РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 ноября 2021 года город Саратов
Судья Кировского районного суда г. Саратова Пугачев Д.В.,
при ведении протокола секретарем Неясовой В.А.,
рассмотрев жалобу Щербакова И,В. на постановление инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Щербакова И.В.,
установил:
постановлением инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову от 9июля 2021 г. №18810064210000252879 (далее по тексту постановление от 9 июля 2021 г.) Щербаков И.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
Не согласившись с постановлением должностного лица, Щербаков И.В. подал жалобу, в которой просит постановление от 9 июля 2021 г. отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы ссылается на отсутствие его извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Указывает, что поскольку о вынесении постановления ему стало известно 6 сентября 2021 г. из ответа УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области.
Административный материал поступил в суд 13 октября 2021 г.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, Щербаков И.В., представитель ДПС ГИБДД УМВД России по г.Саратову не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
На основании п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением участвующих в деле лиц о времени и месте судебного разбирательства, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому она направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Судья признает извещение лиц, участвующих в деле надлежащим, что подтверждается материалами дела. С учетом изложенного, в соответствии с частью2статьи25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в суд лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Порядок реализации права на обжалование постановления (решения) по делу об административном правонарушении установлен главой 30 КоАП РФ.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1-25.5.1 настоящего Кодекса, в вышестоящий суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно ч. 2 ч. ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае пропуска установленного ч.1ст.30.3КоАП РФ срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении он может быть восстановлен по ходатайству лица, подавшего жалобу, или прокурора, принесшего протест (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ, ч. 1 ст. 30.10 КоАП РФ), в порядке, предусмотренном ст.ст.30.2-30.8 КоАП РФ, с обязательным извещением указанных лиц.
При подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, должностное лицо выясняют, имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения жалобы данными судьей, должностным лицом, а также обстоятельства, исключающие производство по делу (ч.1ст. 30.4 КоАП РФ).
Согласно ответу врио командира полка ДПС ГИББД УМВД России по г.Саратову от 26 октября 2021 г. № 9/21789 копия постановления по делу об административном правонарушении 9июля 2021 г. была направлена в адрес Щербакова И.В. простой почтовой корреспонденцией. Сведения о получении адресатом данной копии постановления отсутствуют.
Щербаков В.А. в жалобе указал, что о вышеуказанном постановлении ему стало известно из письма заместителя начальника УГИБДД ГУ МВД России по Саратовской области от 6 сентября 2021 г., в подтверждение чего им приложена копия данного письма, а также сведения о его получении Щербаковым И.В. на адрес электронной почты.
Учитывая, что жалоба на постановление от 9 июля 2021 г. была подана Щербаковым И.В. 15 сентября 2021 г., то есть в пределах десяти дней с момента, когда ему стало известно о данном постановлении, принимая во внимание отсутствие сведений о направлении и вручении копии постановления Щербакову И.В., судья приходит к выводу, что срок на подачу вышеуказанной жалобы пропущен не был.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения к административной ответственности.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу
(п.п. 3 и 5 ст.29.1 КоАП РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьями 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется, а постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении выносится с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Согласно ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).
В силу положений ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно абз. 3,4 ответа на вопрос № 8 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 г., утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2009 г., системный анализ положений ст. 25.4 и ст.28.2КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано известить (уведомить) законного представителя юридического лица о факте, времени и месте составления названного протокола в целях обеспечения ему возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, как о составлении протокола об административном правонарушении, о вынесении постановления по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что 9 июля 2021 г. в отношении ЩербаковаИ.В. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.18 КоАП РФ.
В этот же день инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову было вынесено постановление о привлечении ЩербаковаИ.В. к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.18 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 1500 руб.
Вместе с тем, представленный суду административный материал не содержит сведений о том, что Щербаков И.В. был надлежащим образом извещен о составлении протокола и вынесении постановления об административном правонарушении.
Как следует из ответа на судебный запрос врио командира полка ДПС ГИББД УМВД России по г.Саратову от ДД.ММ.ГГГГ № № Щербаков И.В. извещался о рассмотрении дела об административном правонарушении путем направления простой корреспонденции. Сведения о её получении адресатом отсутствуют. В подтверждение указанных обстоятельств к письму приложены копии листов журнала подготовленных несекретных документов № № (4 л.), копия списка № № простых почтовых отправлений (1 л.).
Таким образом, извещение направлено простым почтовым отправлением, которое не обеспечивает фиксирование судебного извещения и его вручение адресату.
Протокол об административном правонарушении и постановление от 9 июля 2021 г. были составлены в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника.
В связи с изложенным порядок рассмотрения дела об административном правонарушении инспектором ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову не соблюден, дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого вынесено постановление по настоящему делу об административном правонарушении, в отсутствие сведений о его извещении о месте и времени рассмотрения вопроса о привлечении его к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову от 9 июля 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.18 КоАП РФ в отношении Щербакова И.В. подлежит отмене в связи с допущенными процессуальными нарушениями.
В силу положений ст. 30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится, в том числе, решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных
ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, один из которых является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности (п. 6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок привлечения к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ составляет два месяца. В связи с истечением указанного срока основания для направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение отсутствуют, производство по делу подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление инспектора ДПС ГИБДД УМВД России по г. Саратову от 9июля 2021 г. №18810064210000252879 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статье 12.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Щербакова И.В. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Д.В. Пугачев