судья Петрова Л.С.
дело № 33-5575/2018 28 мая 2018 года
г.Пермь
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Валуевой Л.Б.,
судей: Чулатаевой С.Г., Лапухиной Е.А.,
при секретаре Баскаль В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 28 мая 2018 года апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края на решение Кочевского районного суда Пермского края от 20 марта 2018 года, которым постановлено:
«Иск Мордвиной Маргариты Ивановны к Администрации Кочевского муниципального района и Министерству строительства и архитектуры Пермского края, удовлетворить.
Обязать Администрацию Кочевского муниципального района перевести Мордвину Маргариту Ивановну в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категорию «пенсионеры» с первоначальной даты постановки на учет – 13 декабря 1999 года.
Взыскать с Администрации Кочевского муниципального района в пользу Мордвиной Маргариты Ивановны судебные расходы в размере 300 рублей».
Заслушав доклад судьи Чулатаевой С.Г., объяснения представителя ответчика Министерства строительства и архитектуры Пермского края – Сидоровой Д.В., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мордвина М.И. обратилась с иском к администрации Кочевского муниципального района, Министерству строительства и архитектуры Пермского края, с учетом уточнения иска, предъявила требование о возложении на администрацию Кочевского муниципального района обязанности перевести истца в список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по Кочевскому муниципальному району в категорию «пенсионеры» с первоначальной даты постановки на учет – 13 декабря 1999 года.
Требование обосновала тем, что была включена в указанную программу с 13.12.1999 года в категории «работающие», по достижении пенсионного возраста не была переведена в соответствующую категорию. Решением комиссии по жилищным вопросам администрации Кочевского муниципального района от 09.02.2018 года она была переведена в категорию «пенсионеры», однако дата учета была определена как 06.02.2018 года, что истец полагает необоснованным. Указывает на то, что за ней должна быть сохранена первоначальная дата постановки на учет для участия в программе, независимо от изменения основания участия и категории учета.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Министерство строительства и архитектуры Пермского края в связи с нарушением судом норм материального права.
Ответчик полагает, что судом первой инстанции неправильно применен материальный закон, поскольку не имеется оснований для применения к спорным правоотношениям положений п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства РФ 10.12.2002 года № 879 в редакции от 14.11.2007 года, поскольку при внесении изменений в законодательство указанной норме не была придана обратная сила, до внесения изменений очередность предоставления субсидии определялась моментом возникновения права на переход в другую категорию. Также ссылается на то, что судом необоснованно не принят во внимание предусмотренный законом заявительный порядок реализации права на получение жилищной субсидии, поскольку истец с заявлением об изменении категории учета обратилась в 2018 году, удовлетворение требований полагает неправомерным. Указывает на то, что Министерство является ненадлежащим ответчиком в силу того, что государственные полномочия по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, переданы органам местного самоуправления. Контроль за осуществлением органами и местного самоуправления государственных полномочий осуществляется в формах, указанных в ст. 8 Закона № 159-ПК, Министерство не принимало решение в отношении истца, соответственно не могло каким-либо образом нарушить ее права.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержала.
Истец, представитель ответчика - администрации Кочевского муниципального района, третьи лица в суд не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ судебная коллегия не усматривает препятствий для рассмотрения дела при данной явке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усмотрела оснований к его отмене, изменению.
В соответствии с ФЗ РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей" установлено право граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета при выезде из указанных районов, реализуемой через жилищный сертификат.
В силу положений ст. 2 ФЗ РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" введенной в действие Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ, начало действия редакции с 01.01.2012 года, очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан). Действовавшая ранее редакция указанной статьи данные положения не содержала.
В соответствии с п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879, в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 N 780 действовавшей до 01.01.2012 г., в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Мордвина М.И. 13.12.1999 года подала заявление об участии в программе переселения из местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на основании которого она поставлена на учет граждан имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, категория «работающие».
21.02.2008 года истице была назначена пенсия по старости, что в соответствии с действовавшим в указанный период законодательством являлось основанием для изменения очередности, перевода истца в категорию учета «пенсионеры».
Письменное заявление о переводе учетного дела в очередь категории «пенсионеры» было подано истицей – 06.02.2018 года, при его рассмотрении Жилищной комиссией администрации Кочевского муниципального района учетное дело было переведено в категорию «пенсионеры», очередность постановки на учет определена по дате обращения.
Суд первой инстанции, разрешая заявленное требование, пришел к выводу о том, что право Мордвиной М.И. на переход в другую очередь на получение жилищной субсидии по категории «пенсионер» возникло до 01.10.2011 года, то есть до вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 17.07.2011 года N 212-ФЗ, действовавшим на момент возникновения права законодательством в качестве основания изменения момента принятия на учет не было предусмотрено изменение основания получения субсидии, пришел к выводу о правомерности требования об определении очереди Мордвиной М.И. по первоначальной дате постановки на учет - 13.12.1999 года.
Доводы ответчиков относительно того, что к спорным правоотношениям подлежат применению нормы ФЗ РФ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в редакции, действующей на момент разрешения судом спора, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В соответствии с положениями ст.2 ЖК органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Таким образом, правоотношения по реализации права на получение субсидии для приобретения или строительства жилых помещений урегулированы нормами жилищного законодательства.
Статьей 6 ЖК РФ определяющей действие жилищного законодательства во времени, установлено, что акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Учитывая принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость политики в социальной сфере; положения жилищного законодательства, судебная коллегия полагает, что при разрешении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями жилищного законодательства, действующего в момент возникновения спорных правоотношений.
Также не может быть признана обоснованной позиция ответчика о том, что основанием изменения категории учета, очередности является заявление, а не изменение обстоятельств в связи с которыми было признано, а впоследствии изменена категория очередности реализации права на получение социальной выплаты.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства и архитектуры Пермского края является ненадлежащим ответчиком по делу, судебная коллегия полагает основанным на ошибочном токовании норм права.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что нормативными актами, регулирующими вопросы предоставления социальных выплат, в том числе: Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 N 879, Законом Пермского края от 18.12.2007 года № 159-ПК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края государственными полномочиями по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» - регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания, тогда как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают контроль за осуществлением органами местного самоуправления данной деятельности.
В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 30.12.2017), органы исполнительной власти организуют работу по проверке органами местного самоуправления или подразделениями представленных документов, по результатам которой принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником основного мероприятия.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что Министерство строительства и архитектуры Пермского края, являясь исполнителем государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством и органом формирующим сводные списки, осуществляющим контроль за действиями органами местного самоуправления по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, наделено полномочиями по защите прав граждан, в том числе в части изменения очередности, установленной органом местного самоуправления, и является надлежащим ответчиком по делу - обоснован.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают законность постановленного по делу решения, поскольку по существу сводятся к иной оценке исследованных судом доказательств и неверном толковании норм материального права.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Кочевского районного суда Пермского края от 20 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: