороги Коркатово – Верхний Кожлаер.
На указанное обращение, направленное Министром транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Министру финансов Республики Марий Эл, последним 26 июня 2018 г. дан ответ № 15-12/230, что выделить бюджетные ассигнования на реализацию указанных мероприятий возможности не имеется.
Таким образом, судье не представлено доказательств вины ГКУ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку им предприняты были все зависящие от него меры по соблюдению соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Отсутствие вины является основанием для освобождения лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, от ответственности.
Согласно ст. 29.9 ч.2 п.1 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу.
Согласно п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения. Поскольку вина является элементом субъективной стороны административного правонарушения, ее отсутствие свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 ч.2 п.1 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
Административное производство в отношении государственного казенного учреждения Республики Марий Эл «Марийскавтодор» по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
На постановление в десятидневный срок может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд.
Судья Т.И.Лапшина