Решение по делу № 2-299/2022 (2-2512/2021;) от 07.09.2021

       Дело № 2-299/2022

УИД: 91RS0018-01-2021-003012-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 декабря 2022 года                                                               г. Саки

Сакский районный суд Республики Крым в составе судьи Гончарова В.Н., при секретаре Станиславенко Д.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании <адрес> гражданское дело по иску Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО1 о сносе самовольных построек,

установил:

    В сентябре 2021 года Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым обратилась в суд с иском к ФИО1 о сносе самовольных построек.

        Исковые требования мотивированы тем, что на земельном участке площадью 1880 кв.м с кадастровым номером: , отнесённом к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, за пределами населённого пункта, принадлежащем ответчику ФИО1, без получения разрешительных документов возведены 3 объекта капитального строительства. В обоснование исковых требований истец ссылается на Акт проверки органом государственного надзора от ДД.ММ.ГГГГ, составленного в рамках внеплановой выездной проверки земельного участка, и на Уведомление Сакского горрайонного управления Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о выявлении самовольной постройки от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.3 ст. 4 ФЗ от    ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ полевой земельный участок может использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нём зданий и строений. Со ссылкой на ч.1 ст. 222 ГК РФ считает расположенные на земельном участке ответчика постройки самовольными, как «возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки». Фактическое использование земельного участка с кадастровым номером: не соответствует виду разрешённого использования, в связи с чем согласно ч.2 ст. 222 ГК РФ просит суд обязать ФИО1 снести самовольные постройки – 3 объекта капительного строительства, расположенные на земельном участке площадью 1880 кв.м по адресу: <адрес>, <адрес>/с, за пределами населённого пункта, с кадастровым номером , за счёт ответчика.

Истец в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Представитель истца по доверенности обратился к суду с письменным заявлением о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования, изложенные в исковом заявлении, поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом. Представитель ответчика адвокат ФИО3 предоставила суду письменные возражения по иску, в которых просила в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям. Право собственности ответчика ФИО1 на вышеуказанный земельный участок возникло на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ В свою очередь, даритель по договору ФИО4 владел земельным участком на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером (укр.), ранее предоставленным распоряжением Сакской райгосадминистрации от ДД.ММ.ГГГГ -р для ведения личного крестьянского хозяйства с целью организации сельского зелёного туризма на территории <адрес> сельского совета <адрес>. На момент образования и передачи его в собственность предыдущему собственнику правовой режим земельного участка регламентировался Законом Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ -IV и Земельным кодексом Украины, которые предусматривали право возведения на нём жилых домов, хозяйственных строений и сооружений, необходимых для ведения личного крестьянского хозяйства. Данное право было реализовано ФИО4, который осуществил строительство домика фермера площадью застройки 186,7 кв.м. и сооружения для отдыха туристов и хранения садового инвентаря площадью застройки 71,4 кв.м (не является объектом капитального строительства) в соответствии с Декларацией о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АРК за номером . Таким образом, общая площадь строений и занятая строениями площадь земельного участка не превышают установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» ограничений в виде 500 кв.м площади строений и 0,25 процентов от общей площади земельного участка. Кроме того, обращает внимание суда на то обстоятельство, что при постановке земельного участка на кадастровый учет в ЕГРН были внесены о виде разрешённого использования земельного участка «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», что не соответствует цели и назначению приобретённого ответчиком земельного участка. Усмотрев в этом нарушение прав собственника, ФИО1 обратилась в администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> с заявлением об отнесении ранее учтённого земельного участка к определённой категории земель и установлении вида разрешённого использования земельного участка «сельскохозяйственное использование-ведение сельского хозяйства» (код 1.0). Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 уведомила о невозможности изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером до урегулирования разногласий относительно территорий неурегулированных вопросов (зона Н-1), с учётом которых был утвержден Генеральный план муниципального образования <адрес> сельское поселение <адрес>. Из ответа администрации также следует, что на являющейся приложением к Правилам землепользования и застройки <адрес> сельского поселения карте градостроительного зонирования вышеуказанный земельный участок отражен в зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1). При этом на момент рассмотрения спора в суде администрацией <адрес> рассматриваются материалы проекта внесения изменений в Генеральный план сельского поселения, в соответствии с которыми территория, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером отнесена к функциональной зоне рекреационного назначения в границах населенного пункта. В связи с чем полагает, что по завершению процедуры внесения изменений и утверждения новой редакции Генерального плана препятствий к приведению правоустанавливающих документов на земельный участок к фактическому его использованию и установлению вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0) не будет. В иске о сносе возведённых объектов просила отказать.

Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ч.1,2 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Как следует с положений ст. 56 данного Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Согласно части 1 и 4 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Судом установлено, что в адрес администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ Сакским горрайонным управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым направлены уведомление о выявлении самовольной постройки в ходе проведения мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора (л.д.8-9) и акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ органом государственного надзора земельного участка площадью 1880 кв.м с кадастровым номером , отнесённого к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> сельский совет, за пределами населённого пункта, принадлежащего ответчику ФИО1(л.д.10-15).

Рассмотрев акт проверки и уведомление о выявлении самовольной постройки комиссия по вопросам самовольного строительства на территории <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым на своём заседании ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о подготовке искового заявления в суд (л.д. 16).

Из представленной по судебному запросу выписки из Единого государственного реестра недвижимости установлено, что земельный участок площадью 1880+/-15 кв.м с кадастровым номером (присвоен ДД.ММ.ГГГГ) отнесён к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешённого использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», имеет статус «актуальные, ранее учтённые», расположен по адресу: <адрес>, Молочненский <адрес>, принадлежит ФИО1; государственная регистрация права собственности от ДД.ММ.ГГГГ; ранее присвоенный государственный учётный номер – кадастровый от ДД.ММ.ГГГГ Горрайонным управлением Госкомзема в <адрес> и <адрес> Автономной Республики Крым (л.д.33-35).

Согласно удостоверенному частным нотариусом <адрес> нотариального округа АРК ФИО5 договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продал, а ФИО4 купил земельный участок площадью 0,1880 га с кадастровым номером расположенный по адресу: Украина, Автономная <адрес>, <адрес>. Целевое назначение земельного участка – для ведения личного крестьянского хозяйства, состав угодий – пастбища, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения (л.д.69-71). Земельный участок отчуждался без изменения его целевого назначения (п.1.4 договора).

Земельный участок с кадастровым номером: площадью 0,1880 га принадлежал продавцу ФИО6 на основании государственного акта на право собственности на земельный участок серии ЯЛ , выданного Сакской райгосадминистрацией ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного частным нотариусом <адрес> нотариального округа ФИО5, и заявления о разделе земельного участка (л.д. 68).

Из технической документации по землеустройству для оформления права собственности ФИО6 на земельный участок следует, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенному частным нотариусом <адрес> нотариального округа ФИО5, ФИО8 А.Н. продал, а        ФИО6 купил земельный участок с кадастровым номером площадью 0,3757 га, расположенный по адресу: Украина, Автономная <адрес>, <адрес> сельский совет, за пределами населённого пункта (л.д.167-170). Целевое назначение земельного участка – для ведения личного крестьянского хозяйства, состав угодий – пастбища, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Земельный участок отчуждался без изменения его целевого назначения (п.1.4 договора).

Земельный участок с кадастровым номером площадью 0,3757 га, расположенный по адресу: Украина, Автономная <адрес>, <адрес> сельский совет, за пределами населённого пункта, принадлежал продавцу ФИО9 А.Н. согласно государственному акту на право собственности на земельный участок серии ЯИ , выданному ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения Сакской райгосадминистрации от ДД.ММ.ГГГГ -р.

Согласно заключению .1-33 от ДД.ММ.ГГГГ Горрайонного управления Госкомзема в <адрес> и <адрес> АР Крым особый режим (зоны особого режима) использования относительно земельного участка с кадастровым номером не устанавливался (л.д. 176).

