Решение по делу № 2-143/2019 от 19.10.2018

Дело № 2-143/2019 (2-1605/2018)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Печорский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Сараевой Т.И.

при секретаре Филипповой Я.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.********** 16 января 2019 года дело по иску ********** природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АО «Тепловая сервисная компания» о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

********** природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику о возложении совершить определенные действия. В обоснование иска указал, что ********** природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение задания прокуратуры **********, а также на основании вынесенного решения проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления. Установлено, что основным видом деятельности АО «Тепловая сервисная компания» является осуществление управления эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе. По информации, предоставленной АО «Тепловая сервисная компания», в управлении у общества находится №... многоквартирных жилых домов. При этом места накопления отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп в многоквартирных домах, находящихся в управлении обществом не оборудованы. В связи с тем, что указанные нарушения влекут нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду прокурор просит обязать АО «Тепловая сервисная компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия: организовать в многоквартирных домах, находящихся в управлении места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства; разработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов; назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.

В дальнейшем прокурор требования уточнил, просил обязать АО «Тепловая сервисная компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия: организовать в многоквартирных домах, расположенных по адресам: **********, находящихся в управлении, места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства; доработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов; назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.

Прокурор в судебном заседании настаивал на удовлетворении заявленных требований, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика уточненные исковые требования не признала в полном объеме.

Представитель третьего лица ********** городского комитета по охране окружающей среды Минприроды ********** в судебном заседании требования прокурора поддержала.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что в управлении АО «Тепловая сервисная компания», основным видом деятельности которого является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, находится №... многоквартирных жилых домов, расположенных в г. **********.

Согласно сведениям ********** городского комитета по охране окружающей среды от **.**.**, направленным ********** природоохранному межрайонному прокурору, следует, что за период **.**.**- первое полугодие **.**.** комитетом была проведена плановая проверка в отношении УК АО «ТСК» по соблюдению требований природоохранного законодательства, в том числе по соблюдению правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных Постановлением Правительства №... от **.**.**. При проведении проверки управляющей компании не установлено организованных мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в местах общего имущества многоквартирных домов. Следует предполагать возможное отсутствие у остальных лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, организованных мест накопления ОРЛ в многоквартирных домах, расположенных на территории МР **********

**.**.** и.о. ********** природоохранного межрайонного прокурора вынесено решение о проведении проверки в отношении АО «Тепловая сервисная компания» соблюдения требований ФЗ №... от **.**.** «Об отходах производства и потребления», а также Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление. Использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденными Постановлением Правительства РФ №... от **.**.**.

Согласно служебной записке ********** городского комитета по охране окружающей среды от **.**.**, направленной в адрес ********** природоохранного межрайонного прокурора, следует, что во исполнение требования от **.**.** №... руководителем ********** городского комитета по охране окружающей среды Минприроды РК Огарковой Е.А. совместно с помощником ********** природоохранного межрайонного прокурора **.**.** было принято участие в выездной проверке по обследованию мест накопления отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп, образующих у собственников помещений многоквартирных домов, находящихся в управляющих компаниях, в том числе в АО «Тепловая сервисная компания». В результате проверки установлено, что АО «ТСК» на территории здания котельной №..., расположенной по адресу: ********** установлен металлический контейнер для приема от собственников помещений МКД отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп. Согласно записям журнала учета приема отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп за период с **.**.** по **.**.** гг. от населения принято №... штук отработанных ламп. Таким образом, проверкой установлено, что для №... многоквартирных домов, находящихся в управлении АО «ТСК» недостаточно мест накопления отработанных ртутьсодержащих люминесцентных ламп ****

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от **.**.** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 Федерального закона от **.**.** N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 4.1 Федерального закона от **.**.** № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды на пять классов опасности: I класс – чрезвычайно опасные отходы; II класс – высокоопасные отходы; III класс – умеренно опасные отходы; IV класс – малоопасные отходы; V класс – практически не опасные отходы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от **.**.** №... утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, которые являются обязательными для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе осуществляющих управление многоквартирными домами на основании заключенного договора или заключивших с собственниками помещений многоквартирного дома договоры на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, а также физических лиц.

Пунктом 8 (1) Правил обращения с отходами установлено, что у потребителей ртутьсодержащих ламп, являющихся собственниками, нанимателями, пользователями помещений в многоквартирных домах, сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп обеспечивают лица, осуществляющие управление многоквартирными домами на основании заключенного с собственниками помещений многоквартирных домов договора управления или договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в таких домах, в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов и содержащихся в соответствии с требованиями к содержанию общего имущества.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от **.**.** N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" запрещается ввод в эксплуатацию зданий, сооружений и иных объектов, которые связаны с обращением с отходами и не оснащены техническими средствами и технологиями обезвреживания и безопасного размещения отходов.

Для транспортирования отработанных ртутьсодержащих ламп используется тара, обеспечивающая герметичность и исключающая возможность загрязнения окружающей среды (п.11 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде").

В силу требований пункта 3 Правил обращения с отходами установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами разрабатывают инструкции по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп применительно к конкретным условиям и назначают в установленном порядке ответственных лиц за обращение с указанными отходами.

Согласно ст. 22 Федерального закона от **.**.** № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат в том числе, сбору, накоплению и транспортировке, размещению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормами. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

Пунктами 3.5 и 3.6 СанПиН 2.**.**.**-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации **.**.**, установлено, что хранение сыпучих и летучих отходов в помещениях в открытом виде не допускается. В закрытых складах, используемых для временного хранения отходов I и II классов опасности, должна быть предусмотрена пространственная изоляция и раздельное хранение веществ в отдельных отсеках (ларях) на поддонах. Накопление и временное хранение промотходов на производственной территории осуществляется по цеховому принципу или централизованно. Условия сбора и накопления определяются классом опасности отходов, способом упаковки и отражаются в техническом регламенте с учетом агрегатного состояния и надежности тары. Исходя из требований указанного документа, отработанные ртутные лампы должны храниться исключительно в специальных герметичных контейнерах, т.к. в соответствии с п.3.6 СанПиН 2.**.**.**-03 хранение твердых промотходов I класса опасности разрешается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны).

Из отзыва ответчика следует, что АО «Тепловая сервисная компания» организован сбор отработанных люминесцентных и ртутных ламп от населения, проживающего в многоквартирных домах находящихся в управлении АО «ТСК», расположенного по адресу********** ********** (здание ЦТП №...), о чем население уведомлено путем ежеквартального размещения информации на информационных стендах в МКД и на официальном сайте АО «ТСК». В соответствии с решением общего собрания и действующим договором управления собственники помещений многоквартирных домов определили порядок и место для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующее требованиям законодательства.

Приказом АО «Тепловая сервисная компания» №... от **.**.** назначено ответственное лицо за обращение с отработанными ртутьсодержащими лампами согласно «Инструкции по организации сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих и люминесцентных ламп от производственных объектов ОА «ТСК» и населения жилищного фонда ОА «ТСК» (л.д. 145).

Кроме того, в материалы дела ответчиком представлена копия инструкции от **.**.** по организации сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих и люминесцентных ламп от производственных объектов ОАО «ТСК» и населения жилищного фонда ОАО «ТСК» ****, а также инструкции о порядке образования, временного хранения, транспортировки, учета и передачи на утилизацию отходов производства и потребления от **.**.** ****

**.**.** между АО «Тепловая сервисная компания» и ООО «Шротт Втормет северный широт» заключен договор №... на оказание услуг по сбору и транспортировке отходов для дальнейшей утилизации/обезвреживания ****

Разрешая спор, суд исходит из того, что помещение АО «Тепловая сервисная компания» для временного сбора и хранения отработанных ртутьсодержащих ламп по адресу: г. ********** (здание ЦТП №...), является местом для временного сбора и хранения ртутьсодержащих ламп, которое расположено по указанному адресу. Ответчик, являясь организацией, осуществляющей выполнение работ по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов на основании заключенных с собственниками помещений многоквартирных домов договоров должен обеспечивать сбор и размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в местах, являющихся общим имуществом собственников многоквартирных домов, а также по поручению собственников, нанимателей, пользователей помещений в многоквартирных домах определить места первичного сбора и размещения отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей ртутьсодержащих ламп по согласованию с соответствующей специализированной организацией.

Утвержденная ответчиком инструкция о порядке образования, временного хранения, транспортировки, учета и передачи на утилизацию отходов производства и потребления предусматривает образование, накопление, временное хранение, транспортировку, учет и передачу на утилизацию отходов по адресу: ********** ********** (здание ЦТП №...), что не может свидетельствовать о выполнении ответчиком обязанности по содержанию общего имущества всех многоквартирных домов, находящихся в управлении АО «Тепловая сервисная компания».

Таким образом, учитывая недостаточность мест для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО «Тепловая сервисная компания», суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Суд принимает решение по заявленным истцом уточненным требованиям (ч.3 ст.196 ГПК РФ).

При удовлетворении требований истца с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МР «**********» в размере №... рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

Обязать АО «Тепловая сервисная компания» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить следующие действия:

-организовать в многоквартирных домах, расположенных в г. ********** по следующим адресам: ********** и находящихся в управлении, места для накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, соответствующие требованиям законодательства;

-доработать инструкцию по организации сбора, накопления, использования, обезвреживания, транспортирования и размещения ртутьсодержащих отходов;

-назначить лиц, ответственных за обращение с ртутьсодержащими отходами.

Взыскать с АО «Тепловая сервисная компания» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «**********» в размере №... рублей.

    Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.И. Сараева

Мотивированное решение изготовлено 21.01.2019 года

2-143/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Печорский природоохранный межрайонный прокурор
Ответчики
АО "Тепловая сервисная компания"
Другие
Печорский городской комитет по охране окружающей среды Минприроды РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
pechora.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
26.03.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
16.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее