Дело № 2-1254/2018
Поступило в суд 25.12.2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 июня 2018 года г. Новосибирск
Новосибирский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Семенихиной О.Г.
При секретаре Мирончак К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ЖСК «Академический» к Ольшевскому Сергею Николаевичу о взыскании неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
ЖСК «Академический» обратился в суд с иском к Ольшевскому С.Н. о взыскании неосновательного обогащения.
В обоснование заявленных требований указал, что Ольшевский С.Н. является членом ЖСК «Академический». ДД.ММ.ГГГГ ответчиком на имя председателя правления ЖСК «Академический» фио1 подано заявление с просьбой перевести денежные средства в размере 300 000 рублей, внесенные в качестве паевого взноса, на счет ответчика по реквизитам, указанным в заявлении. В качестве причины перечисления было указано «решение вопроса по ипотечному кредитованию строительства». На заявлении проставлена резолюция председателя правления фио1 «не возражаю».
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Академический» осуществило возврат первого паевого взноса Ольшевскому С.Н. в сумме 300 000 рублей.
Истец указывает, что выплата первоначального паевого взноса Ольшевскому С.Н. на основании одного лишь заявления и при сохранении его членства в кооперативе является неправомерной и выполненной без каких- либо законных оснований.
Просит взыскать с ответчика в пользу истца 300 000 рублей в качестве неосновательного обогащения.
В судебном заседании представитель истца ЖСК «Академический» Кучеренко Б.О. исковые требования поддержал, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
В судебном заседании ответчик Ольшевский С.Н. исковые требования не признал. В обоснование возражений указывал, что при вступлении в члены ЖСК «Академический» он в качестве паевого взноса внес 341 500 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Академический» осуществило возврат первого паевого взноса Ольшевскому С.Н. в сумме 300 000 рублей.
В настоящее время ответчик членом ЖСК не является, неоднократно подавал истцу заявления о выходе из состава членов ЖСК, заинтересованности в членстве ЖСК не имеет. Кроме того, истец действий по строительству какого-либо объекта для Ольшевского С.Н. не предпринимает. Просил в иске отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Наряду с другими основаниями, таким основанием является неосновательное обогащение.
Согласно п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество ( неосновательное обогащение ), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
По смыслу указанной нормы, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факт приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке, т.е. происходит неосновательно.
Из содержания указанной нормы права также следует, что лицо, требующее возврата неосновательного обогащения, должно обосновать, что оно является потерпевшим в обязательстве из неосновательного обогащения, а ответчик (приобретатель) неосновательно обогатился за счет истца. Бремя доказывания факта возникновения у ответчика неосновательного обогащения и наличия оснований для его взыскания лежит на истце, поскольку в силу положений п.3 ст.10 ГК РФ добросовестность гражданина в данном случае презюмируется.
Судом установлено, что Жилищно-Строительный кооператив «Академический» создан в соответствии с решением общего собрания учредителей кооператива (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №...) как добровольное объединение граждан, указанных в части 4 статьи 16.5 Федерального закона ФЗ -161 «О содействии развитию жилищного строительства», на основе их членства в целях удовлетворения потребностей указанных граждан в жилых помещениях путем объединения членами кооператива своих денежных средств для строительства на переданном в безвозмездное пользование для этих целей земельном участке объектов индивидуального жилищного строительства, и (или) объектов инженерной инфраструктуры и (при необходимости) в дополнение к указанным домам объектов для эксплуатации жилья, а также последующего управления объектами индивидуального жилищного строительства, объектами инженерной инфраструктуры и объектами для эксплуатации жилья.
Как следует из материалов дела, из имеющейся выписки из ЕГРЮЛ № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-13), регистрация юридического лица ЖСК «Академический» была произведена ДД.ММ.ГГГГ, а также внесена запись о том, что Ольшевский С.Н. является учредителем юридического лица, в связи с чем Ольшевский С.Н. на основании п.23 Устава ЖСК, утвержденного общим собранием членов ЖСК «Академический» (протокол №... от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому членами кооператива со дня его государственной регистрации в качестве юридического лица становятся лица, проголосовавшие за организацию кооператива, - на момент создания юридического лица являлся членом кооператива.
Подпункт 4 пункта 10 Устава содержит определение понятия паевого взноса как разового платежа, вносимого (подлежащего внесению) членом кооператива в счет оплаты пая, размер, порядок и сроки внесения которого определяются данным Уставом.
Паевым взносом являются денежные средства, которые должны быть внесены членом кооператива на банковский счет кооператива, открытый в установленном порядке, в следующие сроки: первый паевой взнос в размере 20 % от суммы всех паевых взносов в срок в течение трех месяцев с даты принятия попечительским советом Фонда «РЖС» решения о передаче в безвозмездное пользование земельного участка кооперативу; - последующие паевые взносы в сроки, установленные утвержденным общим собранием графиком проектирования строительства (п.47 Устава).
Сторонами не оспаривалось, что Ольшевский С.Н. в качестве паевого взноса на счет ЖСК «Академический» внес 341 500 рублей.
Истец, обращаясь с заявленными требованиями, ссылается на то, что ответчик, будучи членом кооператива ЖСК, неправомерно получил выплату внесенного им паевого взноса в размере 300 000 рублей.