Земельный участок с кадастровым номером площадью 0,1880 га образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером площадью 0,3757 га по заявлению собственника ФИО6

В соответствии с архивной выпиской от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>ной государственной администрацией Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -р был утверждён проект землеустройства и передан бесплатно в собственность ФИО10 А.Н. для ведения личного крестьянского хозяйства с целью организации сельского зелёного туризма земельный участок площадью 0,3757 га других открытых земель без растительного покрова или с незначительным растительным покровом с кадастровым номером , расположенный за границами населённых пунктов на территории Молочненского сельского совета <адрес> (л.д. 194-195).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля в АРК за номером КР 083131970576 зарегистрирована Декларация о начале выполнения строительных работ по новому строительству домика фермера общей площадью 252,6 кв.м, площадью застройки 186,7 кв.м, пяти сооружений для отдыха туристов и хранения садового инвентаря, домика охраны, бассейна на земельном участке с кадастровым номером 0124384700:04:001:1313 площадью 0,1880 га (л.д. 72-75). В настоящий момент данный земельный участок имеет кадастровый . Проект строительства (л.д.125-159) получил положительное заключение экспертизы -КЧ/АР от ДД.ММ.ГГГГ.(л.д. 103-104).

Главным архитектором <адрес> выданы градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 122-124), согласно которым в соответствии с генеральным планом <адрес> и схемой планировки территории АР Крым предусмотрено строительство дома фермера, сооружений для отдыха туристов и хранения инвентаря на земельном участке с целевым назначением «для ведения личного крестьянского хозяйства. Основные технико-экономические показатели объектов: площадь застройки 561,00 кв.м, общая площадь 986,08 кв.м, полезная площадь 986,08 кв.м, строительный объём 3933,00 куб.м.

Заключением экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ АНО «<адрес>» установлено, что земельный участок с кадастровым номером фактически используется с видом разрешённого использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), в связи с чем согласно п.54 Правил землепользования и застройки Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, утверждённых решением 79 сессии <адрес> совета Республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ допустимо присвоение вышеуказанному земельному участку вида разрешённого использования по фактическому использованию «сельскохозяйственное использование» (код 1.0), (л.д.105-121).

Заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ судебной землеустроительной экспертизы установлено следующее:

- при проведении натурного осмотра установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>/с, за пределами населённого пункта, расположены объекты капительного строительства со следующими показателями: здание дома фермера площадью застройки 186,7 кв.м общей площадью внутренних помещений 249,6 кв.м, количество этажей -2; здание дома отдыха для туристов площадью застройки 71,4 кв.м общей площадью внутренних помещений 120,00 кв.м, количество этажей -2; здание охраны площадью застройки 30,00 кв.м, количество этажей -1; ограждение из камня-ракушечника протяженностью 208,7 пог.м;

- возведённые в границах земельного участка с кадастровым номером здания дома фермера, здание дома отдыха для туристов и здание охраны по принятым конструктивным и архитектурно-планировочным решениям соответствуют требованиям существующих строительных, градостроительных, пожарных и санитарных норм и правил, предъявляемым к подобным зданиям, находятся в хорошем исправном техническом состоянии; обеспечена их механическая безопасность, отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан вследствие разрушения или потери устойчивости зданий;

- сохранение и эксплуатация возведённых в границах земельного участка с кадастровым номером здания дома фермера, здание дома отдыха для туристов и здание охраны не затрагивает интересов третьих лиц, не создают препятствий в пользовании территориями общего пользования, в том числе проезда, и не создают угрозу жизни и здоровья граждан;

- возведённые в границах земельного участка с кадастровым номером здания дома фермера, здание дома отдыха для туристов и здание охраны возводятся в соответствии с данными проекта -/13 и декларации на начало строительных работ, зарегистрированной в Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля ДД.ММ.ГГГГ

Выводы эксперта сторонами не оспаривались.

