Дело № 2-474/20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Белореченск 25 февраля 2020 г.
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Стогний Н.И. при ведении протокола секретарем Польионовой Д.В., с участием истца Алексеева В.А., представителя ответчика Петрова В.Р. – адвоката Макеевой Н.Н., представившей удостоверение № 5528 и ордер № 319994, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеева В.А. к Петрову В.Р. о признании прекратившим право пользования жилым помещением.
У С Т А Н О В И Л:
Истец просит суд признать ответчика Петрова В.Р. прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований истец в судебном заседании указал, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В указанном домовладении зарегистрирован ответчик Петров В.Р., который приходится ему внуком. Однако ответчик в данном доме никогда не проживал, а снимал квартиру. В настоящее время ему стало известно, что его внук уехал в Воронежскую область, где именно он проживает, он не знает. В доме никаких вещей ответчика не имеется. Договор найма жилого помещения он с ответчиком не заключал. Регистрация ответчика в его доме носит формальный характер.
Ответчик в судебное заседание не явился, место его жительства не известно. Суд привлёк к участию в рассмотрении иска, на стороне ответчика, адвоката Макееву Н.Н., в соответствии со ст. 50 ГПК РФ. Адвокат полагает, что ответчик не может быть признан прекратившим право пользования жилым помещением, поскольку его мнение по этому вопросу не известно.
Выслушав объяснения истца, адвоката на стороне ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению в полном объёме.
Как установлено в судебном заседании, истец Алексеев В.А. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.09.2004 г. (л.д.11). В указанном жилом помещении значится зарегистрированным по месту жительства с 02.06.2016 г. ответчик Петров В.Р., что подтверждается домовой книгой (л.д. 13-15). Согласно справке № 86 от 20.01.2020 г., выданной главой Великовечненского сельского поселения Белореченского района (л.д.10), Петров В.Р. по вышеуказанному адресу не проживает с июля 2016 г. по настоящее время. Таким образом, регистрация ответчика в указанном домовладении носит формальный характер.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Согласно ч.ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители собственника.
В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по смыслу ч.ч. 1 и 4 ст. 31 ЖК РФ к бывшим членам семьи собственника жилого помещения относятся лица, с которыми у собственника прекращены семейные отношения. Отказ от ведения общего хозяйства иных лиц (помимо супругов) с собственником жилого помещения, отсутствие у них с собственником общего бюджета, общих предметов быта, неоказание взаимной поддержки друг другу и т.п., а также выезд в другое место жительства могут свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.
Правовые последствия отсутствия бывших членов семьи собственника жилого помещения в жилом помещении по причине выезда из него Жилищный кодекс РФ не регламентирует.
Исходя из аналогии закона (ст. 7 ЖК РФ) к ситуации, связанной с выездом из жилого помещения бывших членов семьи собственника, подлежат применению положения ст. 83 ЖК РФ, а также разъяснения, содержащиеся в п. 32 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Согласно этим разъяснениям судам необходимо выяснить, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
При этом также необходимо учитывать, что отсутствие у гражданина, добровольно выехавшего из жилого помещения в другое место жительства, в новом месте жительства права пользования жилым помещением по договору социального найма или права собственности на жилое помещение само по себе не может являться основанием для признания отсутствия этого гражданина в спорном жилом помещении временным, поскольку согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права. Намерение гражданина отказаться от пользования жилым помещением по договору социального найма может подтверждаться различными доказательствами, в том числе и определёнными действиями, в совокупности свидетельствующими о таком волеизъявлении гражданина как стороны в договоре найма жилого помещения.
В судебном заседании было установлено, что ответчик Петров В.Р. был зарегистрирован в вышеуказанном жилом помещении на правах члена семьи собственника жилья, поскольку является внуком истца. В связи с тем, что ответчик никогда не проживал и не проживает в данном жилом помещении, его регистрации в указанном домовладении носит формальный характер, общее хозяйство с истцом ответчик не ведет, коммунальные платежи не оплачивает, каких-либо иных расходов по содержанию не несет, соглашения между ответчиком и собственником жилого помещения о пользовании жилым помещением не имеется, то суд считает, что ответчик перестал являться членом семьи собственника жилого помещения, следовательно, у него отсутствует право пользования вышеуказанным жилым помещением.
Согласно ст. 304 ГК РФ, собственник имеет право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.
В связи с этим и на основании выясненных в судебном заседании обстоятельств суд считает правильным признать ответчика прекратившим право пользования спорным жилым помещением и снять его с регистрационного учёта по этому адресу.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Петрова Виктора Руслановича, (дата) года рождения, признать прекратившим право пользования жилым помещением, принадлежащим на праве собственности Алексееву Владимиру Александровичу, расположенным по адресу: <адрес>, и снять его с регистрационного учета по месту жительства по этому адресу.
Решение может быть обжаловано в апелляционной инстанции гражданской коллегии Краснодарского краевого суда в течение месяца.
Председательствующий: Н.И. Стогний