УИД 21RS0024-01-2020-003385-45
№2-2635/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 ноября 2020 года г. Чебоксары
Калининский районный суд города Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Тигиной С.Н., при секретаре судебного заседания Егоровой К.В., с участием представителя истца Шефер Н.В. – Иванова А.В., представителя ответчика Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии Краснова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дома юстиции гражданское дело по исковому заявлению Шефер Н.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии и Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконными решения о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру и отказа в отмене решения об удержании с пенсии,
установил:
Шефер Н.В. обратилась в суд с иском (с учетом уточнения и дополнения) к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии и Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии, в котором просила признать незаконными:
- отказ Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии об отмене решения об удержании излишне выплаченных сумм пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №
- решение Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру.
Исковые требования мотивированы тем, что в соответствии с решением Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № начиная с ДД.ММ.ГГГГ со страховой пенсии по старости Шефер Н.В. производится удержание в размере 20% в счет погашения переплаты, возникшей ввиду несвоевременного уведомления Шефер Н.В. пенсионного органа о смерти нетрудоспособного члена семьи Шефер С.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что решения от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, и отказ в отмене указанного решения от ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ в Управлении было оформлено поручение на доставку социального пособия на погребение. Полагает, что указанными действиями информация о смерти лица, находящегося на иждивении, Шефер С.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, была своевременно доведена до пенсионного органа.
Истец Шефер Н.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте разбирательства дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщено, правом на ведение дела в суде воспользовалась через представителя.
Представитель истца Шефер Н.В. – Иванов А.В., допущенный к участию в деле по письменному ходатайству истца, в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему, вновь приведя их суду.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии Краснов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении заявленных Шефер Н.В. исковых требований просил отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях, вновь приведя их суду.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом. Суду представлен отзыв, в котором представитель управления просит рассмотреть дело без его участия и в удовлетворении заявленных Шефер Н.В. исковых требований отказать в полном объеме, ввиду неисполнения получателем доплат обязанности по информированию пенсионного фонда об изменении обстоятельств, влияющих на выплаты.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом разрешен вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца, а также в отсутствие представителя ответчика.
Рассмотрев исковые требования, выслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец Шефер Н.В. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ – страховой пенсии по старости, размер которых был определен с учетом повышения фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с нахождением на ее иждивении нетрудоспособного члена семьи – сына, инвалида с детства, Шефер С.А.
ДД.ММ.ГГГГ Шефер С.А. умер, что подтверждается копией свидетельства о смерти (л.д.10).
В соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
В силу ст. 25 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (ч. 1). В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2). В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в пункте 1 статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3).
Аналогичные положения об ответственности виновных лиц в случае предоставления ими недостоверных сведений или несвоевременного предоставления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение ее выплаты, предусмотрены положениями Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01 января 2015 года.
Так, согласно положениям ч. 1 ст. 28 вышеназванного Федерального закона физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).
В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 3).
В соответствии с ч. 5 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Данная обязанность, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 №2073-О, направлена на обеспечение сохранности средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и предотвращение их перерасхода вследствие необоснованной выплаты страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе трудовых пенсий), чем гарантируется защита интересов всех субъектов обязательного пенсионного страхования: застрахованных лиц, страхователей и страховщика.
Из анализа приведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что обязанность извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты, законом возложена на пенсионера, который несет ответственность за достоверность сведений, представляемых им для установления и выплаты пенсии. В случае неисполнения им указанной обязанности, если это повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсии, пенсионер должен возместить органу, осуществляющему пенсионное обеспечение, неосновательно полученную таким пенсионером сумму пенсии.
Согласно положениям ст. 29 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании, в том числе: решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений ч. 5 ст. 26 Федерального закона.
Удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Удержания на основании решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, производятся в размере, не превышающем 20 процентов страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Из материалов дела усматривается, что Шефер Н.В. с соответствующим заявлением об изменении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии по старости (смерть Шефер С.А.), в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии не обращалась, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.
Факт необоснованной выплаты пенсии с учетом нахождения у Шефер Н.В. на иждивении сына за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 70157,04 руб. выявлен в октябре 2019 года, о чем свидетельствует решение Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.21), а также протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.23).
ДД.ММ.ГГГГ Государственным учреждением – Центром по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии принято решение за № об удержании из страховой пенсии по старости Шефер Н.В. излишне выплаченной за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсии, путем удержания, начиная с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно 20% от установленного размера ее страховой пенсии по старости до полного погашения излишне выплаченной суммы пенсии по старости (л.д.22).
В последующем, Шефер Н.В. обратилась в управление пенсионного фонда с заявлением об отмене вышеназванного решения. Однако, в этом ей было отказано письмом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ш/240.
Обращаясь в суд с требованиями о признании незаконными отказа Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии об отмене решения об удержании излишне выплаченных сумм пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №-Ш/240 и решения Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, истец Шефер Н.В. указывает, что своевременно известила пенсионный орган о смерти ДД.ММ.ГГГГ лица, находящегося на иждивении, - Шефер С.А., поскольку ДД.ММ.ГГГГ в Управление было подано обращение и оформлено поручение на доставку социального пособия на погребение. Полагает, что указанными действиями информация о смерти лица, находящегося на ее иждивении, Шефер С.А., умершего ДД.ММ.ГГГГ, была своевременно доведена до пенсионного органа.
Доводы истца в указанной части признаются судом несостоятельными, поскольку за получением пособия на погребение обратилась не истец Шефер Н.В., а другое лицо - Шефер Е.А. Более того, с самостоятельным заявлением (то есть лично) Шефер Н.В. об изменении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии по старости (смерть Шефер С.А.), в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии она не обращалась.
Таким образом, Шефер Н.В. не была исполнена возложенная на нее законодательством обязанность лично известить пенсионный орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение (перерасчет) ранее назначенных выплат, в связи с чем действия по удержанию излишне выплаченной суммы из страховой пенсии Шефер Н.В. являются законными и обоснованными.
Кроме этом судом учитывается и то, что действующим законодательством на пенсионный орган не возложено каких-либо обязанностей по периодической проверке наличия обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение ее выплаты, при том, что обязанность сообщить пенсионному органу о наличии названных обстоятельств возложена законом именно на пенсионера.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных Шефер Н.В. требований о признании незаконными отказа Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> Республики – Чувашии об отмене решения об удержании излишне выплаченных сумм пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №-Ш/240 и решения Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194–199, 320–321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Шефер Н.В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии и Государственному учреждению – Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии о признании незаконными: отказа Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики – Чувашии об отмене решения об удержании излишне выплаченных сумм пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № и решения Государственного учреждения – Центра по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Чувашской Республике – Чувашии от ДД.ММ.ГГГГ № о взыскании сумм пенсии, излишне выплаченных пенсионеру, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 03 декабря 2020 года.
Судья С.Н. Тигина