Дело № 2-143/2019 (2-1605/2018)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Печорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Сараевой Т.И.
при секретаре Филипповой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.********** 16 января 2019 года дело по иску ********** природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Тепловая сервисная компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
********** природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о возложении совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что ********** природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры **********, а также на основании вынесенного решения проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. Установлено, что основным видом деятельности АО «Тепловая сервисная компания» является осуществление управления эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. По информации, предоставленной АО «Тепловая сервисная компания», в управлении у общества находится №... многоквартирных жилых домов. При этом места накопления отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп в многоквартирных домах, находящихся в управлении обществом не оборудованы. В связи с тем, что указанные нарушения влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду прокурор просит обязать АО «Тепловая сервисная компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия: организовать в многоквартирных домах, находящихся в управлении места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства; разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов; назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.
В дальнейшем прокурор требования уточнил, просил обязать АО «Тепловая сервисная компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия: организовать в многоквартирных домах, расположенных по адресам: **********, находящихся в управлении, места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства; доработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов; назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.
Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика уточненные исковые требования не признала в полном объеме.
Представитель третьего лица ********** городского комитета по охране окружающей среды Минприроды ********** в судебном заседании требования прокурора поддержала.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что в управлении АО «Тепловая сервисная компания», основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, находится №... многоквартирных жилых домов, расположенных в г. **********.
Согласно сведениям ********** городского комитета по охране окружающей среды от **.**.**, направленным ********** природоохранному межрайонному прокурору, следует, что за период **.**.**- первое полугодие **.**.** комитетом была проведена плановая проверка в отношении УК АО «ТСК» по соблюдению требований природоохранного законодательства, в том числе по соблюдению правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства №... от **.**.**. При проведении проверки управляющей компании не установлено организованных мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах общего имущества многоквартирных домов. Следует предполагать возможное отсутствие у остальных лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, организованных мест накопления ОРЛ в многоквартирных домах, расположенных на территории МР **********
**.**.** и.о. ********** природоохранного межрайонного прокурора вынесено решение о проведении проверки в отношении АО «Тепловая сервисная компания» соблюдения требований ФЗ №... от **.**.** «Об отходах производства и потребления», а также Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление. Использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ №... от **.**.**.
Согласно служебной записке ********** городского комитета по охране окружающей среды от **.**.**, направленной в адрес ********** природоохранного межрайонного прокурора, следует, что во исполнение требования от **.**.** №... руководителем ********** городского комитета по охране окружающей среды Минприроды РК Огарковой Е.А. совместно с помощником ********** природоохранного межрайонного прокурора **.**.** было принято участие в выездной проверке по обследованию мест накопления отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, образующих у собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управляющих компаниях, в том числе в АО «Тепловая сервисная компания». В результате проверки установлено, что АО «ТСК» на территории здания котельной №..., расположенной по адресу: ********** установлен металлический контейнер для приема от собственников помещений МКД отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Согласно записям журнала учета приема отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп за период с **.**.** по **.**.** гг. от населения принято №... штук отработанных ламп. Таким образом, проверкой установлено, что для №... многоквартирных домов, находящихся в управлении АО «ТСК» недостаточно мест накопления отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп ****
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от **.**.** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от **.**.** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 4.1 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически не опасные отходы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №... утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, которые являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц.
Пунктом 8 (1) Правил обращения с отходами установлено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от **.**.** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.
Для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды (п.11 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде").
В силу требований пункта 3 Правил обращения с отходами установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.
Согласно ст. 22 Федерального закона от **.**.** № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Пунктами 3.5 и 3.6 СанПиН 2.**.**.**-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации **.**.**, установлено, что хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I и II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в техническом регламенте с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Исходя из требований указанного документа, отработанные ртутные лампы должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии с п.3.6 СанПиН 2.**.**.**-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).
Из отзыва ответчика следует, что АО «Тепловая сервисная компания» организован сбор отработанных люминесцентных и ртутных ламп от населения, проживающего в многоквартирных домах находящихся в управлении АО «ТСК», расположенного по адресу********** ********** (здание ЦТП №...), о чем население уведомлено путем ежеквартального размещения информации на информационных стендах в МКД и на официальном сайте АО «ТСК». В соответствии с решением общего собрания и действующим договором управления собственники помещений многоквартирных домов определили порядок и место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующее требованиям законодательства.
Приказом АО «Тепловая сервисная компания» №... от **.**.** назначено ответственное лицо за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами согласно «Инструкции по организации сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих и люминесцентных ламп от производственных объектов ОА «ТСК» и населения жилищного фонда ОА «ТСК» (л.д. 145).
Кроме того, в материалы дела ответчиком представлена копия инструкции от **.**.** по организации сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих и люминесцентных ламп от производственных объектов ОАО «ТСК» и населения жилищного фонда ОАО «ТСК» ****, а также инструкции о порядке образования, временного хранения, транспортировки, учета и передачи на утилизацию отходов производства и потребления от **.**.** ****
**.**.** между АО «Тепловая сервисная компания» и ООО «Шротт Втормет северный широт» заключен договор №... на оказание услуг по сбору и транспортировке отходов для дальнейшей утилизации/обезвреживания ****
Разрешая спор, суд исходит из того, что помещение АО «Тепловая сервисная компания» для временного сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих ламп по адресу: г. ********** (здание ЦТП №...), является местом для временного сбора и хранения ртутьсодержащих ламп, которое расположено по указанному адресу. Ответчик, являясь организацией, осуществляющей выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов договоров должен обеспечивать сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, а также по поручению собственников, нанимателей, пользователей помещений в многоквартирных домах определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп по согласованию с соответствующей специализированной организацией.
Утвержденная ответчиком инструкция о порядке образования, временного хранения, транспортировки, учета и передачи на утилизацию отходов производства и потребления предусматривает образование, накопление, временное хранение, транспортировку, учет и передачу на утилизацию отходов по адресу: ********** ********** (здание ЦТП №...), что не может свидетельствовать о выполнении ответчиком обязанности по содержанию общего имущества всех многоквартирных домов, находящихся в управлении АО «Тепловая сервисная компания».
Таким образом, учитывая недостаточность мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО «Тепловая сервисная компания», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд принимает решение по заявленным истцом уточненным требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).
При удовлетворении требований истца с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МР «**********» в размере №... рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать АО «Тепловая сервисная компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия:
-организовать в многоквартирных домах, расположенных в г. ********** по следующим адресам: ********** и находящихся в управлении, места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства;
-доработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов;
-назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.
Взыскать с АО «Тепловая сервисная компания» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «**********» в размере №... рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Т.И. Сараева
Мотивированное решение изготовлено 21.01.2019 года