№2-55/2024 (№2-929/2023)
32RS0021-01-2023-001555-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 февраля 2024 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре судебного заседания Мейлюс Н.А.,
с участием помощника Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области Денисович Д.Г.,
представителя ответчика Новозыбковской городской администрации, представителя третьего лица Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации Кабовой И.П., действующей на основании доверенностей № 1-5482 от 2.11.2023, №441 от 10.05.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц к Новозыбковской городской администрации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет моста с последующей регистрацией права собственности на указанный объект,
УСТАНОВИЛ:
Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области, обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Новозыбковской городской администрации о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет моста через р. Ипуть между д. Журавки и д. Катичи Новозыбковского городского округа Брянской области, с последующей регистрацией права собственности на указанный объект.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Новозыбковской межрайонной прокуратурой совместно с контролирующим органом ОГИБДД МО МВД России «Новозыбковский» проведена проверка исполнения Новозыбковской городской администрацией требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории Новозыбковского городского округа, в ходе которой было установлено, что мост через р. Ипуть между д. Журавки и д. Катичи Новозыбковского района Брянской области не состоит в реестре муниципального имущества. Ответчиком не предпринимается мер, направленных на постановку указанного объекта на кадастровый учет и регистрацию права собственности на него. Отсутствие надлежащего оформленного права собственности на этот объект противоречит закону, нарушает права неопределенного круга лиц (пользователей тротуара) на безопасность дорожного движения. Просил признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и по оформлению права собственности на мост, и возложить на ответчика обязанность совершить предусмотренные Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке указанного объекта на государственный кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика, представляющий так же интересы третьего лица - Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.
Согласно письменному отзыву ответчик не оспаривает того, что обязанность выполнить требования прокурора возложена на Новозыбковскую городскую администрацию. Вместе с тем, ссылаясь на существование МКП «Благоустройство», которому в оперативное управление передано муниципальное имущество в виде объектов внешнего благоустройства, а также на то, что в бюджете муниципального образования на 2024 год не предусмотрены расходы на мероприятия по постановке моста на кадастровый учет и регистрации права собственности на него, просит в иске отказать, а в случае его удовлетворения, поскольку исполнение решения суда потребует проведения ряда мероприятий, установить для исполнения решения суда годичный срок со дня его вступления в законную силу (л.д.61).
Участвовавший в деле прокурор возражал против предоставления годичного срока для исполнения решения в случае удовлетворения иска.
Представители третьих лиц – Управления Федеральной регистрационной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Брянской области, муниципального казенного предприятия «Благоустройство», ГИБДД МО МВД России « Новозыбковский» в судебное заседание не явились. Возражений против удовлетворения иска не представили.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 5 указанного Федерального закона одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения являются: координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; осуществления контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Согласно ч. 4 ст. 6 данного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации в пределах компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; искусственные дорожные сооружения - сооружения, предназначенные для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, трубопроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В силу п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится кроме прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа, а также организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из данных правовых норм, органы местного самоуправления обязаны содержать автомобильные дороги, а также включающие в себя искусственные дорожные сооружения (мосты), местного значения в состоянии, отвечающем требованиям безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу указанной правовой нормы распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Как установлено в судебном заседании, а также следует из материалов дела, в адрес Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области от помощника депутата Брянской областной думы Лисеенко Г.М поступило заявление о проведении проверки в рамках ФЗ РФ о состоянии моста через р. Ипуть между д. Журавки и д. Катичи Новозыбковского района и о его принадлежности (л.д. 7).
Новозыбковской межрайонной прокуратурой совместно с контролирующим органом ОГИБДД МО МВД России «Новозыбковский» в ходе проведения проверки было установлено, что мост через р. Ипуть, соединяющий д. Журавки и д. Катичи Новозыбковского района Брянской области используется для движения пешеходов и длительное время является ближайшей дорогой связывающей эти населенные пункты. Указанный мост представляет собой деревянную конструкцию и обладает признаками бесхозяйного имущества, поскольку не состоит в реестре муниципальной собственности, что подтверждается информацией, содержащейся в ответе №2-4854 от 03.10.2023 на имя заместителя прокурора Новозыбковской межрайонной прокуратуры ( л.д. 6).
Также из информации представленной Новозыбковской городской администрацией в сообщении №2-6589 от 29.12.2023, усматривается, что сведениями об отнесении моста через р. Ипуть между д. Журавки и д. Катичи к имуществу общего пользования она не располагает. Данный мост не передавался на праве оперативного управления МКП «Благоустройство», согласно технической (кадастровой) документации в состав автомобильной дороги, расположенной по одноименному адресу не включен. Автомобильная дорога, через которую пролегает мост на кадастровом учете не стоит, право собственности не зарегистрировано (л.д. 47).
Из информации №40/16902, представленной из Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях также усматривается, что мост через р. Ипуть, расположенный на территории Новозыбковского городского округа между д. Журавки и с. Катичи по состоянию на 29.12.2023 в реестре федерального имущества отсутствует (л.д. 48).
В реестре государственного имущества Брянской области, в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии запрашиваемые сведения об этом объекте недвижимого имущества так же отсутствует, что подтверждается уведомлением №44-13077 от 29.12.2023 Управления имущественных отношений Брянской области, уведомлением ЕГРН № КУВИ-001/2024-6745419 от 10.01.2024 (л.д. 49,56).
Отсутствие собственника на указанный объект влечет невозможность надлежащего контроля за его эксплуатацией и техническим обслуживанием, способствует нарушению прав граждан на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Никаких мер, предусмотренных ст. 222 ГК РФ, ответчиком в отношении этого объекта не предпринималось.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о бездействии Новозыбковской городской администрации в выполнении требований вышеуказанного законодательства, выразившиеся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет моста через р. Ипуть между д. Журавки и д. Катичи Новозыбковского городского округа Брянской области.
Принимая во внимание, что спорный объект отвечает признакам бесхозяйного имущества, поскольку право собственности на этот объект никому не передано и не зарегистрировано, в муниципальной или государственной собственности объект не находится, на ином праве за кем либо не закреплен, мер по его надлежащей эксплуатации не принимается, Новозыбковская городская администрация, на территории которого находится указанный мост, должна в соответствии с требованиями п. 3 ст. 225 ГК РФ принять меры к постановке его на учет как бесхозяйное имущество.
Учитывая изложенное, суд находит требования Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Доводы представителя административного ответчика об отсутствии в бюджете муниципального образования на текущий год денежных средств на соответствующие расходы, а также на наличие МУП «Благоустройство», не являются основанием для отказа в иске.
Вместе с тем, учитывая объем мероприятий, проведение которых требуется для документирования, постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности на объект, суд полагает возможным установить для исполнения решения годичный срок со дня его вступления в законную силу, находя такой срок разумным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц к Новозыбковской городской администрации (ИНН 3204002160, ОГРН 1023201535280) о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на государственный кадастровый учет моста с последующей регистрацией права собственности на указанный объект, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Новозыбковской городской администрации, выразившееся в непринятии мер по постановке на государственный кадастровый учет и оформлению права собственности на мост через реку Ипуть между д. Журавки и д. Катичи Новозыбковского городского округа Брянской области, обязав Новозыбковскую городскую администрацию в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу совершить предусмотренные Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» действия по постановке указанного объекта на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на него.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Л.В. Соловец
Мотивированное решение изготовлено 13 февраля 2024 года.