Оценивая указанное заключение эксперта, суд учитывает, что при проведении исследования экспертом приняты во внимание все материалы гражданского дела, представленные на экспертизу, и им сделан соответствующий анализ, что отражено в исследовательской части заключения эксперта. Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно, квалификация и уровень знаний эксперта сомнений у суда не вызывает. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта является допустимым доказательством, исключающим удовлетворение исковых требований администрации Молочненского сельского поселения <адрес> Республики Крым о сносе спорных строений, а также подтверждающим заявленные ответчиком ФИО1 возражения против иска.

В соответствии с частью 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно части 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

     Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1).

Конституция Российской Федерации, гарантируя признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8), относит к числу прав и свобод человека и гражданина, признание, соблюдение и защита которых являются обязанностью государства (статья 2), право частной собственности, которое, согласно ее статье 35, охраняется законом (часть 1), включает в себя право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (часть 2), притом что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, статьи 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, а также статьи 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности (и, соответственно, свободы пользования имуществом, в том числе для осуществления предпринимательской деятельности), а лишение имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, недопустимо.

Опираясь на вышеприведенные положения Конституции Российской Федерации и международно-правовых актов, являющихся в силу ее статьи 15 (часть 4) составной частью правовой системы Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции (постановления от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 31-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 34-П и др.): конституционные гарантии охраны частной собственности законом и допустимости лишения имущества не иначе как по решению суда, выражающие принцип неприкосновенности собственности, а также конституционные гарантии судебной защиты распространяются как на сферу гражданско-правовых отношений, так и на отношения государства и личности в публично-правовой сфере.

Соответственно, закрепленные в Конституции Российской Федерации гарантии охраны частной собственности, предусматривающие недопустимость лишения имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права, нашедшие реализацию и в принципах гражданского законодательства, которое основывается помимо прочего на неприкосновенности собственности, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (пункт 1 статьи 1 ГК Российской Федерации), действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, в том числе в течение всего предусмотренного действующим законодательством переходного периода.

Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" «на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения».

В соответствии со статьёй 12.1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ

- до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере;

- до ДД.ММ.ГГГГ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования отношений по выявлению и сносу объектов капитального строительства, возведенных или созданных с нарушением законодательства Российской Федерации, законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе если разрешенное использование земельных участков, на которых возведены или созданы объекты капитального строительства, не допускает строительства на этих участках объектов капитального строительства, могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В силу статьи 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 6-ФКЗ

- законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом;

- нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и <адрес>, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на территориях соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного правового акта города федерального значения Севастополя;

- нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и <адрес>, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя, противоречащие Конституции Российской Федерации, не применяются.

В соответствии со статьёй 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие; действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом; по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие; отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Поскольку период образования спорного земельного участка и предоставления его в собственность относится к 2009-2012 гг. правовую оценку данных правоотношений следует проводить в том числе и в соответствии с положениями норм украинского законодательства, не противоречащих положениям законодательства Российской Федерации, через призму положений главы 66 «Международное частное право» Гражданского кодекса Российской федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Украины все земли Украины по своему целевому назначению делятся на 9 категорий, которыми определяются особенности правового статуса земельного участка. Землям сельскохозяйственного назначения установлен приоритет целевого использования, и в силу ст. 22 Земельного кодекса Украины землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной, научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры, в том числе инфраструктуры оптовых рынков сельскохозяйственной продукции, или предназначенные для этих целей. В пределах этой категории выделены определённые виды использования земель, среди них – для сенокошения и выпаса скота, садоводства, огородничества, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства и т.д.

Согласно Закону Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ -IV личное крестьянское хозяйство (ЛКХ) – это хозяйственная деятельность, осуществляемая без создания юридического лица физическим лицом индивидуально либо лицами, состоящими в семейных или родственных отношениях и проживающими совместно, с целью удовлетворения личных потребностей путём производства, переработки и потребления сельскохозяйственной продукции, реализации её излишков, в том числе и в сфере сельского зелёного туризма. Деятельность, связанная с ведением личного крестьянского хозяйства, не относится к предпринимательской. К имуществу, которое используется для ведения личного крестьянского хозяйства, согласно ст. 6 Закона, отнесены жилые дома, хозяйственные строения и сооружения, сельскохозяйственная техника, инвентарь и оборудование, транспортные средства, сельскохозяйственные и домашние животные и птица, пчелосемьи, многолетние насаждения, произведенная сельскохозяйственная продукция, продукты ее переработки и иное имущество. Согласно разъяснениям Государственного комитета Украины по земельным ресурсам (Госкомзем) от ДД.ММ.ГГГГ на земельных участках личных крестьянских хозяйств можно возводить жилые дома, хозяйственные строения и сооружения, необходимые для ведения личного крестьянского хозяйства. Прямой запрет на строительство капитальных сооружений на земельном участке с целевым назначением «для ведения личного крестьянского хозяйства» ни Земельный кодекс Украины, ни Гражданский кодекс Украины, ни Закон Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ -IV не содержали.

В соответствии с частью 1 статьи 376 ГК Украины жилой дом, строение, сооружение, иное недвижимое имущество признаётся самовольным строительством, если они возведены или возводятся на земельном участке, который не был отведён для этой цели, или без надлежащего разрешения или надлежаще утверждённого проекта, или с существенным нарушением строительных норм и правил. Перечень условий признания объекта капитального строительства самовольным является альтернативным, наличие одновременно всех признаков самовольного строительства не требуется.

Как следует из материалов гражданского дела строительство спорных объектов на земельном участке с кадастровым номером 90:11:150401:1276 начато одним из предыдущих собственников земельного участка ФИО4 в июле 2013 года в период действия на территории Крыма законодательства Украины, предусматривающего право застройки объектами капитального строительства земельных участков с целевым назначением «для ведения личного крестьянского хозяйства». Органы государственной власти Украины осуществили действия, свидетельствующие о признании деятельности ФИО4 по возведению дома фермера и строений для отдыха туристов и хранения инвентаря соответствующей действовавшему на тот момент законодательству, а именно: разработаны и утверждены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка, выдано положительное заключение экспертизы проекта строительства, принята и зарегистрирована декларация на начало выполнения строительных работ. Согласно выводам эксперта все объекты недвижимости на вышеуказанном земельном участке возведены до 2014 года. Поэтому оснований к признанию объектов недвижимости, возведённых в границах спорного земельного участка, самовольными постройками, учитывая принцип действия закона во времени суд не усматривает.

Что касается доводов истца относительно несоответствия использования ответчиком земельного участка виду его разрешенного использования, суд приходит к следующим выводам.

Особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ н. -ЗРК «Об особенностях регулирования земельных и иных имущественных отношений на территории Республики Крым».

Согласно статье 13 Закона -ЗРК, пункту 2 Порядка переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , переоформление прав осуществляется в отношении прав на земельные участки, которые возникли до вступления в силу Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФКЗ.

По своей правовой природе процедура переоформления прав является процедурой приведения ранее возникших прав в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации, предусматривающая возможность сохранения ранее возникших прав при условии их соответствия нормам российского законодательства.

Статья 14 Закона -ЗРК содержит положение о том, что до ДД.ММ.ГГГГ изменение (установление) разрешённого использования земельных участков разрешается до разработки правил землепользования и застройки, документов территориального планирования с учётом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Закона -ФКЗ лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории при условии, если местоположение объектов не противоречит градостроительной документации, действующей до вступления в силу Закона -ФКЗ, или объединённой укрупнённой схеме размещения объектов федерального и регионального значения на территории Республики Крым. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования с учётом градостроительной документации, действующей до вступления в силу Закона -ФКЗ.

Статьёй 7 Закона -ЗРК предусмотрено, что разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определённые документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утверждённой в установленном порядке до вступления в силу Федерального конституционного закона.

До утверждения правил землепользования и застройки, утверждения лесохозяйственных регламентов разрешённое использование земельных участков определяется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым с учётом утвержденных документов территориального планирования.

Из информации, предоставленной администрацией Молочненского сельского поселения <адрес> следует, что поскольку утверждёнными решением <адрес> совета от ДД.ММ.ГГГГ Правилами землепользования и застройки Молочненского сельского поселения принадлежащий ответчику земельный участок отражён на карте градостроительного зонирования в зоне территорий неурегулированных вопросов по генеральному плану (Н-1), администрация не имеет возможности в настоящее время изменить вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 90:11:150401:1276.

При этом, в силу приведенных выше правил определения вида разрешённого использования земельных участков в процедуре переоформления ранее возникших прав подлежали применению пункты 6, 7 Положения, согласно которым вид разрешенного использования земельного участка следовало определять исходя из указанной в правоустанавливающем документе цели предоставления земельного участка и Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель.

Из Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель, являющейся приложением к Постановлению Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ , следует что на земельных участках с видом разрешенного использования «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» (Код 1.16) предусмотрено производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства.

Данный вид разрешенного использования не соответствует цели и назначению принадлежащего ответчику земельного участка. Целевое назначение для ведения личного крестьянского хозяйства с возможностью строительства на земельном участке дома фермера и сооружений для отдыха и хранения садового инвентаря соответствует виду разрешенного использования «Сельскохозяйственное использование – ведение сельского хозяйства» (Код 1.0).

    Согласно Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением видам разрешенного использования земельного участка, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Собственник вправе самостоятельно выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка без дополнительных разрешений и согласований.

Необходимым условием для реализации такого права является наличие утвержденных в установленном порядке правил землепользования и застройки и соответствие выбранного вида разрешенного использования видам, установленным для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок. Изменение сведений о разрешенном использовании земельного участка в ЕГРН в таком случае осуществляется на основании заявления заинтересованного лица и необходимых для кадастрового учета документов с использованием процедуры кадастрового учета изменений объекта недвижимости.

Суд полагает, что до урегулирования разногласий относительно территории неурегулированных вопросов (Зона Н-1) в генеральном плане муниципального образования и утверждения новой редакции генерального плана ответчик лишен возможности реализовать предусмотренные законом полномочия собственника по изменению вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка. При этом обращение администрации муниципального образования с исковыми требованиями о сносе объекта капитального строительства по основаниям несоответствия размещения зданий виду разрешенного использования земельного участка суд полагает преждевременным, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.

Кроме того, суд в своих выводах об отказе в удовлетворении иска исходит их того, что допустимых, актуальных доказательств использования ответчиком земельного участка с нарушением вида разрешенного использования, а именно возведения именно ФИО1 с нарушением целевого назначения земельного участка объектов капительного строительства, истцом суду не представлено.

В соответствии с положениями ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой оспариваемых прав, свобод и законных интересов.

При этом необходимо отметить то, что избираемый способ защиты права, которое лицо считает нарушенными, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.

Следовательно, обращение в суд должно быть обусловлено необходимостью защиты (восстановления) нарушенных прав, должно обеспечивать восстановление нарушенного права обращающегося в суд с заявлением лица, чтобы оно было не иллюзорным, а способы его защиты - реально действующими и эффективными.

Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В связи с тем, что сторонами не заявлено требование о возмещении понесенных ими судебных расходов, суд данный вопрос не рассматривал.

В соответствии изложенному, руководствуясь ст.ст. 67, 71, 98, 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО1 о возложении обязанности снести самовольные постройки оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                     В.Н. Гончаров

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                     В.Н. Гончаров

2-299/2022 (2-2512/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация Молочненского сельского поселения
Ответчики
Зубова Александра Викторовна
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Басараб Д.В.
Дело на странице суда
saki.krm.sudrf.ru
07.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.09.2021Передача материалов судье
07.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
27.10.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
02.12.2021Предварительное судебное заседание
02.12.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.01.2022Предварительное судебное заседание
17.02.2022Судебное заседание
07.12.2022Производство по делу возобновлено
07.12.2022Судебное заседание
12.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее