Судья Городилова Д. Д. Дело №
№
Решение
Судья Верховного Суда Удмуртской Республики Машкина Н. Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики ДД.ММ.ГГГГ жалобу Уракова В. С. на решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - председатель Садового некоммерческого товарищества « Июльское» (далее по тексту - СНТ «Июльское») Ураков В. С. привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Ураков В. С. обратился с жалобой в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Решением начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица административного органа от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Уракова В. С. - без удовлетворения.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ и решение начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба Уракова В. С. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Удмуртской Республики Ураков В. С. просит состоявшиеся акты отменить, указывая на отсутствие состава административного правонарушения, что не является должностным лицом, совершенное правонарушение имеет признаки малозначительности.
Выслушав Уракова В. С. поддерживающего доводы жалобы, прокурора Бузанакову Е. Б., полагавшую доводы жалобы необоснованными, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
Субъектами административного правонарушения являются, в том числе должностные лица.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статус должностного лица распространяется на физических лиц, наделенных организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в юридическом лице, независимо от формы собственности и подчиненности.
Административная ответственность должностных лиц по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях возможна только в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения ими возложенных на них служебных обязанностей, то есть, как правило, является следствием противоправного бездействия: нарушитель не соблюдает своих должностных обязанностей либо уклоняется от их исполнения, допуская тем самым наступление общественно опасных последствий.
Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц на дату выявления административного правонарушения председателем СНТ «Июльское» являлся Ураков В. С.
Таким образом, Ураков В. С. является субъектом административного правонарушения.
В силу статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее по тексту - Закон РФ № 2395-1) права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр.
Статьей 11 указанного Закона установлено, что предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Согласно статье 22 Закона РФ № 2395-1 пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения председателя СНТ «Июльское» Уракова В. С. к административной ответственности послужили результаты проведенной Воткинской межрайонной прокуратурой Удмуртской Республики проверки исполнения требований законодательства о недрах, об охране вод в деятельности СНТ «Июльское».
В результате указанной проверки установлено, что СНТ «Июльское» на основании государственного акта на право собственности на землю № является пользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. На указанном земельном участке имеется артезианская скважина №, из которой осуществляется добыча подземных вод для нужд СНТ «Июльское». СНТ «Июльское» получена лицензия серия № с целевым назначением и видами работ «добыча подземных вод для технического водоснабжения садоводческого некоммерческого товарищества». Согласно данной лицензии участок недр расположен в 2,5 км юго-западнее <адрес>. Лицензия выдана СНТ «Июльское» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение требований пункта 10 части 2 стать 22 Закона РФ «О недрах» СНТ «Июльское» не исполняются условия лицензионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ об условиях пользования участком недр, расположенном в <адрес>, а именно: водозаборная скважина не оборудована приборами учета добываемой воды, устройствами для замера уровней (п. 6.1.2. лицензионного соглашения); не проведены мероприятия по определению технического состояния скважины (п. 6.1.3. лицензионного соглашения); не разработана схема систем водопотребления и водоотведения и не согласована с Отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользования по ПФО по Удмуртской Республике (Удмуртнедра) (п. 6.1.4. лицензионного соглашения); не обеспечена организация и ведение мониторинга подземных вод на водозаборной скважине № согласно программе мероприятий по рациональной эксплуатации подземных вод (п. 6.1.6. лицензионного соглашения).
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения ДД.ММ.ГГГГ и.о. Воткинского межрайонного прокурора постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении председателя СНТ «Июльское» Уракова В. С.
Оценив в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставленные доказательства, должностные лица административного органа, а также судья районного суда пришли к обоснованными выводам о наличии в действиях Уракова В. С. состава вмененного административного правонарушения.
Вместе с тем имеются основания для изменения состоявшихся актов.
Пунктом 6.1.4 лицензионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ на СНТ «Июльское» возложена обязанность не позднее шести месяцев с даты государственной регистрации лицензии разработать Схему систем водопотребления и водоотведения и согласовать с отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по ПФО по Удмуртской Республике.
Лицензия серия № зарегистрирована в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, с учетом положений пункта 6.1.4 лицензионного соглашения, Схема систем водопотребления и водоотведения должна быть разработана и согласована в уполномоченном органе не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденный приказом Минприроды России от 08 июля 2009 года № 205 и предусматривающий разработку схем систем водопотребления и водоотведения, утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на дату выявления административного правонарушения – ДД.ММ.ГГГГ у СНТ «Июльское» отсутствовала обязанность по разработке и согласованию схемы систем водопотребления и водоотведения.
В связи с чем, выводы должностного лица административного органа и судьи районного суда о нарушении Ураковым В. С. требований пункта 6.1.4 лицензионного соглашения подлежат исключению.
Однако в рассматриваемом случае в качестве объективной стороны административного правонарушения Уракову В. С. вменено нарушение и иных условий лицензионного соглашения, обязанность исполнения которых не обеспечена, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая обстоятельства совершенного правонарушения в сфере недропользования, вызванного длительным неисполнением условий лицензии со стороны заявителя, данное правонарушение не может быть отнесено к малозначительному, что исключает основания для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Уракова В. С. к административной ответственности соблюдены.
Назначенное административное наказание адекватно общественной опасности совершенного правонарушения, противоправной направленности совершенных действий, направлено на предупреждение совершения новых правонарушений и воспитание добросовестного отношения к исполнению обязанностей по соблюдению природоохранного законодательства Российской Федерации, является обоснованным и отвечает принципам соразмерности и справедливости.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.2-30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, решение начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ изменить.
Исключить из описательно-мотивировочной части постановления старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, решения начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решения судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ выводы о нарушении Ураковым В. С. требований пункта 6.1.4. лицензионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающего разработку Схемы систем водопотребления и водоотведения и её согласование с отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по ПФО по Удмуртской Республике.
В остальной части постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, решение начальника отдела экологического надзора и надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Октябрьского районного суда города Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Н. Ф. Машкина
Копия верна: судья Н. Ф. Машкина