Ответчик, не признавая исковых требований, оспаривает членство в ЖСК, членом кооператива себя не считает, полученные им от истца денежные средства 300 000 рублей в качестве возврата внесенного им паевого взноса не считает неосновательным обогащением.
Разрешая требования истца в части взыскания неосновательного обогащения в размере 300 000 рублей, суд исходит из следующего.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Ольшевским С.Н. на имя председателя правления ЖСК «Академический» фио1 подано заявление ... с просьбой перевести денежные средства в размере 300 000 рублей, внесенные в качестве паевого взноса, на его счет по реквизитам, указанным в заявлении, в качестве причины перечисления было указано «решение вопроса по ипотечному кредитованию строительства». На заявлении проставлена резолюция председателя правления фио1 «не возражаю».
ДД.ММ.ГГГГ ЖСК «Академический» осуществило возврат паевого взноса Ольшевскому С.Н. в сумме 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручением №... от ДД.ММ.ГГГГ ...
На основании ч. 1 ст. 110 ЖК РФ жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
В соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 130 ЖК РФ членство в жилищном кооперативе прекращается в случае выхода члена кооператива. Заявление члена жилищного кооператива о добровольном выходе из жилищного кооператива рассматривается в порядке, предусмотренном уставом жилищного кооператива.
Согласно ст. 132 ЖК РФ члену жилищного кооператива, не выплатившему полностью паевого взноса и исключенному из жилищного кооператива, выплачивается сумма его пая в сроки и на условиях, которые предусмотрены уставом кооператива. Срок такой выплаты не может быть более чем два месяца со дня принятия жилищным кооперативом решения об исключении члена жилищного кооператива.
На основании п. 1 и п.2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" членство в кооперативе прекращается в случае добровольного выхода из кооператива и исключения члена кооператива из кооператива.
Аналогичные положения содержит и пункт 32 Устава.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком Ольшевским С.Н. на имя председателя ЖСК «Академический» направлено заявление об исключении его из числа членов ЖСК ...
Пунктом 33 Устава установлено, что заявление члена кооператива о добровольном выходе из членов кооператива должно быть рассмотрено правлением кооператива в течение 30 дней со дня его подачи и утверждено решением общего собрания членов кооператива.
Поскольку членство в кооперативе носит исключительно добровольный характер, учитывая положения п.33 Устава, согласно которым заявление о выходе из состава членов ЖСК лишь утверждается решением общего собрания членов кооператива, отказ в удовлетворении заявления о выходе из членства не допустим, выражение ответчиком волеизъявления об исключении его из состава членов ЖСК, суд приходит к выводу, что ответчик на момент рассмотрения дела в суде членом ЖСК «Академический» не является.
В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" при прекращении членства в кооперативе по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 настоящей статьи, выбывший член кооператива вправе получить действительную стоимость пая в порядке и в сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и (или) уставом кооператива.
Согласно ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" при прекращении членства в кооперативе по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, кооператив обязан выплатить выбывшему члену кооператива действительную стоимость пая в соответствии с требованиями настоящей статьи.
Поскольку членство ответчика прекращено, последний свое членство оспаривает и не проявляет заинтересованности в его продолжении, то именно у истца возникла обязанность по выплате ответчику внесенного им паевого взноса и соответственно корреспондирующее данной обязанности право ответчика требовать выплаты от истца искомого паевого взноса.
В нарушение требований ст. ст. 12, 56 ГПК РФ истец не представил суду относимых, допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих о наличии факта возникновения обязательства из неосновательного обогащения ответчика за счет истца, равно как и не представлено доказательств осуществления ответчиком строительства какого-либо объекта на территории ЖСК.
Более того, согласно п.п.5 п.34 Устава член кооператива может быть исключен из кооператива на основании решения общего собрания членов кооператива в случае грубого неисполнения этим членом без уважительных причин своих обязанностей, в частности, неисполнения членом кооператива в установленный срок первого паевого взноса в счет оплаты пая.
Таким образом, подпункт 5 пункта 34 Устава предусматривает, что невнесение членом ЖСК паевого взноса является основанием для исключения гражданина из числа членов ЖСК.
Поскольку ответчик, внеся на счет истца паевой взнос в размере 341 500 рублей, получил из данных денежных средств 300 000 рублей обратно, то последний своей обязанности по оплате паевого взноса, установленной п.47 Устава, в полном объеме не исполнил.
Неисполнение обязанности по оплате паевого взноса является основанием для исключения ответчика из числа членов ЖСК, а не для взыскания с него неосновательного обогащения.
В этой связи, доводы истца о том, что ответчик должен вернуть денежные средства в размере 300 000 рублей, которые были ранее им оплачены в качестве паевого взноса, поскольку он является членов ЖСК, - несостоятельны, поскольку Ольшевский С.Н. является лишь учредителем кооператива, а не его членом. Доказательств обратного, истцом вопреки положениям ст.56 ГПК РФ не представлено.
Исходя из изложенного, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований о взыскании суммы неосновательного обогащения отказать, поскольку истцом не представлено достаточных и достоверных доказательств возникновения такового у ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ЖСК «Академический» к Ольшевскому С. Н. о взыскании неосновательного обогащения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.07.2018.
Судья /подпись/ О.Г.Семенихина