Решение по делу № 2-371/2023 от 11.10.2023

11RS0012-01-2023-001027-02                                                                                          Дело № 2-371/2023

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Можеговой Т.В.

при секретаре Кныш Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево

07 ноября 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Кетовой Н.И. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» об отмене решения, обязании предоставить субсидию на оплату ЖКУ,

установил:

Кетова Н.И. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» об отмене решения, обязании предоставить субсидию на оплату ЖКУ. В обоснование иска указано, что 27.09.2023 обратилась за предоставлением субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг по адресу места пребывания, однако, получил отказ в связи с отсутствием постоянной регистрации по адресу пребывания. На основании изложенного, обратился в суд с иском, просит назначить субсидию на оплату ЖКУ.

Истец, извещенная о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, при подаче иска ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель ответчика ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» в суде не присутствует, извещены надлежащим образом о месте и времени слушания дела, просили его рассмотреть без участия представителя. До начала судебного заседания представили возражения на иск, в котором просили в удовлетворении иска Кетовой Н.И. отказать.

Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам     ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев личное дело Кетовой Н.И., суд приходит к следующему.

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предусмотрены       ст. 159 ЖК РФ. Названные субсидии являются одной из гарантий социальной защиты граждан при осуществлении ими права на жилище (часть 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Частью 1 статьи 159 ЖК РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.

Согласно частям 2 и 3 статьи 159 ЖК РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

На основании части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года      № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В силу пункта 3 Правил право на субсидии имеют, в том числе пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде.

Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кетова Н.И. является нанимателем жилого помещения - <адрес> Республики Коми, находящегося в собственности АСП «Объячево».

Жилое помещение предоставлено истцу на основании договора найма жилого помещения маневренного фонда от 06 сентября 2022 года, заключенного между                   АСП «Объячево» в лице руководителя ФИО3 (наймодатель) и Кетовой Н.И. (наниматель).

В указанной квартире Кетова Н.И. зарегистрирована по месту пребывания с 21.09.2022 по 20.09.2025, что подтверждается свидетельством о регистрации.

В тоже время ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» 30.03.2023 принято решение      об отказе Кетовой Н.И. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием регистрации по месту жительства.

Не согласившись с решением ответчика, Кетова Н.И. обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с Положением «О Министерстве труда, занятости и социальной защиты Республики Коми», утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 11.12.2015 № 519, Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми в сфере социальной защиты населения и социального обслуживания исполняет функции по организации предоставления государственными учреждениями Республики Коми гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пп. 25 а. 11.4 Положения).

Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений Республики Коми, определенных Правительством Республики Коми.

На основании Приказа Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми от 11.01.2016 № 2а полномочиями Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом в денежной форме наделены государственные бюджетные учреждения Республики Коми, в т.ч. «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района».

Как следует из возражений ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», Кетова Н.И. обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на муниципальную квартиру, при этом в вышеуказанной квартире имеет временную регистрацию. По мнению ответчика, оснований для предоставления истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу временной регистрации не имелось, поскольку субсидия на оплату ЖКУ, по мнению ответчика, предоставляется только по адресу постоянной регистрации, в связи с чем ответчиком было принято решение об отказе Кетовой Н.И. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 утверждены Методические рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761.

Согласно п. 24 Методических рекомендаций субсидия предоставляется по месту жительства заявителя с учетом особенностей, установленных подпунктом "а" пункта 8 Правил для заявителя, проходящего военную службу по контракту. Подтверждением места жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713.

Рекомендуется учитывать, что гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту жительства. Рекомендуется учитывать, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания Правилами не предусмотрена (п. 25, 26 Методических рекомендаций).

Как следует из информации Росреестра, Кетова Н.И. не является собственником жилых помещений.

В тоже время суд исходит из того, что маневренный фонд был представлен истцу в связи с признанием жилого помещения, в котором истец имеет регистрацию, непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пожара).

Согласно адресной справки, Кетова Н.И. зарегистрирована в жилом помещении по месту пребывания по адресу <адрес> 21.09.2022 по 20.09.2025.

При таких обстоятельствах, руководствуясь приведенными нормами, суд приходит к выводу о том, что Кетова Н.И., как наниматель помещения по договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.

Суд также исходит из того, что Жилищный кодекс Российской Федерации, Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761, и Методические рекомендации по применению правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Приказом Минстроя России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 года, прямо предусматривают предоставление гражданам, входящим в определенные законом категории, субсидий для оплаты жилого помещения в котором они постоянно проживают.

По мнению суда, вышеуказанное жилое помещение является местом постоянного жительства истца, в правовом смысле, придаваемом данному понятию статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» даны определения понятий места пребывания и места жительства.

При этом под местом пребывания подразумевается временное пребывание гражданина в различного рода учреждениях (в гостиницах, санаториях, домах отдыха, пансионатах, больницах и других подобных учреждениях), а также в жилых помещениях, не являющихся местом постоянного жительства.

Под местом жительства подразумевается постоянное или преимущественное проживание в жилых помещениях в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Суд принимает во внимание, что сама по себе регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или месту жительства, что в силу части 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации не препятствует свободному передвижению и выбору места жительства. Наличие ограниченной определенным сроком регистрации Кетовой Н.И. в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания истца.

Отсюда, учитывая, что на данный момент проживание в нанимаемой квартире является постоянным местом жительства для истца, за данное жилое помещение ею оплачиваются коммунальные услуги, по месту его постоянной регистрации субсидию она не получает, суд полагает возможным требования Кетовой Н.И. удовлетворить, обязать ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» предоставить субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 октября 2023 года.

Учитывая, что судом принято решение о предоставлении истцу субсидии на оплату жилого помещения и ЖКУ, имеются основания для отмены решения ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 03.10.2023.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Кетовой Н.И. (<данные изъяты>) к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» (ИНН 1112004090) об отмене решения, обязании предоставить субсидию на оплату ЖКУ - удовлетворить.

Отменить решение Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» от 03октября 2023 года об отказе Кетовой Н.И. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Обязать Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района» предоставить Кетовой Н.И. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с        01 октября 2023 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения.

Вступившее в законную силу решение суда может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий                                                      Т.В. Можегова

2-371/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кетова Надежда Ивановна
Ответчики
ГБУ РК "Комплексный центр социальной защиты населения Прилузского района"
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Можегова Т.В.
Дело на странице суда
priluz.komi.sudrf.ru
11.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.10.2023Передача материалов судье
11.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.10.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
19.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.11.2023Судебное заседание
07.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее